Наблюдать, как герои, с которыми мы провели от девяноста минут до двух с лишним часов, уезжают в закат, — это по-настоящему прекрасное чувство.
Однако порой ещё более сильный восторг вызывает полный шок. В этом есть своя особая магия: некоторые фильмы заставляют нас буквально терять дар речи, когда финал внезапно выбивает почву из-под ног, оставляя в оцепенении или вырывая из уст невольное «ах!» при осознании того, что только что произошло.
Иногда такой шокирующий или неожиданный финал заставляет зрителя полностью переосмыслить всё увиденное, заставляя взглянуть на события фильма под совершенно новым углом. К счастью, в истории кинематографа немало режиссёров, которые мастерски умеют оглушить публику — буквально в тот самый момент, когда на экране появляются титры.
Несколько таких примеров собрал в этой статье.
«Подозрительные лица»
Неонуарная классика Брайана Сингера «Подозрительные лица» завершается одним из самых неожиданных поворотов в современном кино. Действие разворачивается вокруг допроса, который проходит Роджер «Болтун» Кинт (Кевин Спейси) — на первый взгляд, безобидный и беспомощный человек, один из всего лишь двух выживших после ужасающего пожара на корабле в порту Лос-Анджелеса.
Кинт рассказывает детективам (и, по сути, наивным зрителям) длинную, запутанную историю, полную наркотиков, обмана и убийств, сводя всё к загадочному и почти мифическому главарю мафии по имени Кейзер Сёзе.
Но в чём же подвох? Сам Кинт — и есть Кейзер Сёзе. Это понимает только офицер, проводивший допрос (Чазз Палминтери), и то — с опозданием в несколько мгновений. Когда Кинт выходит из участка и, прихрамывая, уходит по улице, его неуклюжая походка постепенно выравнивается, и зритель в ужасе осознаёт: его обвели вокруг пальца.
Ведь, как гласит финальная фраза фильма, «величайший трюк, который когда-либо совершил Дьявол, — это убедить мир в том, что его не существует».
«Бесславные ублюдки» (2009)
Фильм Квентина Тарантино, предложивший вольную, почти фантазийную трактовку жанра военного триллера о Второй мировой войне, был номинирован на восемь «Оскаров», а Кристоф Вальц завоевал статуэтку за лучшую мужскую роль второго плана за незабываемого злодея — Ганса «Охотника на евреев» Ланду.
В актёрский ансамбль также вошли Майкл Фассбендер, Даниэль Брюль и Брэд Питт, чей персонаж — старший лейтенант Альдо «Апач» Рейн — стал вдохновением для названия всего фильма. Его отряд «бесславных ублюдков» занимается охотой на нацистов, вырезая их скальпы в качестве трофеев.
Фильм достигает апогея, когда повстанцы устраивают в кинотеатре кровавую расправу, в ходе которой буквально расстреливают Гитлера из пулемёта. Однако есть один немец, которого Рейн не может убить напрямую: Ланда, заключив сделку с высшим командованием, получает гражданство США и обещание свободы.
Но Альдо не из тех, кто легко прощает. В самом конце, уже за кадрами основного действия, Питт достаёт нож и вырезает свастику на лбу Вальца. Этот крупный план шокирует своей леденящей жестокостью и становится мрачным, но уместным финалом.
«Планета обезьян» (1968)
Этот культовый научно-фантастический фильм 1968 года, основанный на романе французского писателя Пьера Буля «Планета обезьян» (1963), считается одним из величайших в истории жанра и содержит, пожалуй, самый знаменитый шокирующий финал.
Чарльтон Хестон играет астронавта Тейлора, который вместе с командой совершает аварийную посадку на неизвестной планете. Вскоре становится ясно, что они не одни: в этом мире разумные обезьяны правят бал, а люди превратились в немую, дикарскую массу.
Сначала кажется, что герои попали в чужой мир, но в финале Тейлор, спасаясь от своих преследователей и двигаясь вдоль побережья в надежде найти путь домой, натыкается на руины — обломки Статуи Свободы, наполовину погружённые в песок. Он понимает, что всё это время находился на Земле, но в далёком будущем, опустошённом ядерной войной.
Эта сцена навсегда вошла в историю кинематографа как одна из самых ошеломляющих финальных развязок.
«Дитя тьмы»
Среди самых жутких сюжетных поворотов последних лет особняком стоит фильм «Дитя тьмы». История начинается с трагедии: пара (Вера Фармига и Питер Сарсгаард) пытается спасти свой брак после смерти нерождённого ребёнка. В надежде начать всё заново они решают усыновить девочку — тихую девятилетнюю русскую сироту по имени Эстер (Изабель Фурман).
Однако вскоре выясняется, что за милой внешностью скрывается не ребёнок, а 33-летняя психопатка по имени Лина Кламмер, страдающая редким гормональным заболеванием, из-за которого она выглядит как ребёнок.
Всю жизнь она притворялась девочкой, переходя из семьи в семью, чтобы… соблазнять отцов. В новом доме она пытается соблазнить приёмного отца, а когда тот отвергает её, убивает его. Зритель, осознав истинную природу Эстер, испытывает настоящий ужас.
«Империя наносит ответный удар» (1980)
Первый сиквел «Звёздных войн» разворачивается спустя три года после уничтожения «Звезды Смерти» — захватывающего финала оригинального фильма. Люк Скайуокер (Марк Хэмилл), штурмовая эскадрилья повстанцев и их подвиг уязвимого места супероружия стали иконой кинематографа.
