Найти в Дзене
Академик стар

«Двое в одной жизни, не считая собаки»: Они не идеальны. И фильм — тоже. Но обнимает крепко

Едва досмотрев фильм, думаешь: «А я еще бы раз заглянула к ним в гости». Светлана Крючкова и Александр Адабашьян играют с той достоверностью, что кажется — не актеры, а два человека, которые просто продолжают жить на экране. Их персонажи — не идеальные герои, а те, кого мы видим в соседях, родителях, может, в себе. А Пуля, бордер-колли с интеллектом и взглядом философа, — не просто питомец, а третий главный герой, который, кажется, держит на себе всю эту хрупкую гармонию, придуманную Андреем Зайцевым. Иногда фильмам не нужно громких спецэффектов, драматичных поворотов и сложных сюжетных лабиринтов. Иногда достаточно просто зайти в чужую квартиру, обжитую не одним поколением — тихую, с запахом старых книг и хорошего чая — и остаться там навсегда. Именно так происходит с фильмом Андрея Зайцева «Двое в одной жизни, не считая собаки». Пожилая пара питерских интеллигентов живет в центре Санкт-Петербурга. Их сын давно обосновался за границей, внучка по видеосвязи говорит уже с заметным акце

Едва досмотрев фильм, думаешь: «А я еще бы раз заглянула к ним в гости». Светлана Крючкова и Александр Адабашьян играют с той достоверностью, что кажется — не актеры, а два человека, которые просто продолжают жить на экране. Их персонажи — не идеальные герои, а те, кого мы видим в соседях, родителях, может, в себе. А Пуля, бордер-колли с интеллектом и взглядом философа, — не просто питомец, а третий главный герой, который, кажется, держит на себе всю эту хрупкую гармонию, придуманную Андреем Зайцевым.

Иногда фильмам не нужно громких спецэффектов, драматичных поворотов и сложных сюжетных лабиринтов. Иногда достаточно просто зайти в чужую квартиру, обжитую не одним поколением — тихую, с запахом старых книг и хорошего чая — и остаться там навсегда. Именно так происходит с фильмом Андрея Зайцева «Двое в одной жизни, не считая собаки».

Пожилая пара питерских интеллигентов живет в центре Санкт-Петербурга. Их сын давно обосновался за границей, внучка по видеосвязи говорит уже с заметным акцентом. С ними живет собачка Пуля и иногда забегает юная соседка, то ли помочь, то ли за мудрым советом, то ли укрыться от мира и от отца. А скорее, все это сразу.

-2

Светлана Крючкова и Александр Адабашьян — два актера, чья химия на экране кажется такой же естественной, как дыхание. Их персонажи — не герои, а живые люди. Пуля — настоящая звезда. Она приносит яблоко, лает в нужный момент и даже «стыдится», прикрывая лапой глаза. Её присутствие — не просто трогательная деталь, а символ той искренней, безусловной любви, которой так не хватает в современном мире.

Игорь Николаевич, которого жена зовет Лёшиком, — профессор-микробиолог, «между прочим окончил два института», но мы узнаем об этом в последние минуты фильма. Сейчас он увлечен китайской живописью и японской поэзией.

«Я всю жизнь изучал микробы. А теперь изучаю тушь. Китайскую. Удивительная штука — живопись. Ты не рисуешь — ты дышишь»

Людмила Павловна читает Мандельштама на французском, а пин-код банковской карты «3789» вспоминает как — 1837-й (год смерти Пушкина) и 1889-й (год рождения Ахматовой). Она — бывшая преподаватель актерского мастерства, к которой до сих пор приходят ученики.

«Я всегда говорила: не бойтесь тишины. Самое главное — в паузе. Там, где слова кончились, начинается правда. И если зритель чувствует, что вы настоящие — он с вами. Даже если вы стоите и просто дышите».

Этот монолог — ключ к пониманию всей картины. Он не только раскрывает прошлое героини, но и отражает философию фильма: настоящая жизнь — в деталях, в смыслах, в молчании между словами.

