Поскольку психология должна быть научной, а значит, естественнонаучной, она обязана объяснять всю себя не из души, а из тела: «Таким образом, развитие мозга и связанной с ним сенсорной организации человека, образование руки в процессе труда — вот те общие природные данные, обеспечивающие безграничные возможности творчества человека. Сформировавшиеся в процессе труда эти человеческие свойства и составляют основной фонд так называемых потенциальных сил или способностей каждого индивида в самом широком смысле этого слова, ибо в каждом индивиде в его природной организации накоплены результаты развития человеческого рода» (т. ж., с. 7). Развитие мозга и связанной с ним сенсорной организации — это развитие высшей нервной системы. Следовательно, именно она является той средой, в которой возможны способности. «Развитие способностей шло параллельно развитию и усложнению трудовой деятельности человека, производства материальных и культурных благ. По мере роста производства труд становился все б