Найти в Дзене
Мир спецтехники

"14. октобар" (Крушевац): Легенда о югославском машиностроении

Завод "14. октобар" (IMK "14. oktobar" a.d.) — это подлинный гигант югославской тяжелой промышленности, чья история представляет собой полную драму: от блистательного расцвета до банкротства и, наконец, возрождения, но уже не в качестве машиностроительного гиганта. Начало: вагоны, война и рождение имени (1923–1945) История предприятия началась в 1923 году, когда австрийские и венгерские инвесторы основали компанию, специализирующуюся на ремонте и производстве железнодорожных вагонов в городе Крушевац. Фронтальный погрузчик 14. октобар После Второй мировой войны завод был национализирован и получил свое культовое название "14. октобар" (14 Октября) — в честь дня освобождения Крушеваца от нацистской оккупации в 1944 году. С этого момента предприятие начало стремительно наращивать мощности, переориентировавшись на тяжелое машиностроение. Расцвет: золотой век спецтехники (1960–1980-е) В эпоху Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) завод "14. октобар" стал крупнейшим в ст
Оглавление

Завод "14. октобар" (IMK "14. oktobar" a.d.) — это подлинный гигант югославской тяжелой промышленности, чья история представляет собой полную драму: от блистательного расцвета до банкротства и, наконец, возрождения, но уже не в качестве машиностроительного гиганта.

Начало: вагоны, война и рождение имени (1923–1945)

История предприятия началась в 1923 году, когда австрийские и венгерские инвесторы основали компанию, специализирующуюся на ремонте и производстве железнодорожных вагонов в городе Крушевац.

Фронтальный погрузчик 14. октобар
Фронтальный погрузчик 14. октобар

После Второй мировой войны завод был национализирован и получил свое культовое название "14. октобар" (14 Октября) — в честь дня освобождения Крушеваца от нацистской оккупации в 1944 году. С этого момента предприятие начало стремительно наращивать мощности, переориентировавшись на тяжелое машиностроение.

Расцвет: золотой век спецтехники (1960–1980-е)

В эпоху Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) завод "14. октобар" стал крупнейшим в стране производителем тяжелой техники и оборудования, превратившись в экономического лидера региона:

Завод выпускал полный спектр дорожно-строительной техники:
Гусеничные бульдозеры (серии TG)
Колесные погрузчики
Гусеничные экскаваторы
Сельскохозяйственная техника

Бульдозер 14. октобар
Бульдозер 14. октобар

Благодаря комбинации надежности (в духе Восточного блока) и современных технологий (полученных через лицензии или сотрудничество с западными компаниями), продукция активно экспортировалась по всему миру: в страны Азии, Африки, Европы и, конечно, в СССР. В золотые годы на заводе работало около 8600 человек, что сделало его одним из ключевых промышленных центров Балкан.

__________________________________________________________________________________________

Партнером канала Мир спецтехники является компания "Глобал Импорт" - официальный дистрибьютор техники LiuGong в РФ. Глобал Импорт предлагает в России полный модельный ряд дорожно-строительной техники LiuGong.

-3

Узнать больше о технике LiuGong вы можете на сайте компании Глобал Импорт www.liugong-vostok.ru или по тел: 8 800 222 65 77.

__________________________________________________________________________________________

Закат: крушение гиганта (1990–2017)

С начала 90-х годов завод столкнулся с рядом фатальных проблем, приведших к упадку:

  1. Распад Югославии: Разрыв кооперационных связей и внутренних рынков СФРЮ подорвал производственные мощности.
  2. Санкции и изоляция: Международное экономическое эмбарго 90-х годов полностью отрезало "14. октобар" от экспорта и доступа к критически важным комплектующим. Завод не мог продавать свою продукцию за твердую валюту и, что критически важно, не мог покупать современные западные комплектующие и технологии (двигатели, гидравлика, электроника), необходимые для модернизации. Конкуренты (Япония, Европа) в это время активно развивались.
  3. Бомбардировки НАТО (1999): Предприятие, имевшее военную программу (в том числе производство крупнокалиберных боеприпасов), серьезно пострадало от авиаударов. Это отбросило предприятие назад в технологическом плане и увеличило его финансовые убытки.
  4. Изоляция и стандарты: В то время как мировые рынки переходили на стандарты Euro и требовали высокотехнологичной электроники, завод был вынужден работать в изоляции. Техника "14. октобар" быстро стала неконкурентоспособной и устаревшей по отношению к Caterpillar, Komatsu, а также китайским брендам, появившимся позже.
  5. Банкротство: Годы накопленных убытков, отсутствие инвестиций и невозможность модернизации привели к тому, что в январе 2016 года завод был признан банкротом.

Западные санкции и военная операция стали решающими факторами, которые "выключили" завод из мировой конкурентной борьбы.

Если бы не эти внешние воздействия, завод мог бы иметь шансы на выживание и частичную модернизацию, как это произошло с некоторыми другими восточноевропейскими предприятиями. Однако санкционное давление не дало заводу шанса адаптироваться к рыночным условиям, что в итоге привело его к банкротству.

Возрождение: "14. октобар" сегодня

История завода не закончилась на банкротстве. В 2017 году произошло его спасение и возрождение:

Завод был куплен крупной чешской корпорацией Czechoslovak Group (CSG), которая владеет такими брендами, как Tatra Trucks. С 2017 года в "14. октобар" были вложены значительные инвестиции (миллионы евро) в модернизацию производственных линий, внедрение робототехники и станков с ЧПУ (CNC). Сегодня завод успешно сочетает два направления:
Гражданская программа: Производство компонентов для тяжелого машиностроения, запчастей для железнодорожных вагонов и спецтехники.
Военная программа: Производство крупнокалиберных боеприпасов, используя восстановленные мощности.