Найти в Дзене
Стиль жизни

Писательская «драка в коммунальной квартире»

Писатели не остаются в стороне от насущных дел страны. Покуда страна воюет, писатель схватился в рукопашной. Понятное дело, что идеология, на которую ссылаются обе стороны потасовки, не имеет к этой драке в коммунальной квартире никакого значения. Речь, как обычно, идет о дележе имущества. Президент занят своим делом насущным, денег в стране нет, гранты сокращаются, место у корыта хватит не всем. Впрочем, судите сами. Вот победоносная реляция от сторонников Мединского. Напечатана эта агитка в органе, который обычно занимается тщательным прополаскиванием нижнего белья звезд отечественной эстрады. Называется весьма пафосно и победоносно. Возвращение утраченного: Союз писателей России на новом рубеже - KP.RU Ни для кого не секрет, что линия боевого соприкосновения проходит сегодня не только там, где наши воины-герои ведут справедливую битву с врагом очевидным и беспощадным, но и там, где особенно нужна духовная консолидация общества, – в культуре, в литературном творчестве, в осознанно

Писатели не остаются в стороне от насущных дел страны. Покуда страна воюет, писатель схватился в рукопашной.

Понятное дело, что идеология, на которую ссылаются обе стороны потасовки, не имеет к этой драке в коммунальной квартире никакого значения.

Речь, как обычно, идет о дележе имущества. Президент занят своим делом насущным, денег в стране нет, гранты сокращаются, место у корыта хватит не всем.

-2

Впрочем, судите сами. Вот победоносная реляция от сторонников Мединского. Напечатана эта агитка в органе, который обычно занимается тщательным прополаскиванием нижнего белья звезд отечественной эстрады. Называется весьма пафосно и победоносно.

-3

Возвращение утраченного: Союз писателей России на новом рубеже - KP.RU

Ни для кого не секрет, что линия боевого соприкосновения проходит сегодня не только там, где наши воины-герои ведут справедливую битву с врагом очевидным и беспощадным, но и там, где особенно нужна духовная консолидация общества, – в культуре, в литературном творчестве, в осознанном патриотическом выборе со стороны тех, кто причисляет себя к творческой интеллигенции.

Я бы не называл все творящееся в этой сфере «творческим». Да и интеллигенции там маловато. Но пафоса хоть отбавляй…

-4

Все постсоветские годы эта сфера считалась неприкасаемой, поскольку любой шаг со стороны государства в попытке упорядочить ее существование тут же отзывался на Западе страшилками об угрозе «путинской диктатуры» и посягательстве на «свободу творчества».

Выбор Президента вполне закономерно пал на Владимира Мединского. Ему, человеку, которому Верховный главнокомандующий еще в начале СВО доверил тяжкое бремя сложнейших переговоров с циничным и беспринципным противником, – ему, умеющему твердо и спокойно, с достоинством представителя великой державы смотреть в лицо врага, сегодня приходится решать вопросы стратегического значения на особом идеологическом фронте, имя которому – литература.

Надо вкратце заметить, что покуда кто-то проливает кровь, писатели занимаются дележом имущества, о чем далее…

-5

И результат налицо. Всего лишь за полгода Владимиру Ростиславовичу удалось решить задачи, которые не решались на протяжении всего постсоветского периода: объединить разрозненные писательские силы, возвратить обновленному Союзу писателей России отторгнутые у него объекты (включая крупнейшее издательство «Художественная литература»), вернуть в сферу внимания государства вопросы книгоиздания и книжной торговли, кардинально изменить потребительское отношение творческих организаций к государству на конструктивный диалог с властью на основе ценностных приоритетов.

Тут бы я процитировал классика:

«Поздравляю вас, гражданин, соврамши!»

-6

Поскольку вопросы книгоиздания и книготорговли, как были, так и остаются в поле зрения коммерции. Никаких изменений нет и быть не может, потому что это дело не пяти минут. Я писал уже, что книжные магазины закрываются, в скором времени не будет «Библио-глобуса» на Лубянке, все остальные на очереди.