Об их образовании и профессии мы узнаем ближе к концу фильма, об их образованности можем судить с первого кадра. В просторной квартире книг больше, чем мебели. А катаясь на кораблике, они читают друг другу стихи Мандельштама и Цветаевой. Неважно кем был раньше? Важно лишь каждодневное стремление к росту, совершенству.

Фантастическая сцена, моя любимая в фильме. Про супругов говорят — одно целое, Игорь Николаевич вернулся с прогулки и застал супруг с учеником Ильей.

«А про это она тебе говорила? ...
«Про то, что актёр — это не тот, кто кричит, а тот, кто молчит вовремя? Про то, что сцена — это не площадка, а совесть? Про то, что если не чувствуешь — не играй? ... Она, знаешь ли, всю жизнь это повторяла. И мне, и студентам, и собаке. Пуля, кстати, лучше всех понимала»
Жене:
«Ну что, опять спасаешь молодежь от пошлости? Или просто скучаешь по слушателям?»

За тихой радостью общения двух родственных душ, скрывается боль. Главная — разлука с сыном, уехавшим за границу. Его редкие видеозвонки оставляют после себя тоску. Внучка Наденька уже говорит с акцентом, и Людмила Павловна не может смириться: как можно забыть родной язык, свою землю? Эта тема — эмиграция, культурный разрыв, боль поколений — звучит тихо, но пронзительно. Это еще и личная история Светланы Крючковой и голос ее внучки, которая родилась и живет во Франции.

Герои сталкиваются и с другими сторонами современности: мошенниками, которые выманивают деньги, чиновницей, которая приходит поздравить с «днём начала блокады», пьющим соседом, отцом Полины, от которого она прячется в тихой гавани соседей.

✅ «Сценарий редкий для сегодняшнего дня, в нем рассказывается о людях. Человеческая история, довольно тонко прописанная, там все время есть что играть. Также показано, насколько хрупки отношения между людьми, независимо, дети ли с родителями, родители между собой, взаимоотношения с внешним миром. В результате выясняется, что это самое главное», – Александр Адабашьян.

Фильм «Двое в одной жизни, не считая собаки» снимали в реальной квартире на Петроградской стороне Санкт-Петербурга. Дому более 100 лет, он пережил блокаду Ленинграда и другие трагедии. Так что, когда герой Адабашьяна говорит, что в одной из комнат его мертвая мама пролежала до весны, это вполне может быть правдой.

И, конечно, Петербург — третий главный герой. Не просто фон, а живое существо: дождливое, отраженное в Неве и лужах на мостовой, мистическое. Улицы плывут, как в сне, и это не ошибка монтажа — это метафора хрупкости памяти, течения времени. Город помнит всё — и блокаду, и войны, и любовь.

«Двое в одной жизни, не считая собаки» — тихое, честное кино, которое согревает. Оно не стремится удивить, а хочет — напомнить. Напомнить о любви, о семье, о том, что даже в старости можно быть живым.

Досмотрев, не хочется аплодировать. Хочется остаться. Сказать: «Я ещё у вас посижу, можно?»

-3

Двое в одной жизни, не считая собаки, 2025
Режиссер и автор сценария: Андрей Зайцев
В главных ролях: Светлана Крючкова, Александр Адабашьян, Полина Гухман
Рейтинг КиноПоиска: 8.5

Фильм получил приз зрительских симпатий на Московском международном кинофестивале, награды за лучшие мужскую и женскую роли — и, что важнее, сердца зрителей.

Светлана Крючкова (род. 1950) и Александр Адабашьян (род. 1945) вновь встретились на съемочной площадке спустя четыре десятилетия после «Собаки Баскервилей», где они сыграли чету Бэрриморов.

В тот же год они снимались в фильме Никиты Михалкова «Родня», но то, что называется не в счет.

AS. Ремарки на полях

Я посмотрела фильм месяц назад, тогда же и написала о нем в Серебряной академии ВКонтакте, указав рейтинг Кинопоиска: 7.9. Сегодня он уже 8.5. Мы соскучились по простым теплым историям.

  • Смотрели фильм «Двое в одной жизни, не считая собаки»?
  • Какой похожий фильм рекомендуете?

© Надежда Маньшина
Фото: Кинопоиск, Pinterest

Киноклуб AS | Академик стар | Дзен

#киноклубAS