Найти в Дзене
О чудный мир

ПОЧЕМУ ДЖОКОНДА «ДЫШИТ»?

А вы не задумывались, почему на полотнах старых мастеров лица предметы выглядят почти живыми, так, что хочется подойти ближе и всматриваться в детали?! И почему такого эффекта не обнаруживается у современных хужожников?
Вот например, если увеличить «Мону Лизу (Джоконду)» Леонардо Да Винчи так близко, чтобы на весь экран был виден только её глаз, то мы не увидим ни одного мазка.
Вообще.
Даже если будете увеличивать изображение до безумия - там нет никаких резких линий, следов кисти, неровностей. Словно лицо написано не красками, а… светом.
Учёные проверили картину рентгеном: и снова то же самое ⟶ мазков нет.
Зато обнаружили нечто ещё более фантастическое:
30 (!!!) ультратонких слоёв краски, каждый всего в 1 микрометр.
Чтобы было понятно, насколько это малая величина, напомню, что толщина человеческого волоса около 80 микрометров.
Получается, Леонардо создавал мазки длиной примерно в четверть миллиметра, используя лупу (!) и крошечную кисть. Затем он покрывал их тончайшим слоем краски
Оглавление

Рубрика «Арт Любопытно»

ПОЧЕМУ ДЖОКОНДА «ДЫШИТ»?

А вы не задумывались, почему на полотнах старых мастеров лица предметы выглядят почти живыми, так, что хочется подойти ближе и всматриваться в детали?! И почему такого эффекта не обнаруживается у современных хужожников?

Вот например, если увеличить «Мону Лизу (Джоконду)» Леонардо Да Винчи так близко, чтобы на весь экран был виден только её глаз, то мы не увидим ни одного мазка.
Вообще.
Даже если будете увеличивать изображение до безумия - там нет никаких резких линий, следов кисти, неровностей. Словно лицо написано не красками, а… светом.

Учёные проверили картину рентгеном: и снова то же самое ⟶ мазков нет.
Зато обнаружили нечто ещё более фантастическое:
30 (!!!) ультратонких слоёв краски, каждый всего в 1 микрометр.
Чтобы было понятно, насколько это малая величина, напомню, что толщина человеческого волоса около 80 микрометров.
Получается, Леонардо создавал мазки длиной примерно в четверть миллиметра, используя лупу (!) и крошечную кисть. Затем он покрывал их тончайшим слоем краски. Ждал пока она высохнет. Потом снова штрихи. Снова прозрачный слой.
И так —
тридцать раз.
Из этой почти ювелирной работы и родилось то самое волшебство — мягкие, «дышащие» переходы цвета, благодаря которым лицо Моны Лизы кажется невероятно живым.

Эта техника называется сфумато — от итальянского "sfumato" («дымка»).
Если художник использует сфумато, вы никогда не увидите резких контуров: между зрителем и изображением будто появляется лёгкий туман, который оживляет лицо и заставляет взгляд двигаться по картине, как будто она дышит.
Вот почему Мона Лиза смотрит на нас так, будто это происходит прямо сейчас.
И почему мы продолжаем возвращаться к её улыбке — снова и снова.

Интуитивно понятно, что картины в такой технике создавались годами и оттого их ценность была, есть и будет такой высокой. И так, для справки: до нашего времени дошло всего 12 (!) твердо подтвержденных полотен великого Итальянца (из них 2 в России в Эрмитаже - Мадонна Литта и Мадонна Бенуа), а еще авторство 3 - остается под сомнением.

В общем, сегодня так почти не пишут - современные художники, как и мы с вами, живем в ритме других скоростей и на сфумато, похоже, просто не остается времени

#артстудияЗЕРКАЛО #АРТ_любопытно

Леонардо да Винчи "Монна Лиза (Джоконда)"
Леонардо да Винчи "Монна Лиза (Джоконда)"
Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа"
Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа"
Леонардо да Винчи "Мадонна Литта"
Леонардо да Винчи "Мадонна Литта"