В результате о «реформах Владимира Мединского» в этой чувствительной сфере заговорили даже за рубежом, и всё это – на фоне хотя и скрытого, но упорного противодействия «изнутри», со стороны тех, кого устраивало прежнее комфортное существование.

Когда-то в 90-е годы избранная группа самоназначенных «элитариев» с готовностью связала свой жизненный и творческий вектор с западными лоббистскими структурами, с компрадорским олигархатом, сознательно приняв на себя роль его интеллектуальной обслуги в обмен на возможность «харчеваться» за счет щедро выделяемых ей грантов, премий, роскошных туров на международные книжные фестивали. Тогда знаменитый горьковский вопрос «С кем вы, мастера культуры?» приобрел новую остроту, и наш замечательный писатель-словотво рец Юрий Поляков уточнил и дополнил его с присущим ему изящным сарказмом: «Зачем вы, мастера культуры?» и, наконец: «Почем вы, мастера культуры?»

Далее тон статьи начинает напоминать «Правду» образца 1937 года:

-7

Где ныне все эти вчерашние «властители дум»: улицкие*, рубины*, дмитрии быковы*, акунины*, глуховские*, отмеченные, как горбачевским родимым пятном, каиновой печатью предательства? Все они – там, на Западе, трусливо закрывшемся от надуманной «русской угрозы» собственным «железным занавесом».

Но «грибница» осталась здесь и выпускает порой на поверхность ядовитые и пахучие миазмы – особенно когда чувствует посягательство на привычные для нее места комфортного «харчевания».

Вспомним, тогда тоже была война, но в Испании и тот же поиск «врагов народа»!

Поэтому легендарный ЦДЛ (Центральный Дом литераторов) не мог не оказаться сегодня в центре пристального общественного и медийного внимания. Отторгнутый в «лихие 90-е» от Союза писателей, переданный в дальнейшем некоему РОО «Клуб писателей ЦДЛ», он постепенно превратился в один из обжитых либерально-тусовочной братией «анклавов» ее творческих акций и сопутствующего околотворческого отдохновения. Писатели с иной жизненной и творческой программой допускались сюда редко и выборочно – скорее в порядке исключения, подтверждающем правило.

При этом как прежние владельцы, так и последующие арендаторы практически проигнорировали тот факт, что значимый объект истории и культуры, овеянный легендарным прошлым, постепенно приходил в состояние разрухи и запустения, всё больше превращаясь в «междусобойчик» для избранных писательских категорий столичного разлива.

Поэтому, когда новый глава Союза писателей России Владимир Мединский принял решение о замене управленческой команды с целью вернуть обновленный ЦДЛ всему общероссийскому писательскому сообществу, не ограниченному пределами одного Садового кольца, реакция не заставила себя ждать.

-8

Тут надо отдать должное автору. Изменения последовали. Но, если раньше писателям можно было выступать в Малом зале бесплатно, теперь за выступление берут около 50 тыс. За Большой зал – 240 тыс.

И вот уже заострили свои заржавевшие от долгой невостребованности перья, покрытые патокой демагогической фальши, «авторитетные» подписанты – взялись за старый испытанный метод давления на власть со стороны так называемой «обеспокоенной» творческой интеллигенции. Среди них есть и известные завсегдатаи либеральных писательских тусовок, и прикрывающиеся знаменитыми фамилиями потомки всенародно любимых писателей, избравшие почему-то совершенно другой вектор жизнетворческих интересов, который вряд ли одобрили бы их прославленные отцы, честно служившие своим талантом народу и Отечеству.

Чем же так недовольны эти новые «подписанты»? Тем, что «новая команда» ЦДЛ иначе, чем им бы хотелось, принялась за дело. Но что считать «делом» – тут их мнения разошлись. С точки зрения недовольных, новая администрация ЦДЛ (цитирую) «должна хорошо представлять себе, что ее дело обслуживать тот мир, который являл собой Центральный Дом литераторов. Обслуживать, а не командовать ими (т.е. писателями – О.В.). Не похоже, что новая команда понимает это» (конец цитаты).

