Найти в Дзене
Не хлебом единым

Изучаем Богослужение. Как почувствовать церковный праздник до его наступления? Предпразднство и попразднство.

Добрый вечер, уважаемые читатели моего блога «Не хлебом единым»! Сегодня, продолжая рубрику «Изучаем Богослужение», хочу научить вас замечать мотивы двунадесятых праздников задолго до их наступления. Все вы, думаю, слышали понятия предпразднство и попразднство. Это, соответственно, несколько дней «до» и несколько дней «после» двунадесятого праздника (или Пасхи), когда Церковь в своих богослужениях продолжает их тематику. Храм Казанской иконы с. Рай, Смоленский район. Фото автора Не у всех двунадесятых праздников есть попразднство или предпразднство. Например, вовсе их нет у Входа Господня в Иерусалим (обьясняется тем, что он стоит на пороге Страстной седмицы). В иные годы может не быть и у Сретения Господня (по причине раннего Великого Поста). Здесь можно посмотреть таблицу с сайта azbuka.ru для удобства понимания. Обратите внимание, что число дней предпразднства меньше, чем попразднства. Последний день праздника называется отданием, его богослужение всегда напоминает сам праздник
Оглавление

Добрый вечер, уважаемые читатели моего блога «Не хлебом единым»!

Сегодня, продолжая рубрику «Изучаем Богослужение», хочу научить вас замечать мотивы двунадесятых праздников задолго до их наступления. Все вы, думаю, слышали понятия предпразднство и попразднство. Это, соответственно, несколько дней «до» и несколько дней «после» двунадесятого праздника (или Пасхи), когда Церковь в своих богослужениях продолжает их тематику.

Храм Казанской иконы с. Рай, Смоленский район. Фото автора
Храм Казанской иконы с. Рай, Смоленский район. Фото автора

Не у всех двунадесятых праздников есть попразднство или предпразднство. Например, вовсе их нет у Входа Господня в Иерусалим (обьясняется тем, что он стоит на пороге Страстной седмицы). В иные годы может не быть и у Сретения Господня (по причине раннего Великого Поста).

Здесь можно посмотреть таблицу с сайта azbuka.ru для удобства понимания.

Таблица дней предпразднств, попразднств и отданий Двунадесятых праздников

Обратите внимание, что число дней предпразднства меньше, чем попразднства. Последний день праздника называется отданием, его богослужение всегда напоминает сам праздник. В период предпразднства и попразднства на вечернем Богослужении не поется Октоих, его песнопения заменяются песнопениями праздника.

Но все же, помимо предпразднства и попразднства, отмеченных в подробных православных календарях, православное богослужение дает нам еще пищу для ума, когда песнопения канона праздника можно услышать задолго даже до предпразднства, но при одном условии: если вы посещаете Всенощные бдения.

Сейчас общее и примерное правило.

После окончания периода одного двунадесятого Господского праздника (то есть его попразднства) на Всенощных бдениях после каждой песни канона добавляется катавасия (то есть ирмос канона) следующего ближайшего Господского праздника. Например, заканчивается рождественский период, начинают петь катавасии Крещения; заканчивается Крещение, начинают петь катавасии Сретения и т.д.

Ну а теперь более подробно о предпразднствах и попразднствах.

Рождество Христово

Храм Покрова на Нерли, фото автора
Храм Покрова на Нерли, фото автора

На Всенощной Введения во Храм Пресвятой Богородицы мы в первый раз услышим пение ирмосов первого канона Рождества Христова (на катавасии) «Христос рождается – славите!»! С их помощью Церковь связывает два праздника и раскрывает истинный смысл праздника Введения: трехлетняя Мария вошла в Храм для того, чтобы приготовиться к служению Матери Божией, стать для Него живым храмом.

Отныне до самого Рождества, в дни славословных служб (когда поется Великое Славословие, например, на дни памяти Александра Невского, апостола Андрея, великомученицы Екатерины и Варвары, Николая Чудотворца…), на катавасии после каждой песни канона будет петься ирмос канона Рождества Христова.

