И как помочь без крика и слёз
Когда родители говорят: «Он с ума сходит, когда читает! Бросает книгу, орёт, плачет…», чаще всего речь идёт не о капризах.
⠀
Это — непринятая трудность, которую ребёнок не может объяснить словами. Он сам не понимает, почему чтение — это мука. А мы часто воспринимаем это как лень, упрямство или избалованность.
Но правда в другом. И чаще всего она — в нервной системе, восприятии и работе мозга.
Почему у ребёнка срывы во время чтения
1. Нагрузка выше его возможностей
⠀
Чтение — это не просто «сложить буквы». Это сразу много процессов: зрение, слух, память, внимание, смысловое восприятие, контроль за ошибками.
⠀
Если у ребёнка даже небольшие трудности с чем-то из этого (например, с переключением внимания или зрительным восприятием), он будет уставать в разы быстрее. А усталость → раздражение → срыв.
⠀
Он не притворяется — ему действительно тяжело.
2. Нарушения учебных навыков
⠀
У многих детей с ЗПР, СДВГ, РАС, дислексией или просто с незрелой нервной системой есть трудности с «учебной выносливостью».
⠀
Если ребёнок не удерживает внимание, не может долго всматриваться в строки, путает буквы, — это вызывает сильное внутреннее напряжение, даже если он интеллектуально развит.
⠀
Такой ребёнок может собирать конструктор на 200 деталей, но при слове «почитай» — уходить в истерику.
3. Травматичный опыт
Вспомните: а как вы учили читать? Спокойно или «ну СКАЖИ же букву!»? Очень часто проблемы с чтением закрепляются из-за негативного опыта. Ребёнок начинает бояться не самого чтения, а вашей реакции, стыда, страха «сделать неправильно».
⠀
И если в прошлом его ругали, сравнивали или высмеивали — не удивительно, что он «входит в аффект» при попытке читать.
Что делать
📌Сначала — исключить неврологию
Если вы замечаете, что ребёнок:
- «вылетает» из чтения, отвлекается,
- не может запомнить буквы или правила,
- читает, но не понимает смысла,
- реагирует истерикой или злостью,
→ стоит обратиться к неврологу, психологу, нейропсихологу или логопеду.
⠀
В Реацентре Казанский мы часто видим такие проявления у детей с СДВГ, ЗПР, сенсорной перегрузкой или сниженной стрессоустойчивостью.
⠀
Их не «лечат» чтением. Им нужно развивать базу: внимание, память, восприятие, самооценку.
📌Дайте ребёнку поддержку, а не оценку
❌Не надо говорить:
— «Ты специально это делаешь»
— «Вон у Маши уже сказки читает»
— «Сколько можно, тебе 7 лет!»
✅Лучше сказать:
— «Я вижу, тебе трудно. Давай попробуем по-другому»
— «Ты не один. Мы разберёмся вместе»
— «Давай прочтём по одной строчке — и перерыв».
📌Используйте альтернативные форматы
- Чтение по ролям
- Слушание аудиокниг + чтение по строчке
- Книги с крупным шрифтом
- Тексты с короткими предложениями
- Таблицы чтения с наклейками за успех
Главное — не отбить интерес
Чтение — это не обязанность, а навык, который требует уважения к возможностям ребёнка.
⠀
Срывы, крики, психи — это не про характер, а про то, что ребёнку некомфортно. Сначала уберите тревожность — и только потом тренируйте навык.
Если вы устали «биться» с чтением, а ребёнок плачет каждый раз при виде книги — приходите в Реацентр Казанский.
Мы посмотрим, в чём именно сложность, подберём подходящие форматы и дадим рекомендации, чтобы дома стало легче и спокойнее.
Запишитесь на психолого-педагогическое обследование. Это поможет понять причину подобного поведения. А также наметить план коррекционного лечения.
Вы точно справитесь. И мы вам в этом поможем 💛