Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Мамины сказки | Карелия

«Мамины сказки» — это проект Дзена о фольклоре, который живёт не в книгах, а в семьях. Мы отправились в разные регионы, чтобы услышать сказки и предания, которые мамы передают детям из поколения в поколение. Каждая серия – это не только истории, но и атмосфера домов, семей и традиций, в которых эти сказки продолжают жить. Каждый год в Карелию приезжает около полутора миллионов туристов, и понятно почему. Сюда сбегают от городской суеты: вдохнуть северный воздух и перезарядиться. Кажется, что это место само по себе лечит: дремучие леса, шустрые реки и бесконечная сеть глубоких озёр – их здесь, кстати, больше 60 тысяч – помогают заземлиться и вспомнить, что такое тишина и покой. Именно природа веками формировала мышление людей, живущих на этом кусочке Земли. Художница-керамистка Марийка Эйкало – одна из тех, кого Карелия вдохновляет ежедневно. В своих работах она воспевает сдержанные северные ландшафты, местный фольклор, сказки и мифы. Именно она стала нашим проводником в мир карельских

«Мамины сказки» — это проект Дзена о фольклоре, который живёт не в книгах, а в семьях. Мы отправились в разные регионы, чтобы услышать сказки и предания, которые мамы передают детям из поколения в поколение.

Каждая серия – это не только истории, но и атмосфера домов, семей и традиций, в которых эти сказки продолжают жить.

Каждый год в Карелию приезжает около полутора миллионов туристов, и понятно почему. Сюда сбегают от городской суеты: вдохнуть северный воздух и перезарядиться. Кажется, что это место само по себе лечит: дремучие леса, шустрые реки и бесконечная сеть глубоких озёр – их здесь, кстати, больше 60 тысяч – помогают заземлиться и вспомнить, что такое тишина и покой. Именно природа веками формировала мышление людей, живущих на этом кусочке Земли. Художница-керамистка Марийка Эйкало – одна из тех, кого Карелия вдохновляет ежедневно. В своих работах она воспевает сдержанные северные ландшафты, местный фольклор, сказки и мифы. Именно она стала нашим проводником в мир карельских сказок.

-2
«Любой художник говорит о своем восприятии мира. Я это делаю через понятные мне мотивы: через мотивы трав, через мотив леса. Вот этот вот акцент, я люблю небольшой, но яркий прятать в работу. Сейчас я себя определяю как художник-керамист. И сказочные мотивы, конечно, я тоже использую. Хотя для меня сказка – это всё-таки переосмысление уже мира природы людьми».

К керамике Марийка пришла не сразу. После школы она выбрала финскую филологию и начала учиться на лингвиста. Она долго не решалась повернуть в сторону творчества. Марийке казалось, что искусство – это несерьёзно, а ей нужна была твёрдая опора. Но рождение детей многое в ней изменило. Ей захотелось передать им родную культуру и важные карельские смыслы. Так она стала заниматься керамикой и основала свою студию «Тысячелистник».

-3
«Я думаю, что материнство — это и есть творчество. У тебя есть определённый момент вынашивания идеи, образа. У тебя есть определённый момент рождения и определённый момент воспитания идеи. То есть у тебя идея родилась, но она такая ещё маленькая, несамостоятельная, и ты какое-то время её холишь, лелеешь, с разных сторон смотришь, подкармливаешь какими-то впечатлениями. Потом она раз и такая, потихонечку-потихонечку через несколько работ это идея идёт-идёт-идёт и самостоятельно начинает жить в каком-то произведении. Поэтому материнство и творчество — это очень близкие процессы. То есть может быть как раз через материнство моё творчество и родилось».
-4

В Карелии сформировалась сильная фольклорная традиция, которая отражается и в работах современных художников вроде Марийки. Причем в разных частях Карелии есть свои культурные особенности.

-5

В Северной Карелии исторически живут поморы – смелые мореплаватели и первооткрыватели. Поэтому здесь в почете суровый морской эпос: сказания о море, путешествиях, духах воды.

Олонецкая Карелия (центр республики) – территория, где смешиваются карельская, финская и русская традиции. Исторически Олонецкий край был перекрёстком торговых путей, точкой встречи славян, карелов, новгородских купцов и многих других. Из-за этого олонецкая традиция вобрала в себя много разных влияний.

Но главной сокровищницей карельского устного фольклора считается Заонежье – одно из самых песенных мест на Русском Севере. Здесь, на полуострове между Онежским озером и его заливами, веками сохранялась особая певческая и сказовая традиция. Заонежцы были известны как одни из лучших рассказчиков и исполнителей былин: именно здесь записано огромное количество эпических песен о богатырях и героях. Например, истории про борьбу Добрыни Никитича и страшного змея, Илью Муромца и Соловья-разбойника была рассказаны местным сказителем Трофимом Рябининым.

«Сказки — это какая-то сублимированная философия людей, которые выросли на этой территории, которые здесь жили и всё это переживали, впитывали, передавали».
-7

Особую роль в культуре Карелии занимает эпос «Калевала». Это карельско-финский эпос, собранный в XIX веке финнским лингвистом Элиасом Лённротом из народных рунических песен. Руны – это особенные песни, через которые с древности жители Карелии передавали знания о мире и природе, быте и прошлом своего народа. Лённрот провел феноменальную работу: около 15 лет он ездил по самым глухим карельским деревням, общался с местными жителями и записывал песни, сказки и руны. Так и появилась «Калевала» – эпическая поэма о создании мира, о героях, волшебстве и вечной борьбе света и тьмы. «Калевала» стала культурным символом Карелии и Финляндии – мостом между древностью и современностью. Много лет Марийка мечтала поработать с текстом «Калевалы» и интерпретировать его в своем творчестве.

«Калевала – это то произведение, которое вот у меня с детства. Мы отдельно изучали Калевалу в школе, я отдельно изучала её в университете, у нас был целый очень интересный курс по Калевале. Там очень богатый образный ряд, там очень глубокий философский ряд, даже не ряд, а очень много философских тем. И прикасаться к ней в каком-то творческом плане очень долго было страшно».

Но недавно Марийка сделала шахматы на мотивы «Калевалы» в подарок своему сыну. Потому что она хочет таким образом передать своим детям важные для нее культурные смыслы.

-8
«Я очень люблю сказки, очень люблю их читать детям. Если я хочу, чтобы мои дети были моими детьми, чтобы они знали мой мир, я не буду им включать что-то, что не из моего мира. Я хочу, чтобы у них были мои смыслы».

Прочитать и посмотреть видео версии сказок из Карелии можно в подборке на нашем канале.