Найти в Дзене
Чёрный редактор

"Не дошёл до дома 300 метров". Загадочный финал и страстные драмы Александра Соловьёва — красавца, которого невозможно было не любить

Он мог бы стать великим. Его обожали женщины, обожала камера, зрители носили на руках после «Зелёного фургона». Но судьба этого красивого, талантливого, страстного мужчины сложилась как классическая русская трагедия: яркая вспышка, долгое падение и нелепая, загадочная смерть в новогоднюю ночь. Ему было всего 47. Тело без документов пролежало в морге почти месяц. Лишь случайная догадка милиционера, которому показалось, что неизвестный похож на того самого «Красавчика», позволила опознать Александра Соловьёва. Вечером 25 декабря 1999 года он ушёл из дома и не вернулся. До своей квартиры оставалось всего триста метров. «Не любить его было невозможно»: как всё начиналось Его жизнь началась с борьбы. Александр родился в 1952 году семимесячным, весом чуть больше полутора килограммов. Врачи сомневались, что ребёнок выживет. Но мать выходила его — сильного, красивого, с невероятными синими глазами и характером, который в будущем станет и его даром, и его проклятием. Ещё школьником он твёрдо
Оглавление

Он мог бы стать великим. Его обожали женщины, обожала камера, зрители носили на руках после «Зелёного фургона». Но судьба этого красивого, талантливого, страстного мужчины сложилась как классическая русская трагедия: яркая вспышка, долгое падение и нелепая, загадочная смерть в новогоднюю ночь. Ему было всего 47.

Тело без документов пролежало в морге почти месяц. Лишь случайная догадка милиционера, которому показалось, что неизвестный похож на того самого «Красавчика», позволила опознать Александра Соловьёва. Вечером 25 декабря 1999 года он ушёл из дома и не вернулся. До своей квартиры оставалось всего триста метров.

«Не любить его было невозможно»: как всё начиналось

Его жизнь началась с борьбы. Александр родился в 1952 году семимесячным, весом чуть больше полутора килограммов. Врачи сомневались, что ребёнок выживет. Но мать выходила его — сильного, красивого, с невероятными синими глазами и характером, который в будущем станет и его даром, и его проклятием.

-2

Ещё школьником он твёрдо решил: будет артистом. Мечтал стать клоуном, как Олег Попов, — «чтобы всех веселить, и чтобы никто никогда не плакал». Ирония судьбы: слёз из-за него будет пролито немало, а его собственная история закончится далеко не смехом.

В ГИТИС он поступил легко, с первого раза, покорив приёмную комиссию не только фактурой, но и дерзкой непосредственностью. На экзамен он явился в ботинках... на босу ногу. На вопрос преподавателей о носках, не смутившись, ответил: «А я их постирал, они сушатся». Эта детская, обезоруживающая прямота стала его визитной карточкой на всю жизнь.

Три мушкетёра и первая любовь

На курсе у знаменитого режиссёра Андрея Гончарова он сразу сошёлся с двумя другими красавцами и будущими звёздами — Игорем Костолевским и Александром Фатюшиным. Их называли «три мушкетёра». Но самым лёгким, открытым и непредсказуемым был именно Соловьёв.

-3
«Саша был лёгкий, открытый, честный, совершенно бескорыстный, — вспоминал позже Фатюшин. — Не любить его было невозможно. Душа нараспашку — щедрая, широкая. Он не мог жить без сюрпризов. Делал их спонтанно, не задумываясь. Были деньги — задаривал всех подарками, не было — не жаловался».

Студенческая романтика настигла его быстро. Он без памяти влюбился в однокурсницу Людмилу Радченко. Его чувства были столь бурными и очевидными, что сопротивляться было бесполезно. Они поженились почти сразу, на втором курсе. Костолевский на свадьбу подарил им книгу о семейной жизни.

Молодожёны читали её вслух, лежа на диване в общежитии, веря, что это навсегда. В 1974 году у них родился сын, названный в честь отца — Александром. Но «навсегда» растянулось лишь на четыре года. Первый брак не выдержал испытания бытом и, как поговаривали, его неумной страстью к другим женщинам.

-4

Три года на подоконнике: история одной одержимости

После института дороги «трёх мушкетёров» ненадолго разошлись. Соловьёв, в отличие от друзей, не стал звёздой театра Маяковского, куда их всех взял Гончаров. Ему доставались лишь крохи в массовке. Чувствуя, что задыхается, он ушёл в Центральный детский театр. И там его жизнь перевернулась с ног на голову.

Он получил главную роль влюблённого старшеклассника. А его партнёршей по спектаклю была замужняя актриса Людмила Гнилова — старше его на семь лет, счастливая в браке с актёром Николаем Кашириным и мать пятилетней дочки.