Два последних воскресенья (напоминаю, что воскресенье в славянской традиции называется неделя) перед Рождеством вспоминаются святые праотцы и святые отцы - ветхозаветные праведники, ожидавшие Мессию (некоторые из них Его предки по плоти).

Предпразднство Рождества Христова самое продолжительное — 5 дней: новый стиль – 2–6 января. Поскольку Рождество – малая Пасха, то предпразднство Рождества составлено по образцу Страстной седмицы.

Неизвестный автор на основе канонов Страстной седмицы составил каноны для предпразднства Рождества, они поются на Повечерии (вечером 5 января) на знаменитый напев: Волною морскою. К сожалению, в приходской практике повечерие почти не служится. Но лично мне посчастливилось служить с такими священниками, которые не опускали Повечерия, благодаря этому я прочувствовала не только радость, но и трагизм Рождества Христова.

Попразднство Рождества Христова включает особые дни: Собор Пресвятой Богородицы (8 января), суббота по Рождестве и неделя святых Богоотец (воскресенье после Рождества). В неделю святых Богоотец чествуются прямые свидетели Рождества – Иосиф Обручник и его сын апостол Иаков, брат Господень, а также праотец Христа по плоти – царь Давид.

Крещение Господне (Богоявление)

Храм русских святых на месте подвигов Симеона Верхотурского, фото автора
Храм русских святых на месте подвигов Симеона Верхотурского, фото автора

Известный литургист Г. И. Шиманский пишет: «Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова, начиная с 2/15 января, Церковь приготовляет нас к равноторжественному празднику Крещения специально посвященными ему тропарями и стихирами (на вечерне), канонами предпразднства (на утрене) и трипеснцами (на повечерии).

А церковное пение в честь Богоявления начинается уже с 1/14 января: на праздник Обрезания Господня поются в виде катавасии ирмосы канонов Богоявления». Поэтому, если вы были на Всенощной Обрезания Господня или в воскресенье перед Богоявлением, то для вас уже знаком мотив: «Глубины́ откры́л есть дно/ и су́шею Своя́ влече́т,/ в ней покры́в проти́вныя,/ кре́пкий во бране́х Госпо́дь,/ я́ко просла́вися.» и

«Кре́пость дая́й царе́м на́шим Госпо́дь/ и рог пома́занных Свои́х вознося́й/ от Де́вы ражда́ется, гряде́т же ко Креще́нию./ Тому́, ве́рнии, возопие́м:/ несть свят, я́ко Бог наш.»

Суббота и Неделя перед праздником называются субботой и Неделей перед Просвещением. В эти дни полагается чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение к празднику. Кто будет на Литургии перед Крещением, обратите внимание на текст Евангелия : «Зачало Евангелиа Иисуса Христа Сына Божия. Якоже есть писано во Пророцех: се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его…». Это начало Евангелия от Марка, которое повествует нам об Иоанне Предтече, Крещении и начале проповеди Христа.

Поскольку в Древней Церкви Рождество и Крещение было одним праздником – Богоявления – то после их разделения на два, структура Богослужения осталась одинаковой. На Повечерии 18 января (т. е. 17-го вечером) поется канон, подобный канону Великой Субботы, опять же на напев Волною морскою. То есть и в событии Крещения Церковь усматривает трагический смысл: Христос выходит на проповедь, Он является в мир, принося разделение.

Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей по Просвещении. В них читаются особые прокимен, Апостол и Евангелие, так же имеющие отношение к празднику.

Больше таких длинных и богословски насыщенных предпразднств и попразднств нет, однако, мы все равно найдем мотивы двунадесятых праздников задолго до их наступления в нашем Богослужении.

Сретение Господне

Благовещенский собор, Дивеево, фото автора
Благовещенский собор, Дивеево, фото автора

Итак, сразу после отдания Богоявления с 28 января и до отдания праздника Сретения (если на утрене поется великое славословие) на катавасии поется канон Сретения: «Су́шу глубороди́тельную зе́млю/ со́лнце наше́ствова иногда́:/я́ко стена́ бо, огусте́ обапо́лы вода́/ лю́дем пешомореходя́щим и Богоуго́дно пою́щим:/ пои́м, Го́сподеви, сла́вно бо просла́вися».