Понятное дело, что вся эта галиматья должна опираться на авторитетное мнение, вот оно:

-9

Не случайно выдающийся писатель нашего времени Александр Андреевич Проханов, принявший самое активное участие в торжественной церемонии открытия нового книжного центра, сравнил «Книжную лавку» с церковной, действующей при каждом православном храме: «Как в церковной лавке продаются иконы, так и здесь книги – как святыни, ибо покупатели книг сравнимы с прихожанами, верующими в религию русской словесности. Ведь в России литература – это целое вероисповедание. И когда в печальные годы случилось так, что народ перестал читать, то резко сократилось и число верующих, и мы все ощутили это. И теперь мы возвращаем народу эту религию русской литературы».

«Книжная лавка – Храм книги – просто прекрасен», – подтвердил ту же замечательную мысль и президент «Книжного союза», председатель жюри премии «Слово» Сергей Степашин, вместе с Владимиром Мединским и Александром Прохановым перерезавший красную ленту на торжественном открытии нового книжного центра.

Завершается эта комсомольская агитка вполне себе традиционно:

Так, шаг за шагом, не сбавляя темпа столь нужных стране культурных преобразований, формируется командой Мединского (в конечном итоге – командой Президента) новая идеология государственного патриотизма – важнейшее условие нашей новой Победы и обретения Россией подлинного ценностного суверенитета.

А вот и другое мнение, что называется, от имени и по поручению группы товарищей, которые оказались обделенными, что называется в засаде:

-10

Заявление Секретариата Союза писателей Москвы

Поручение Президента России об объединении писателей не выполнено. Обществу в сложной геополитической обстановке нужен консенсус.

Все настоящие писатели, оставшиеся в стране, государственники и патриоты. Разделять их на чистых и нечистых – играть на руку врагам России.

Попытки передать общую писательскую собственность в руки группы писателей незаконны. Нарушены законы Российской Федерации и уставы писательских союзов: Союза российских писателей, Союза писателей Москвы, Союза писателей Санкт-Петербурга. Союз писателей России – один из союзов, и он вовсе не правопреемник Союза писателей СССР и Союза писателей РСФСР, печально известной организации советских времен. Наша великая страна именуется Российской Федерацией, Союз писателей России – один из союзов, а вовсе не превалирующий. В поручении Президента объединить писателей, которое мы горячо поддерживаем, не говорится, что Союз писателей России единственный существующий союз. Он – один из.

Как видим, и здесь тоже почти тот же тон: «сложная обстановка», «враги». Но интересно другое. А именно то, о чем писала «Комсомолка», мягко говоря, не соответствует действительности.

Все, что уже происходит – захват ЦДЛ, Дома Ростовых, лишение там Союза писателей Москвы даже маленькой комнаты, желание загнать писателей в одну непонятную и плохо организованную структуру, неприятности, устраиваемые известным литераторам на местах, ссора с некоторыми региональными организациями – все это вызвало и еще вызовет скандалы и судебные разбирательства.

Мы не просим, а требуем созыва действительно объединяющего, настоящего, хорошо подготовленного съезда писателей страны, где будут полноценно представлены все настоящие писатели. А не почти подпольного, незаконного по всем статья назначения одних писателей главными, а других – несуществующими. Мы живем в России, а не в СССР.

Мы готовы быть членами соответствующей новому времени новой организации писателей с определенным числом членов. Настоящие писатели есть во всех писательских союзах, их имена, биографии, книги известны. Ненастоящие, к сожалению, тоже имеются в большом количестве. Писательство – это призвание, а не статус. Человек может быть крупным ученым, храбрым военным, умелым инженером, прекрасным организатором, но вовсе не иметь писательских способностей. Талант – от Бога. Литературные делишки – от дьявола.

Мы не за «великие потрясения», а за разумный подход к сложившейся действительности. Нельзя ссорить власть с интеллигенцией, нельзя вводить в заблуждение Президента страны.

Секретариат Союза писателей Москвы

Не буду комментировать эти две статейки. Мне глубоко несимпатичны ни те, ни другие. Как сказал бы другой русский классик:

-11

«Грустно жить на этом свете, господа»