«Не плоть и кровь, а сердце делает нас отцами и сыновьями» (Ф. Шиллер)
Мое знакомство с творчеством Александра Вампилова (1937-1972) состоялось пять лет назад: 24 января 2020 года на спектакле «Старший сын» по одноименной пьесе, написанной в 1965 году, в Сарапульском драматическом театре. Перед просмотром, как обычно, я прочла пьесу, которая неожиданно оказалась очень личной для меня историей.
Просмотр спектакля «Старший сын» на сцене ДК «Аксион» 21 ноября 2025 года в постановке Театра им. Вл. Маяковского подвиг меня к тому, чтобы рассказать о непростой судьбе пьесы, о её вневременности и многомерности, о трагической судьбе ее автора, которого считают Чеховым наших дней, о спектакле, поставленном на ее основе.
Авантюристы поневоле
Эта история о том, как двое случайных приятелей - студент-медик Владимир Бусыгин и торговый агент Семен Севостьянов (Сильва), засидевшись в кафе, опоздали на последнюю электричку. Оказавшись холодным весенним вечером в чужом городе, они безуспешно пытаются найти себе ночлег.
Отчаявшись, молодые люди идут на безобидный с первого взгляда обман: подслушав разговор главы семейства Андрея Сарафанова, они представляются студентами-медиками, один из которых – его внебрачный сын, приехавший для встречи с отцом.
Благодаря обману они попадают в дом семейства Сарафановых, где отец-одиночка, покинутый женой, воспитывает двух детей: 15-летнего Васеньку и 19-летнюю Нину. К всеобщему удивлению, Сарафанов принимает выдуманный рассказ о родстве за «чистую монету». В результате череды трагикомических событий обман раскрывается. При этом все, взрослые и дети, наконец-то ощутив, что значит дом и семья, становятся счастливы.
Основной нерв истории
Такая быстрая и легкая вера Сарафанова в то, что Владимир Бусыгин - его старший сын объясняется тем, что отношения «отец-сын» были для Вампилова темой очень личной, болезненной и острой. Почти сразу после рождения Александра его отца по доносу коллеги арестовали и расстреляли в 1938 году. Семья о расстреле ничего не знала, и после посмертной реабилитации в 1957 году им сообщили, что отец скончался от воспаления легких 17 августа 1944 года. Все эти годы Александр Вампилов ждал отца, «…ждал, надеялся и верил…».
Этим же объясняется болезненная и острая реакция Вампилова на упреки в адрес его Бусыгина в жестокости за «злую шутку». В письме редактору одного из журналов он говорит: «Помилуйте, какая жестокость? Он рос без отца, это его боль, его страдание и его нерв». И это нерв всей пьесы. Принимая во внимание эти обстоятельства, розыгрыш перестает быть жестоким, тем более что в результате возникает такая духовная связь, которая крепче родственных уз.
«Театр – инструмент любви. Пьеса разыгрывается не на сцене, а в сердцах зрителей»
Постановка предстала перед зрителем в интерпретации режиссера Анатолия Шульева так лирично и трогательно, что на спектакле по «комедии в двух действиях» во втором акте не каждый зритель мог сдержать слезы.
Игорь Костолевский в роли главного героя показал человека, все довоенные мечты которого о карьере музыканта после службы в артиллерии почти сходят на нет. Его выгнали из оркестра, он вынужден играть на похоронах, о чем стыдится признаться даже детям, с которыми бросила его жена, и которые мало обращают на него внимания, поглощенные своими проблемами.
Только бесконечно одинокий в своей семье человек мог отреагировать на обман так по-Пушкински: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!». Сарафанов не просто был обманут, он подсознательно хотел быть обманутым. Его готовность обманываться проистекает из его внутренней потребности иметь старшего сына, родственную душу, которая бы его поняла и поддержала. Известие о появлении старшего сына он принял с таким с воодушевлением еще и потому, что страшился потерять своих детей: дочь собирается покинуть дом, последовав на Сахалин вслед за женихом, сын хочет сбежать из дома от неразделенной любви.
Помимо отцовских чувств у Сарафанова есть и нереализованные творческие амбиции – он тайно сочиняет ораторию «Все люди – братья!», правда, написал пока только одну страницу. Глубокая человечность, доверчивость, наивность, потребность в любви и семейном тепле делают его героя трогательным и трагичным одновременно.