А катавасия после 3-ей песни «Утвержде́ние на Тя наде́ющихся,/ утверди́, Го́споди, Це́рковь,/ Ю́же стяжа́л еси́/ честно́ю Твое́ю Кро́вию» - стала любимым народным песнопением, которое часто поют после окончания Всенощной.

Благовещение

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (н. ст.), отстоит ровно на 9 месяцев от Рождества Христова, имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор архангела Гавриила.

По своим особенностям приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления, то есть является как и Сретение Господско-Богородичным. Кроме того, как вы знаете, Благовещение всегда «покрыто» Великим Постом (или даже Пасхой; очень редко, но совпадение может быть).

Собственно говоря, пятая суббота поста – суббота акафиста – это и есть древняя форма празднования Благовещения, когда его независимо от числа совершали в субботу, чтобы не совмещать с сугубыми буднями Великого Поста. Предпразднство и попразднство вообще отлагаются, если Благовещение случается на Страстной или Светлой седмице.

Пасха

Вскоре после Сретения, а при ранней Пасхе – и до него, Церковь начинает готовить нас к Великому Посту. Особенно внимательные знают, что знаком к Великому Посту является чтение на Литургии Евангелия о покаянии мытаря Закхея, которое читается ровно за 7 дней до недели о Мытаре и фарисее.

У Пасхи нет предпразднства, но есть подготовительный период (3 недели) к Великому Посту, собственно сам Пост и Страстная седмица.

Зато у Пасхи самое долгое попразднство, целых 40 дней. Светлая седмица считается единым днем праздника Пасхи. Во все дни Светлой служится абсолютно одинаковое с самим днем Пасхи Богослужение (кроме, разумеется, Полунощницы).

Далее Пасхальный канон: "Воскресе́ния день, просвети́мся, лю́дие. Па́сха, Госпо́дня Па́сха: от сме́рти бо к жи́зни и от земли́ к небеси́ Христо́с Бог нас преведе́, побе́дную пою́щия" и стихиры Пасхи будут петься на Всенощных Бдениях до отдания Пасхи, а тропарь «Христос воскресе» будет заменять призыв: «Приидите, поклонимся» и тропарь «Видехом Свет истинный» в конце литургии.

Также явной особенностью попразднства Пасхи является «Христос воскресе…» 3 раза в начале каждой службы, пение «Воскресение Христово видевше…» на утрене, припев «Спаси ны Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти аллилуиа» на литургии.

Преполовение Пятидесятницы

Никольский собор, Кронштадт, фото автора
Никольский собор, Кронштадт, фото автора

Интересный праздник внутри Пасхи (ровно посередине между Пасхой и Пятидесятницей), посвященный значимости всей евангельской проповеди Христа. По структуре похож на двунадесятый Господский праздник, имеет свой канон с катавасией, задостойник и даже попразднство. Те, кто не был в сам день Преполовения (он всегда приходится на среду, 25-ый день по Пасхе) – могут услышать мотивы праздника на Всенощной в ближайшую к нему неделю о Самарянке, где учение Христа будет сравниваться с водой живой.

Вознесение Господне

У Вознесения всегда один день предпразднства и 8 дней попразднства (до самой Пятидесятницы). В последнее пасхальное воскресение (неделя о слепом) поется катавасия Вознесения: «Спасителю Богу в мори люди немокрыми ногами наставльшему, и фараона со всевоинством потопльшему, Тому Единому поим, яко прославися.».

Вознесение Господне для нас отмечено полным окончанием пасхальных песнопений и отсутствием молитвы «Царю Небесный» (ее начнем петь и читать на Пятидесятницу).

На Утрене после Евангелия поется «Воскресение Христово видевше» а на каноне после каждой песни уже поется катавасия Пятидесятницы, начиная с: «Божественным покровен / медленоязычный мраком, / извитийствова богописанный закон: / тину бо отряс очесе умнаго, / видит Сущаго, / и научается Духа разуму, / хваля Божественными песньми».

