Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Мамины сказки | Бурятия

«Мамины сказки» — это проект Дзена о фольклоре, который живёт не в книгах, а в семьях. Мы отправились в разные регионы, чтобы услышать сказки и предания, которые мамы передают детям из поколения в поколение. Каждая серия – это не только истории, но и атмосфера домов, семей и традиций, в которых эти сказки продолжают жить. Говоришь «Бурятия» и сразу вспоминаешь Байкал. Великое озеро стало главным туристическим символом республики. Но для местных жителей это, прежде всего, место силы: буряты и эвенки считают Баргузинскую долину у берегов Байкала сакральной территорией. У священных камней, родников и деревьев здесь до сих пор проводят шаманские и буддийские обряды. А Иволгинский дацан, расположенный в Бурятии, считается центром российского и европейского буддизма. Влияние буддийской культуры заметно в работах сестёр-художниц и иллюстраторов Ольги и Ирины Ертахановых. Они создают digital art работы, вдохновляясь семейными историями, старинными легендами и народными сказаниями. «В буддистс

«Мамины сказки» — это проект Дзена о фольклоре, который живёт не в книгах, а в семьях. Мы отправились в разные регионы, чтобы услышать сказки и предания, которые мамы передают детям из поколения в поколение.

Каждая серия – это не только истории, но и атмосфера домов, семей и традиций, в которых эти сказки продолжают жить.

Говоришь «Бурятия» и сразу вспоминаешь Байкал. Великое озеро стало главным туристическим символом республики. Но для местных жителей это, прежде всего, место силы: буряты и эвенки считают Баргузинскую долину у берегов Байкала сакральной территорией. У священных камней, родников и деревьев здесь до сих пор проводят шаманские и буддийские обряды. А Иволгинский дацан, расположенный в Бурятии, считается центром российского и европейского буддизма. Влияние буддийской культуры заметно в работах сестёр-художниц и иллюстраторов Ольги и Ирины Ертахановых. Они создают digital art работы, вдохновляясь семейными историями, старинными легендами и народными сказаниями.

-2
«В буддистских танках, например, есть канон, по которому уже тысячелетия изображаются божества. Там используются только натуральные пигменты и натуральные красители. И поэтому цвета такие тонкие, а переходы и градиенты – очень искусные, красивые. Отчасти они воспитали в нас любовь к сочетанию некоторых цветов. Это какая-то тоже особенность бурятской культуры, и, наверное, буддистской культуры в целом: что все на самом деле имеет смысл».

Девушки всегда ощущали глубокую связь со своей семейной историей и предками. Но именно после учёбы в Британии они по-новому взглянули на собственную культуру, будто увидели её заново: ярче и объёмнее.

-3
«Удивляют людей какие-то традиционные вещи. Что у нас, например, есть какие-то отношения с предками, с бабушками. Вот эти отношения внутри семьи, которые нам казались обычными. Что у каких-то бабушек, прабабушек было по 11 детей. Что у нас много предков в роду знают и помнят. Это кажется людям удивительным, потому что часто у европейцев дальше второго, третьего колена, может быть, и не знают родственников. Вообще, мне кажется, в восточной культуре принято заботиться о предыдущих поколениях. Человек становится старше и переходит в какой-то ранг если не духа, то того, кто смотрит за твоим родом. То есть даже если предок уходит, он тебе помогает».
-4

Одна из ключевых тем в их творчестве – родовая память. В иллюстрациях художниц часто появляются образы пожилых женщин, которые выступают в роли хранительниц культуры. В их семье эту роль воплощала бабушка: она хранила традиции, знала обряды и передавала их внучкам.

«У бабушки было очень заботливое отношение к природе, очень медитативное. Своим поведением она показывала, как можно естественно жить в мире с окружающим миром, с природой. Деревенский уклад в целом очень о том, как человек заботится о своем скоте, о своих растениях. В этой заботе тоже есть любовь».

Такое отношение к старшим глубоко вплетено в бурятский менталитет и обуславливается сразу несколькими факторами. Исторически буряты жили большими семьями и даже целыми кланами, где старшие были хранителями знаний и традиций. Кочевой уклад (исторически буряты – скотоводы-кочевники) требовал опыта и мудрости: именно старшие принимали решения, от которых зависела безопасность всего рода. Поэтому их слово считалось законом. И стоит помнить, что до прихода буддизма у бурят были тенгрианские верования, в которых духи предков занимали центральное место. Считалось, что предки оберегают живых, а уважение к старшим поддерживает связь между мирами и сохраняет благополучие семьи.

«У нас вообще, наверное, творческая часть больше от мамы. Она развивала в нас любовь к книгам и сказкам. Сама их придумывала. Мы любили книжки с картинками, а бурятские сборники у нас дома были без картинок. Ну и мы сами из-за этого пришли к тому, что стали рисовать».
-5

Одним из самых заметных проектов Ольги и Ирины стала иллюстрация легенды об Ангаре. В её основе – история единственной дочери Байкала, Ангары, которая осмелилась ослушаться отца и сбежала к своему возлюбленному Енисею. Художницы придумали собственный мир, населили его героями и образами, дополнили деталями и превратили эту древнюю сказку в современную, яркую серию работ.

Сейчас традиционные бурятские сказки и легенды Ольга и Ирина рассказывают уже своим детям.

Прочитать и посмотреть видео версии сказок из Бурятии можно в подборке на нашем канале.