Найти в Дзене
Из тени в свет

Произвольная речь.

Речь бывает письменная, устная. -Какая ещё бывает речь, кроме..... ? - спросила я Алису, ожидая, что она мне подскажет как правильно назвать ТО, над чем мы сейчас работаем с дочерью. Я имею ввиду. Ту речь, тот язык, на котором общаются обычные дети (люди), разговаривая между собой. И ТО, что я частенько слышу от наших племянников. Как они разговаривают между собой. Но совершенно не слышу от дочери. Нам это не доступно. Совсем пусто в этом поле. То есть, мы заняты развитием устной речи, письменной речи с тех пор, как проблемы стали очевидными и пришло понимание, а что именно делать. А вот, про бытовую речь, разговорную.... Как-то не до того было. И вот я задаю Алисе вопрос, ожидая, что она мне и скажет про разговорную речь, а она ВОТ ЧТО выдала. Кроме письменной и устной, выделяют следующие виды речи: ДА..... Выдала, так выдала. Спасибо! Есть о чём задуматься. Особенно.... Эгоцентрическая речь. Да! Есть у нас. В наличии. А вот внутренняя речь - отсутствует напрочь. Всё, о чём доч

Речь бывает письменная, устная.

-Какая ещё бывает речь, кроме..... ? - спросила я Алису, ожидая, что она мне подскажет как правильно назвать ТО, над чем мы сейчас работаем с дочерью.

Я имею ввиду.

Ту речь, тот язык, на котором общаются обычные дети (люди), разговаривая между собой. И ТО, что я частенько слышу от наших племянников. Как они разговаривают между собой.

Но совершенно не слышу от дочери. Нам это не доступно. Совсем пусто в этом поле.

То есть, мы заняты развитием устной речи, письменной речи с тех пор, как проблемы стали очевидными и пришло понимание, а что именно делать. А вот, про бытовую речь, разговорную....

Как-то не до того было.

И вот я задаю Алисе вопрос, ожидая, что она мне и скажет про разговорную речь, а она ВОТ ЧТО выдала.

Кроме письменной и устной, выделяют следующие виды речи:
  • Внутренняя. Не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге.
  • Жестовая. Способ общения людей, лишённых слуха, посредством системы жестов. Жестовая речь применяется как вспомогательное средство в обучении и воспитании детей с недостатками слуха. 
  • Эгоцентрическая. Мысли и рассуждения вслух, осуществляемые в вопросно-ответной форме, это разговор с самим собой как с воображаемым партнёром по общению. 
  • Автоматизированная. Например, упрощённые в опыте фразеологизмы, несентенциональные выражения. 
  • Рядовая. В такой речи первое слово рефлекторно вызывает последующие в ряду слова (счёт, название дней недели, месяцев и др.). 

ДА..... Выдала, так выдала.

Спасибо! Есть о чём задуматься.

Особенно....

Эгоцентрическая речь.

Да! Есть у нас. В наличии. А вот внутренняя речь - отсутствует напрочь.

Всё, о чём дочь думает, что она планирует, в голове она не держит. Всё это она высказывает тут же, и сейчас же.

Об этом надо, наверно, говорить отдельно. Пока я не готова. Лишь коснулась этой темы.

Когда ни будь, может, и соберусь с духом.

А пока, я хотела рассказать, каким образом пытаюсь внедрить - научить дочь простому бытовому разговору.

Алиса дала кое-какие подсказки.
Вот типичные примеры разговорной бытовой речи:

Приветственные фразы:

  • «Здарова!» (неформальное приветствие)
  • «Как сам/сама?»
  • «Приветик, как делишки?»

Повседневные диалоги:

  • «Слушай, а где мои ключи?»
  • «Куда делся мой телефон?»
  • «Может, в кино смотаемся сегодня?»

Выражения эмоций:

  • «Ну ты даёшь!» (удивление)
  • «Вот это да!» (восхищение)
  • «Ну и ну!» (разочарование)

Бытовые просьбы:

  • «Можешь чайник поставить?»
  • «Помоги, пожалуйста, с сумками»

Разговор о планах:

  • «Пойдём завтра в магазин?»
  • «Может, на выходных на природу рванем?»
  • «Вечером собираемся у меня, приходи»

Выражение благодарности:

  • «Спасибо огромное!»
  • «Ты меня выручил/выручила!»
  • «Премного благодарен/благодарна»

Прощание:

  • «Ну, я пошёл»
  • «Бывай!»
  • «До связи!»
  • «Чао!»

Повседневные комментарии:

  • «Погода сегодня — просто класс!»
  • «Вкуснотища!»
  • «Телевизор опять барахлит»

Обсуждение бытовых вопросов:

  • «Надо бы квартиру прибрать»
  • «Продукты закончились, надо бы в магазин слетать»

**************

Вот у нас ничего подобного! Таких фраз ....

Где их достать-то? И как добыть?

И вот, примерно, с сентября я чётко поставила себе задачу.

Надо, каким-то образом работать над этим.

Карточки у меня имеются....

И пришла идея.

Не описывать сюжет, а разыгрывать сценки.

Представлять, ЧТО бы говорили персонажи. Какие фразы.

И вот родился такой ролик.

И что я хочу сказать.

Да. Мы идём в правильном направлении. Речь. Проявления речи. И понимание речи на бытовом уровне.

Например.

Как-то раз, у дочери планшет перестал работать.

-Отнеси папе. Пусть он подшаманит, - сказала я.
И дочь заулыбалась. Поняла, о чём я.
Раньше, было нереально ей понять смысл слова "подшаманит".

А ещё, дополнительный бонус таких занятий, это актёрство, в хорошем смысле слова. Умение проявить нужную эмоцию в предлагаемых обстоятельствах.

Учимся и этому.

Приятного просмотра! Ссылка.

Всем пока!

Вася и осьминог