-5

То, что случилось дальше, стало легендой в театральных кругах. Соловьёв влюбился. Не просто увлёкся, а заболел, со всей страстью своей натуры, не признававшей полутонов. Людмила, естественно, отказывала. Она была замужем. Но он не отступал. Три долгих года он, по сути, жил у её порога.

«Три года я не могла решиться развязать этот узел, — вспоминала позже Гнилова. — А Соловьёв по-прежнему ходил за мной как привязанный, дневал и ночевал на подоконнике в моём подъезде».

Представьте картину: известный уже актёр ночует на лестничной клетке, а сердобольная соседка-старушка выносит ему одеяло, чтобы «сердешный не замёрз». Это была осада. И в 1975 году крепость пала. Людмила ушла от мужа. Соловьёв развёлся с первой женой. Началась новая глава.

«Он где-то здесь»: взлёт, слава и трещина

Их брак с Гниловой поначалу был похож на праздник, который не кончался. Они поселились в крохотной «однушке», где, чтобы попасть на кухню, нужно было закрыть дверь в комнату, а столом служила коробка от пылесоса. Но это не имело значения.

-6

Соловьёв осыпал жену подарками. Цветы — охапками, каждый день. Если не хватало денег — «дарил» городские клумбы. Однажды, вернувшись со съёмок глубокой ночью, он застал жену спящей и... засыпал всё её тело сорванными цветами. Проснувшись в «саду», Людмила в первую секунду подумала, что умерла.

В 1979 году родился их сын Миша. Жизнь, казалось, налаживалась. Наконец-то пришёл и кинематографический успех. После долгих лет проб и отказов ему дали роль в детективе «По данным уголовного розыска» (1979), а затем — главную роль в лирической комедии «Адам женится на Еве» (1980). Женщины по всей стране вздыхали по красавцу-автослесарю Адаму.

Но настоящая народная любовь накрыла его после «Зелёного фургона» (1983). Его Красавчик — лихой, обаятельный, с грустными глазами конокрад — стал культовым персонажем. Письма от зрителей шли мешками. Его узнавали на улицах. Прозвище «Красавчик» прилипло к нему навсегда.

Оборотная сторона гения

Коллеги обожали и побаивались его одновременно. В нём жили два человека: один — добрый, щедрый, готовый отдать последнее, другой — вспыльчивый, резкий, не признающий авторитетов.

-7
«Он был олицетворением настоящего русского мужского характера, — говорил о нём Эммануил Виторган. — Только крайности. Золотой середины у Саши не было».

Он мог нахамить режиссёру, назвать пьесу ерундой, устроить скандал на ровном месте. Режиссёр Владимир Мотыль утверждал, что по-настоящему независимыми в профессии были только трое: Владимир Высоцкий, Олег Даль и Александр Соловьёв. Увы, их объединяла не только независимость.

Тенью за успехом следовала пагубная страсть к алкоголю. На съёмках «Зелёного фургона» он и молодой Дмитрий Харатьян дали друг другу зарок не пить. И если очень хотелось — бежали за томатным соком. Бегали каждый день. Тогда ещё он мог себя сдерживать.

-8

Но в конце 80-х всё изменилось. Перестройка, смена эпох, кризис в кино — хороших ролей не стало. Соловьёв, человек азартный и деятельный, попытался взять судьбу в свои руки. Он занял денег и снял как режиссёр трагикомедию «По Таганке ходят танки».

Ирония судьбы: фильм вышел на экраны 18 августа 1991 года. А на следующее утро по телевидению объявили о начале ГКЧП, и в Москву вошли настоящие танки. Фильм-пророчество мгновенно легёл на полку. Актер остался с огромными долгами и чувством полной профессиональной невостребованности.

-9

Круг замкнулся. Унижения от безделья, осознание того, что он содержится женой (Гнилова много и успешно работала в театре), — всё это он стал глушить в бутылке. Запои, уходы из дома, скандалы, возвращения с повинной — этот горький круг повторялся снова и снова. Людмила, пытаясь спасти мужа, отправляла его по клиникам. В одной из таких поездок, в Феодосии, и случилась встреча, которая окончательно перевернула его жизнь.

Последняя любовь: Ирина Печерникова и роковая встреча в клинике

В феодосийской клинике он встретил Ирину Печерникову — хрупкую, изящную актрису, «советскую Одри Хепбёрн», звезду «Доживём до понедельника» и «Двух капитанов». Их знакомство состоялось ещё в 1969 году, когда школьник Саша, потрясённый её игрой в театре, прорвался за кулисы и вручил ей один-единственный цветок — на букет не хватило денег.

