Найти в Дзене
Реацентр Казанский

Почему ребёнок «психует» во время чтения

И как помочь без крика и слёз

Когда родители говорят: «Он с ума сходит, когда читает! Бросает книгу, орёт, плачет…», чаще всего речь идёт не о капризах.

Это —
непринятая трудность, которую ребёнок не может объяснить словами. Он сам не понимает, почему чтение — это мука. А мы часто воспринимаем это как лень, упрямство или избалованность.

Но правда в другом. И чаще всего она — в нервной системе, восприятии и работе мозга.

Почему у ребёнка срывы во время чтения

1. Нагрузка выше его возможностей

Чтение — это не просто «сложить буквы». Это сразу много процессов: зрение, слух, память, внимание, смысловое восприятие, контроль за ошибками.

Если у ребёнка даже небольшие трудности с чем-то из этого (например, с переключением внимания или зрительным восприятием),
он будет уставать в разы быстрее. А усталость → раздражение → срыв.

Он не притворяется — ему действительно тяжело.

2. Нарушения учебных навыков

У многих детей с ЗПР, СДВГ, РАС, дислексией или просто с незрелой нервной системой есть трудности с «учебной выносливостью».

Если ребёнок не удерживает внимание, не может долго всматриваться в строки, путает буквы, —
это вызывает сильное внутреннее напряжение, даже если он интеллектуально развит.

Такой ребёнок может собирать конструктор на 200 деталей, но при слове «почитай» — уходить в истерику.

3. Травматичный опыт

Вспомните: а как вы учили читать? Спокойно или «ну СКАЖИ же букву!»? Очень часто проблемы с чтением закрепляются из-за негативного опыта. Ребёнок начинает бояться не самого чтения, а вашей реакции, стыда, страха «сделать неправильно».

И если в прошлом его ругали, сравнивали или высмеивали — не удивительно, что он «входит в аффект» при попытке читать.

Что делать

📌Сначала — исключить неврологию

Если вы замечаете, что ребёнок:

  • «вылетает» из чтения, отвлекается,
  • не может запомнить буквы или правила,
  • читает, но не понимает смысла,
  • реагирует истерикой или злостью,

→ стоит обратиться к неврологу, психологу, нейропсихологу или логопеду.

В Реацентре Казанский мы часто видим такие проявления у детей с СДВГ, ЗПР, сенсорной перегрузкой или сниженной стрессоустойчивостью.

Их не «лечат» чтением. Им нужно
развивать базу: внимание, память, восприятие, самооценку.

📌Дайте ребёнку поддержку, а не оценку

❌Не надо говорить:
— «Ты специально это делаешь»
— «Вон у Маши уже сказки читает»
— «Сколько можно, тебе 7 лет!»

✅Лучше сказать:
— «Я вижу, тебе трудно. Давай попробуем по-другому»
— «Ты не один. Мы разберёмся вместе»
— «Давай прочтём по одной строчке — и перерыв».

📌Используйте альтернативные форматы

  • Чтение по ролям
  • Слушание аудиокниг + чтение по строчке
  • Книги с крупным шрифтом
  • Тексты с короткими предложениями
  • Таблицы чтения с наклейками за успех

Главное — не отбить интерес

Чтение — это не обязанность, а навык, который требует уважения к возможностям ребёнка.

Срывы, крики, психи —
это не про характер, а про то, что ребёнку некомфортно. Сначала уберите тревожность — и только потом тренируйте навык.

Если вы устали «биться» с чтением, а ребёнок плачет каждый раз при виде книги — приходите в Реацентр Казанский.

Клиника Реацентр в Казани.

Мы посмотрим, в чём именно сложность, подберём подходящие форматы и дадим рекомендации, чтобы дома стало легче и спокойнее.

Запишитесь на психолого-педагогическое обследование. Это поможет понять причину подобного поведения. А также наметить план коррекционного лечения.

Вы точно справитесь. И мы вам в этом поможем 💛