Найти в Дзене
Код Цивилизации

Лифт в облака: Байлун — самый высокий в мире открытый лифт

Как инженерная мысль подарила миру стремительный путь к небесам посреди каменных исполинов Китая. ✨ Воздух в ущелье был густым и влажным, пропахшим хвоей и сыростью древних камней. Где-то в вышине, сквозь клочья тумана, проступали силуэты исполинских песчаных столбов — тех самых, что миллионы лет назад вдохновили природу на создание этого фантастического ландшафта. А внизу, у подножия одной из таких скал, в 2002 году началась новая эра для Национального парка Чжанцзяцзе — эра, когда расстояние между землей и небом стало преодолеваться за полторы минуты. Именно тогда здесь, в сердце провинции Хунань, заработал лифт Байлун, самый высокий в мире открытый лифт, стремительный стеклянный путь к заоблачным вершинам. Парк Чжанцзяцзе, признанный первым национальным лесным парком Китая еще в 1982 году и внесенный ЮНЕСКО в список Всемирного наследия в 1992-м, долгое время оставался труднодоступным царством природной мощи. Путь наверх занимал у путешественников несколько часов изнурительного подъе
Оглавление
Как инженерная мысль подарила миру стремительный путь к небесам посреди каменных исполинов Китая. ✨

Пролог к чуду 🏞️

Воздух в ущелье был густым и влажным, пропахшим хвоей и сыростью древних камней. Где-то в вышине, сквозь клочья тумана, проступали силуэты исполинских песчаных столбов — тех самых, что миллионы лет назад вдохновили природу на создание этого фантастического ландшафта. А внизу, у подножия одной из таких скал, в 2002 году началась новая эра для Национального парка Чжанцзяцзе — эра, когда расстояние между землей и небом стало преодолеваться за полторы минуты. Именно тогда здесь, в сердце провинции Хунань, заработал лифт Байлун, самый высокий в мире открытый лифт, стремительный стеклянный путь к заоблачным вершинам.

Парк Чжанцзяцзе, признанный первым национальным лесным парком Китая еще в 1982 году и внесенный ЮНЕСКО в список Всемирного наследия в 1992-м, долгое время оставался труднодоступным царством природной мощи. Путь наверх занимал у путешественников несколько часов изнурительного подъема по скользким, поросшим мхом тропам. Идея же построить лифт, который разрезал бы скалу, как нож, казалась одновременно кощунственной и гениальной. Это была попытка человека не покорить природу, а встроиться в ее ритм, предложив иной, стремительный взгляд на ее величие.

Стальной стебель среди каменных великанов 🏗️

-2

Само название «Байлун» — «Лифт Ста Драконов» — отсылает к поэтической китайской мифологии. Спроектированный и возведенный с грандиозным трудом, он представляет собой гибрид первобытной силы и высоких технологий. Его общая высота составляет 326 метров (1070 футов), что принесло ему звание самого высокого внешнего лифта на планете. Но его конструкция — это не просто стальной столб. Нижние 155 метров лифта скрыты в недрах скалы, в туннелях и шахтах, которые инженеры пробивали в кварцевом песчанике с ювелирной точностью, чтобы не нарушить целостность массива. Наружу вырывается лишь верхняя часть — 171 метр стального прозрачного обелиска, который становится смотровой площадкой, парящей в воздухе.

Три стеклянных двухуровневых кабины, бегущие параллельно друг другу, способны поднять за раз 50 человек каждая. Первоначально подъем занимал около двух минут, но после модернизации в 2015 году время сократилось до 1 минуты 32 секунд — именно столько требуется, чтобы совершить путешествие от подножия к пику. Для тех, кто осмелится повторить этот путь снаружи, свободным лазанием, это заняло бы 68 минут и 26 секунд, что лишь подчеркивает масштаб инженерного замысла. Стоимость этого грандиозного проекта достигла 20 миллионов долларов, а его итогом стало не просто сооружение, а настоящая достопримечательность, попавшая в Книгу рекордов Гиннесса сразу по трем параметрам: как самый высокий внешний, самый высокий двухуровневый и самый быстрый пассажирский лифт с наибольшей пропускной способностью.