-10

Теперь они встретились вновь. Две тонкие, ранимые творческие натуры, страдающие от одного недуга и чувствующие себя ненужными в стремительно меняющемся мире. Общая беда сблизила мгновенно. Между ними вспыхнул роман.

Для Соловьёва это была давняя, почти юношеская мечта, ставшая явью. Для Печерниковой — спасение от череды неудач: сложный развод с Борисом Галкиным, смерть матери, чёрная полоса в карьере. Они нашли друг в друге родственную душу.

-11

Соловьёв ушёл из семьи не сразу. Только через восемь лет, когда сын Миша вырос. В 1997 году он и Ирина поженились и обвенчались. Людмила Гнилова отпустила мужа, но до конца винила Печерникову в том, что та, по её мнению, потворствовала его слабости и пила вместе с ним. Ирина это категорически отрицала.

Они пытались построить свой тихий рай. Купили маленький домик под Ярославлем. Соловьёв, казалось, успокоился: ловил рыбу, колол дрова, даже научился печь хлеб. Но демоны прошлого не отпускали. Периоды затишья сменялись срывами.

-12

25 декабря 1999 года: последний путь Красавчика

Роковой вечер 25 декабря 1999 года начался, как многие другие. Ирина уехала по делам. Александр, оставшись один, отправился в театр «Русский дом» на премьеру спектакля и последующий банкет. По свидетельствам, он прибыл туда уже в сильнейшем подпитии.

«Там, по обыкновению, поскандалил, и ему указали на дверь», — вспоминали потом коллеги.

Он вышел в ночную, зимнюю Москву. До своего дома на Цветном бульваре оставалось всего ничего — каких-то 300 метров. Эти метры он так и не прошёл.

Что случилось в ту ночь — остаётся загадкой. Официальная версия гласит: сильно пьяный мужчина поскользнулся, упал и ударился головой о бетонный бордюр цветочной клумбы. В три часа ночи в 68-е отделение милиции поступил звонок от прохожего. На месте обнаружили человека без сознания, без документов, с серьёзной травмой головы. Его отвезли в Институт Склифосовского.

-13

Неделю «неизвестный» пролежал в коме. 1 января 2000 года, в первый день нового тысячелетия, его сердце остановилось. Диагноз: открытая черепно-мозговая травма, кровоизлияние в мозг.

Тем временем Ирина Печерникова, вернувшись домой, начала его искать. Она обзванивала всех знакомых, больницы, морги.
«Когда Саша не пришёл на Новый год, мне стало страшно, — рассказывала она. — Я объездила все морги, смотрела... Его не было».

Тело уже собирались похоронить как неопознанное. И здесь случилось мистическое совпадение. Один из оперативников, разглядывая фотографию умершего, вдруг сказал: «Слушайте, а он ведь похож на того красавчика из «Зелёного фургона»...». Позвонили Дмитрию Харатьяну. Тот связался с Печерниковой. 21 января 2000 года, почти через месяц после исчезновения, Ирина опознала мужа в морге.

Она никогда не поверила в случайность. В версию о падении. Она была убеждена, что его ударили. Возможно, милицейской дубинкой во время задержания. На спине у него были следы побоев. Но дело так и не было расследовано должным образом.

«У двери, в которую суждено уйти, может быть ржавая ручка, а может — золотая. Но суть ухода не меняется, — философски заметил актёр Андрей Анкудинов. — Саша остался в памяти тем самым Красавчиком».

Его кремировали 26 января. Урна с прахом заняла место в 58-м колумбарии Ваганьковского кладбища. Ему было 47.

Эпилог: цветы на снегу

Он так и не стал тем клоуном, который веселит всех, чтобы никто не плакал. Его жизнь сама превратилась в драму, которая заставляла плакать тех, кто его любил.

После его смерти Людмила Гнилова продолжила служить в театре. Ирина Печерникова надолго замкнулась в себе, так и не оправившись от потери. Его дети — Александр от первого брака, Екатерина (дочь Гниловой), которую он воспитывал как родную, и Михаил — выросли. Миша, как когда-то его отец, стал актёром.

-14

Александр Соловьёв остался в истории кино не просто как талантливый актёр. Он стал символом целой эпохи и яркой иллюстрацией её противоречий: безграничный талант и саморазрушение, оглушительная слава и горькое забвение, страстная любовь и причинённая боль.

Он шёл домой сквозь метель, не дойдя всего трёхсот метров. И эти триста метров стали пропастью между жизнью и легендой, между человеком с его слабостями и тем вечным Красавчиком с экрана, которого до сих пор помнят и любят.