То есть Вознесение Господне является мостом между Пасхой и Пятидесятницей.

Также в конце Литургии вместо «Ви́дехом Свет И́стинный…» в период от Вознесения до Пятидесятницы, по традиции, поется тропарь Вознесения.

День Святой Троицы. Пятидесятница

Не имеет предпразднства, но затем празднуется всю неделю, которая является сплошной, а в народе называется «зелеными святками».

Как было отмечено выше, мотивы Пятидесятницы мы слышим уже на Вознесении в пении катавасий после каждой песни канона.

На великой вечерне на стиховне впервые после 50-дневного перерыва всем храмом поется «Царю Небесный…». А на антифонах Литургии вместо припева, обращенного ко Христу, поется обращение Духу Святому: «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: аллилуиа».

После литургии совершается Великая вечерня с чтением коленопреклонных молитв (впервые после Великого Поста) – самая заметная для нас особенность Пятидесятницы.

Иринарховский крестный ход 2016, фото автора
Иринарховский крестный ход 2016, фото автора

Еще отмечу, что напоминание о Пятидесятнице присутствует во всех наших Богослужениях, даже домашних – это молитва «Царю Небесный». Кроме того, в конце каждой Литургии поется «Ви́дехом Свет И́стинный, прияхом Духа Небеснаго…» - также стихира, взятая из этого праздника.

А наш календарь? Отсчет всех событий ведется от дня Пятидсеятницы – дня рождения Церкви. Так, в календарях мы видим: неделя 1-ая по Пятидесятнице всех Святых; неделя 2-ая по Пятидесятнице всех Святых земли Русской и т.д .

Преображение Господне и Воздвижение Креста

С 14 августа – праздник Изнесения Креста Господня до Преображения Церковь начинает петь знаменитую катавасию Воздвижения Креста: «Крест начерта́в, Моисе́й/ впря́мо жезло́м Чермно́е пресече́, / Изра́илю пешеходя́щу,/ то́же обра́тно фарао́новым колесни́цам,/ уда́рив, совокупи́,/ вопреки́ написа́в непобеди́мое ору́жие./ Тем Христу́ пои́м, Бо́гу на́шему, я́ко просла́вися».

Эта же катавасия продолжится после отдания Успения до отдания самого праздника Воздвижения Креста.

Напомню, что праздники Преображения Господня и Воздвижения Креста связаны таким образом, что само событие Преображения исторически случилось за 40 дней до Распятия Господа. Но, поскольку за 40 дней начинается Великий Пост, было принято решение праздновать Преображение за 40 дней до Воздвижения (аналога Страстной седмицы).

Полиелей Воздвижения совершается в алтаре. Соответственно и Евангелие читается не на середине храма, как обычно в праздники, а в алтаре. (Та же особенность у Крестопоклонной недели Великого Поста).

Главной особенностью службы праздника является вынос Креста во время пения хором великого славословия и общее поклонение Кресту, при котором поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Полный чин Воздвижения положен только, когда служит архиерей. Он совершает Воздвижение Креста на все четыре стороны: сначала медленно опускает Крест до земли, затем возносит. При этом избранные священники поливают Крест святой водой с лепестками роз. Хор поет сотницу «Господи помилуй». В приходских храмах бывает только вынос Креста и сразу поклонение.

После отдания Воздвижения и до Введения во Храм Богородицы проходит довольно долгий период, в который нет двунадесятых праздников. Это период обычных уставных богослужений, своеобразная пустыня, пока вечером 3 декабря мы снова не услышим радостное: "Христо́с ражда́ется – сла́вите! Христо́с с Небе́с – сря́щите! Христо́с на земли́ – возноси́теся! По́йте Го́сподеви, вся́ земля́, и весе́лием воспо́йте, лю́дие, я́ко просла́вися."

С удовольствием отвечу на вопросы о Богослужении!

Благодарю за внимание! Прошу вас оценить статью и подписаться на канал!