Найти тему
Не хлебом единым

Введение во Храм. Разбираем непонятные пророчества о Богородице в Ветхом Завете.

Оглавление

Добрый день, дорогие читатели блога " Не хлебом единым". На Богослужении мы часто слышим песнопения, в которых Богородица называется кивотом, скрижалями, стамной. Что это такое? Откуда такие сравнения? Сегодня объясню вам смысл ветхозаветных пророчеств о Богородице, которые непосредственно связаны с Введением Ее во Храм.

О событиях детства Богородицы можно прочитать в протоевангелии Иакова. Это апокрифическая книга, вероятно написанная во II в., но содержание ее не противоречит Евангелию.

Согласно этому источнику, праведные Иоаким и Анна привели трёхлетнюю Марию в храм на посвящение Богу и оставили при нем на постоянное жительство.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Русская икона 15 век. Фото из интернета
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Русская икона 15 век. Фото из интернета
Стоит отметить, что устройство православного храма и алтаря почти полностью повторяет устройство храма ветхозаветного, а все предметы в нем имеют символический смысл.

Первым храмом евреев была скиния - шатер, который они собирали во время стоянки в продолжении их странствия по пустыне. Об этом подробно пишется в 25 главе книги Исход.

Скиния, а затем Храм - прообраз Богородицы. Заметьте, Её прообразы - это священные предметы, которые служат для хранения святыни.

Храм был разделен на три части:

  1. двор, где стояли люди ( соответствует притвору православного храма),
  2. святилище, где священники совершали жертвоприношение (соответствует основной части православного храма) и
  3. святая святых, куда лишь раз в год входил первосвященник для каждения перед ковчегом завета (соответствует алтарю православного храма).
Устройство скинии. Картинка из интернета
Устройство скинии. Картинка из интернета

А теперь, уважаемый читатель, мы подошли к самому важному моменту этого повествования.

Мы можем смело утверждать, что упразднение смысла существования ветхозаветного храма как единственного места богослужения, произошло именно тогда, когда в него вошла будущая Матерь Божия. И вот почему.

Дело в том, что ковчег завета был утрачен во время разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н.э. Во вновь созданном после 70-летнего плена храме святая святых была пуста... Это очень печалило евреев, но само обстоятельство имело таинственный смысл.

Мы знаем, что и второй храм был разрушен, и храм, в который вошла Мария, был уже третьим по счету, построенным Иродом великим, самым величественным и красивым, но опять же, пустым...

Раньше я думала, как же священники не наказали Захарию за его ошеломляющую дерзость - ввести во святая святых постороннего человека, девочку. Но теперь думаю, они поняли, что он сделал это по откровению свыше, поэтому не помешали ему.

В акафисте Богородице говорится, что Она " Святая святых бо'льшая". То есть трёхлетняя Мария, Которую первосвященник Захария по наитию Святого Духа ввел во святая святых, больше этого самого святого для еврейского народа места.
Теперь Она Сама стала святая святых, в Её утробу безсеменно вошел Сын Божий.

Именно в этом смысле понимается следующий прообраз - врата храма. В нем акцентируется внимание на приснодевстве Марии:

"ворота сии будут затворены, не отворятся и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошёл ими, и они будут затворены" (Иез. 44:2).

Главной святыней еврейского народа, вышедшего из Египта и ищущего землю обетованную, были скрижали с написанными на них 10-ю заповедями.

Хранились они в ковчеге Завета, украшенном херувимами, которые покрывали крышку ковчега своими крылами.

Ковчег Завета - один из главных прообразов Богородицы. Войдя во святая святых, Она заменила Собой и ковчег завета. Херувимы, покрывавшие крышку ковчега - это изображение ангелов, служащих Богородице и хранящих Ее девство.

Скрижали. Нередко сами скрижали понимаются как прообраз Божией Матери,а запечатленная в них истина, закон - как прообраз Христа. В этом же смысле понимается символ книги, книжного свитка.

Ковчег завета, стамна с манной, жезл Аарона прозябший, скрижали. Картинка из интернета
Ковчег завета, стамна с манной, жезл Аарона прозябший, скрижали. Картинка из интернета

Золотая стамна ( сосуд) также хранилась в ковчеге. Этот сосуд наполняла манна, которой Господь питал Свой народ в пустыне. "Радуйся пище, манны приемнице", - говорится в акафисте Богородице. Итак, манна, небесный хлеб - это Сын Божий, а стамна - Богородица.

Кадильница. Клещи

Оба эти предмета предназначены для того, чтобы держать раскалённый уголь. Так утроба Богоматери вместила Христа и осталась девственной. Подобно кадильнице, распространяющей аромат, Богородица распространяет на верующих благодать Своего Сына.

Светильник

Христос - Свет миру, а светильник, наполненный елеем благодати - Богородица.

Трапеза (стол) для хлебов

Был устроен в святилище для ежедневного приношения на нем жертвенных хлебов. Этот хлеб - прообраз евхаристического хлеба - Христа, а жертвенник, на котором он лежит - прообраз Божией Матери.

На рождение Марии от бесплодных родителей указывает также процветший жезл первосвященника Аарона ( Чис. 17:8). Когда некоторые из старейшин возмутились и захотели стать священниками вместо Аарона и его сыновей, Господь повелел Моисею возложить все жезлы ( символы власти) в скинии перед ковчегом завета на ночь. Наутро они нашли все жезлы сухими, только жезл Аарона расцвел прекрасными миндальными цветками. Господь повелел хранить этот жезл в храме. " Жезл Аарона прозябший" - это Богоматерь, рождённая от безплодных ("сухих" родителей) девочка, о появлении Которой молились все ветхозаветные праведники.

Завеса, отделявшая святилище от святая святых также знаменует Божию Матерь. Завеса - образ девства, которым Она покрывала Христа. При распятии Сына Божьего, когда произошло землетрясение, эта храмовая завеса разорвалась надвое - ветхозаветный храм был упразднен Самим Богом!

Таким образом, в праздник Введения Божией Матери во храм мы предвкушаем Новый Завет. " В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает", - поет Церковь в тропаре. Она, Царица Небесная Сама стала храмом Божества.

Храни вас Матерь Божия, дорогие читатели. Благодарю за внимание, прошу оценить статью и подписаться на канал!