Битва за гармонию: экология против прогресса 🌿

-3

Сразу после своего появления Байлун оказался в эпицентре жарких споров. Строительство массивного стального сооружения в сердце объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО было воспринято многими как акт вандализма. Экологи и защитники культурного наследия справедливо указывали на риски: увеличение антропогенной нагрузки на хрупкую экосистему парка, визуальное загрязнение ландшафта, последствия строительных работ в геологически уникальном месте. Особенно тревожными эти опасения казались в сейсмически активном регионе, что вынудило власти уже в 2002-2003 годах, вскоре после открытия, закрыть лифт на целых 10 месяцев для дополнительных проверок и установки системы детекторов землетрясений.

Однако у проекта нашлись и веские аргументы в защиту. Сторонники лифта утверждали, что он, как это ни парадоксально, помогает природе. Концентрация тысяч туристов в одной быстрой точке подъема позволила резко сократить нагрузку на пешеходные тропы, которые десятилетиями вытаптывались и размывались дождями. Байлун кардинально изменил логистику посещения парка. Если раньше путешественникам требовалось несколько дней и ночевок в гостиницах на территории заповедника, то теперь они могли совершить однодневную поездку . Это привело к сокращению числа отелей и гостевых домов прямо в парке, что также снизило общее воздействие человека на окружающую среду. Таким образом, стальной исполин стал не символом поражения, а инструментом нового, более разумного баланса между желанием человека видеть красоту и необходимостью эту красоту сохранять.

Ощущение полета: что чувствует путешественник 🎢

-4

Для туриста, стоящего в очереди у подножия скалы, момент перед посадкой в кабину наполнен смесью нетерпения и легкого трепета. Когда двери с мягким шипением закрываются, и кабина начинает плавный, но неумолимый подъем, происходит чудо преображения. Сначала вы движетесь в полумраке скальной шахты, и лишь легкая вибрация выдает огромную скорость. И вот — вас выносит на открытое пространство. Свет заливает кабину, и за стеклом разворачивается панорама, от которой перехватывает дыхание.

Величественные каменные столбы, которые еще минуту назад вы взирали снизу вверх, теперь проплывают на уровне глаз. Их вершины, увенчанные упрямой зеленью, кажутся близкими enough, чтобы до них дотронуться. А внизу простирается изумрудное море лесного ковра, и если повезет с погодой, сквозь дымку тумана можно разглядеть те самые «парящие горы», которые вдохновили Джеймса Кэмерона на создание ландшафтов Пандоры в фильме «Аватар». Один из пиков парка, Колонна Южного Неба, был даже официально переименован в «Гору Аватар-Аллилуйя» в 2010 году . Именно к этой и другим смотровым площадкам, таким как «Первый мост под небесами» и «Фасадающая терраса», и ведет короткий путь, лифт Байлун. Путь, который пешком занял бы не менее трех часов, теперь укладывается в несколько незабываемых мгновений, наполненных ощущением полета и восторгом от открывшейся мощи природы.

Эпилог: мост между эпохами 🌉

Сегодня лифт Байлун — это не просто функциональный объект, а полноценный символ Чжанцзяцзе. Он открыт для посещения с 8:00 до 18:00, а стоимость поездки в одну сторону составляет 72 юаня (около 10.5 долларов). Несмотря на свою молодость, он уже прочно вписался в историю этого древнего ландшафта. Он — свидетельство того, что диалог человека и природы возможен в самых разных формах. Иногда это почтительное созерцание, а иногда — смелый инженерный жест, который, как оказалось, может не только не разрушить хрупкую гармонию, но и помочь ее сберечь для будущих поколений.

Он стоит как мост между двумя эпохами: эрой труднодоступного, почти мифического чуда, доступного лишь самым выносливым, и эрой, когда красота стала ближе, оставаясь при этом не менее величественной. И каждый, кто совершает это головокружительное восхождение, на полторы минуты становится частью этой вечной истории — истории о камне, стали и человеческом гении, который связал их воедино.