Актер Алексей Дякин в роли «старшего сына» показал перемены, которые происходят с ним после знакомства с семьей Сарафанова. Он с приятелем хотел погреться, и он отогревается у семейного очага.
По мере согревания, оттаивания внутри человека, выросшего без отца, проживающего в общежитии, растет душевная привязанность к семье Сарафановых. Он очень ответственно приступает к своей роли старшего сына. Дочь Сарафанова Нину (Полина Лазарева) он спасает от необдуманного замужества.
Её младшему брату Васе (Станислав Кардашев) он помогает пережить личную драму: парень безответно влюблен в 25-летнюю соседку (Юлия Соломатина), которая смеется над его чувством. А самого Сарафанова он научит верить в то, что быть любящим отцом – настоящий талант.
Не таков его приятель Сильва (Всеволод Макаров), оставшийся в итоге без брюк, что символизирует «обнажение» его истинной сущности приспособленца, который в критической ситуации ведет себя не самым достойным образом.
Выпускник летного училища Михаил Кудимов (Илья Никулин), жених Нины, стремится быть идеальным во всем, но начисто лишен чувства эмпатии и сострадания в отличие от совсем не идеального Бусыгина, которого впоследствии выбрала Нина.
Окон негасимый свет
Постановка погружает зрителей в атмосферу 60-х годов XX века. О времени действия напоминают декорации: потрепанная табличка «Новомыльниково», водоразборная колонка, скамейки. Картину мрачной ночи дополняют зловеще искрящиеся на столбах провода. Весь спектакль зрители как будто подглядывают с улицы в окно уютной квартиры Сарафанова, где в семейных декорациях разворачиваются события спектакля. Типичную советскую обстановку тут создают деревянный стол, шкаф-буфет с посудой, холодильник «ЗИЛ», раскладушка и торшер в глубине сцены.
И это все о нем
Это спектакль о мужчинах, взрослых и юных, сильных и слабых, смелых и нерешительных. О мужчинах, которые умеют ждать, надеяться, верить, любить и прощать. Женщины в этой постановке на вторых ролях. Спектакль вполне можно считать поздравлением всех мужчин с их прошедшими уже в ноябре праздниками – Всемирным днем мужчин и Международным мужским днем.
Это спектакль о детско-родительских отношениях, которые никогда не бывают простыми. Как нас учили еще в школе, отцы и дети – тема на века. Потому что смена поколений равна смене ценностей, привычек, манер, всего. Дети Сарафанова – это новое поколение, с легкостью смотрящее в будущее. А вот отцу с его прошлым очень важно появление старшего сына, как надежды на то, что жизнь еще можно изменить.
Это спектакль о том, что иногда маленький розыгрыш может стать началом чего-то большого и значимого в жизни одного человека и целой семьи.
Этот спектакль о том, что иногда, очень редко, случается в жизни ситуация, когда чужие люди становятся друг другу ближе кровных родственников. А соединение с некровным человеком кровными узами – это редкий двойной приход. Как в спектакле, где вместо фальшивого брата появился настоящий жених.
Это спектакль о том, что любовь, дружба, семья остаются главными ценностями в жизни.
Чехов XX века
Каждый герой Вампилова несчастен по-своему: Андрей Сарафанов, не ставший известным музыкантом, страдает от одиночества; его сын Вася, выросший без матери, влюблен в женщину старше себя; дочь Нина собирается замуж без любви; Бусыгин, притворяясь сыном Сарафанова, впервые ощущает отцовское тепло.
В этом суть вампиловского «маленького человека», в этом Вампилов перекликается с Чеховым. О своих совсем «негероических» героях оба автора рассказывают с грустным юмором и любят их за то, что они прежде всего люди, а не идеальные герои.
За свои 34 года жизни Вампилов написал пять пьес – столько же, сколько и Чехов.