Но всё это меркнет перед потрясающим двойным финалом «Империи наносит ответный удар».
Сначала зрители были потрясены, узнав, что Хана Соло (Харрисон Форд) заморозили и передали Империи. Но настоящий шок наступил позже: когда Люк прибывает в Облачный город, чтобы спасти друзей, он попадает в ловушку Дарта Вейдера (Дэйв Проуз). В дуэли на световых мечах Люк теряет руку, но всё равно отказывается перейти на тёмную сторону.
И тогда Вейдер произносит фразу, которая навсегда вошла в поп-культуру: «Я — твой отец». Этот момент стал одним из самых цитируемых, пародируемых и обсуждаемых в истории кино.
«Семь»
Серийный убийца, вдохновлённый семью смертными грехами, методично расправляется с теми, кого считает виновными. Однако финал картины превосходит всё увиденное ранее.
Когда детектив-ветеран Уильям Сомерсет (Морган Фримен) и его напарник Дэвид Миллс (Брэд Питт) ловят убийцу (Кевин Спейси), они получают посылку — коробку с головой жены Миллса, Трейси (Гвинет Пэлтроу).
Убийца хотел, чтобы Миллс, охваченный гневом, сам совершил последнее убийство, завершив цикл. И Миллс действительно убивает его — но не в кровавой сцене, а в моменте леденящего душу спокойствия. Примечательно, что отрубленная голова Пэлтроу так и не показана в кадре, хотя многие зрители до сих пор уверены, что видели её.
«Олдбой» (2003)
Хотя южнокорейский режиссёр Пак Чхан Ук стал известен в Голливуде после англоязычной драмы «Порочные игры» (2013), его истинный шедевр — фильм «Олдбой», ставший жемчужиной корейского кинематографа.
Главный герой, О Дэ Су (Чхве Мин Сик), — пьяница, которого неожиданно похищают и на 15 лет заточают в номере отеля с железной дверью. По неясной причине и без объяснений.
Когда его наконец освобождают, он знакомится с молодой женщиной Ми До (Кан Хе Чжон), которая помогает ему начать новую жизнь. Между ними завязываются романтические отношения.
Но в финале похититель, мучитель О Дэ Су, раскрывает ужасную правду: Ми До — его собственная дочь, которую он не видел с младенчества. Их любовь — часть жестокой мести. Этот поворот остаётся одним из самых жестоких и шокирующих в мировом кино.
«Мальчик в полосатой пижаме»
Те, кто прочитал одноимённый роман Джона Бойна до просмотра экранизации, были хоть немного подготовлены к финалу.
Но даже они не могут остаться равнодушными, когда восьмилетний Бруно (Эйса Баттерфилд), сын высокопоставленного нацистского офицера, и его друг Шмуэль (Джек Скэнлон), еврейский узник концлагеря, идут вместе в газовую камеру в поисках пропавшего отца Шмуэля.
Бруно, не до конца понимая ужас происходящего, надевает полосатую пижаму и перелезает через забор лагеря. Друзья исчезают в толпе, а камера медленно отъезжает, оставляя зрителя с разбитым сердцем.
«Боже, благослови Америку»
Бобкэт Голдтуэйт, лучше известный по ролям в «Полицейской академии», заслуживает гораздо большего признания как режиссёр.
Его фильм ужасов «Уиллоу Крик» и чёрная комедия «Самый лучший папа на свете» с Робином Уильямсом получили высокие оценки, но особняком стоит картина «Боже, благослови Америку» — с по-настоящему потрясающим финалом.
Фильм рассказывает о Фрэнке (Джоэл Мюррей), тяжелобольном человеке, разочарованном в современной Америке, и Рокси (Тара Линн Барр), старшекласснице с таким же циничным взглядом на мир. Вместе они начинают убивать тех, кого считают символами деградации общества — от грубиянов-соседей до телезнаменитостей.
Зритель ожидает, что погибнет Фрэнк, но в шокирующем финале на телешоу в стиле «Американского идола» школьницу Рокси разрывают на части выстрелы полицейских снайперов. Этот момент ломает все ожидания и оставляет за зрителем гнетущее ощущение бессмысленности насилия.
«Шестое чувство»
Если есть режиссёр, чьё имя стало синонимом обязательного шокирующего финала, то это М. Найт Шьямалан — мастер иллюзий, который сначала убаюкивает зрителя, а потом сокрушает его мир одной фразой.
Настоящий триумф он одержал в 1999 году с фильмом «Шестое чувство».
История мальчика Коула (Хейли Джоэл Осмент), который «видит мёртвых», и детского психолога доктора Малкольма Кроу (Брюс Уиллис) казалась простой драмой с элементами сверхъестественного. Но в финале выясняется, что доктор Кроу был мёртв всё это время — он погиб в самом начале картины.
Эта развязка вызвала настоящую сенсацию: слухи о «Шестом чувстве» разлетелись по миру, превратив скромный фильм в культовый феномен. Он получил шесть номинаций на «Оскар» и собрал в мировом прокате невероятные 673 миллиона долларов — доказательство силы одного идеально исполненного поворота.
А какой фильм вас шокировал своим финалом? Делитесь в комментариях!