«Знаете, каким он парнем был»
«Александр Вампилов был интеллигентным человеком в самом добром, уважаемом смысле этого слова. Умел слушать и умел сказать - точно, интересно и независимо ни от кого. Порой казалось, что у него какой-то особый строй мышления, потому что он подходил к сути разговора с той стороны, о которой отчего–то все забывали, он делал разговор как бы многомерным. У Саши прекрасно было развито и организовано то, что называют внутренним тактом, а в это понятие входит и вкус, и мера, и согласие – стройность, мягкость, смелость и музыкальность человеческой души»,
– так говорил о Вампилове российский писатель В.Г. Распутин.
Премьера пьесы «Старший сын» в 1969 году в Иркутском драматическом театре имела огромный успех.
По поводу постановки, в которой Вампилов принимал участие, он писал:
«В театре… в тяжком воздухе интриг и администрирования носятся все же еще и надежда, и поэзия».
Но в целом театральная судьба произведений Вампилова была очень сложной. Его пьесы с трудом преодолевали цензурные запреты в печати и на сцене. Художественные руководители просили переписать «слишком смелые» тексты его пьес, в том числе и «Старшего сына», но «переписывать пьесу в угоду хамам и чиновникам» Вампилов отказывался.
Пробить своим пьесам путь на сцену в запутанном лабиринте интриг московской театральной жизни Вампилов так и не смог. Этой борьбы он не прекращал до самого конца, но так и не дождался при жизни ни признания, ни всенародной любви и славы.
«Никто не умирает совсем, пока о нем помнят»
Александр Вампилов погиб трагически: утонул в водах Байкала за два дня до своего 35-летия. В лодке, перевернувшейся от удара, их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят быстрее, чем его самого. А Александр предпочел спасаться самостоятельно. В ледяной воде он доплыл до берега, коснулся ногами земли и в этот момент его сердце не выдержало переохлаждения.
Пройдет всего год после его смерти, и в стране почти не останется театра, где бы не шли пьесы Вампилова. Его зачислят в свои титульные авторы практически все ведущие театры России. Его драматургия перешагнет границы страны и будет поставлена по всему миру. Пьесы Александра Вампилова режиссеры считают за честь ставить, а актеры - играть в них Бусыгиных, Сарафановых и других. Почему? На этот вопрос Александр Валентинович ответил так:
«Ложь стала естественной, как воздух. Правда сделалась исключительной, парадоксальной, остроумной, таинственной, поэтической, из ряда вон выходящей. Говорите правду, и вы будете оригинальны».
Мои впечатления
Мне очень понравилась постановка прежде всего максимальной приближенностью к классическому оригиналу. Пьеса эта даже не советская классика, это просто классика на все времена.
Великолепная сценография спектакля построена на контрасте: на улице холодно, зато в доме Сарафанова тепло. Оформление очень помогает актерам передать химию человеческих отношений, сущность которых заключена в словах Андрея Григорьевича Сарафанова: «Вы все мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное». Конец фразы тонет в громе аплодисментов.
Особо хочу отметить Игоря Костолевского, сумевшего донести до зрителей вампиловскую «кровоточащую искренность». Будучи излишне красив для этой роли, он рисует портрет человека, которого хочется «обнять и плакать» и одновременно сострадать ему. Я не могла сдержать слез, когда дрогнул его голос на фразе:
«я было совсем уже затосковал. Один бежит из дому, потому что у него несчастная любовь. Другая уезжает, потому что у нее счастливая».
Сочиненный экспромт Владимира Бусыгина о матери, которая так и не вышла замуж после встречи с Сарафановым, напомнил в который уже раз историю моей семьи: в 1937 году был репрессирован отец моей матери по доносу человека, который просто хотел занять его должность.
Моя бабушка хранила верность своему мужу, несмотря на то что было множество вариантов безбедно устроиться в этой жизни, в том числе ответив согласием на предложение того типа, который донес на её мужа, сломав жизнь всей семьи.
По абсолютно понятным мне причинам этого произойти не могло: не позволяли нравственные устои, человеческая порядочность. Мне не понаслышке знакомо, что значило жить с печатью родственников «врага народа» даже после реабилитации. И это чувство спектакль болью всколыхнул во мне.
Спектакль цепляет и не отпускает, хочется сходить на него еще и еще раз. На спектакле можно поностальгировать по временам, когда наши родители были молоды. Постановка радует, возвышает, рождает понимание, учит, улучшает нравы. Спасибо режиссеру, актерам и всем, кто его создал!