Ну рассказывайте скорее, как написали?😎
105.Опасен ли, по Вашему мнению, эгоизм для любви?
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (Печорин)
Бэла: Его эгоизм и жажда обладания приводят к похищению девушки. Остыв к ней, он обрекает её на страдание и гибель.
Княжна Мери: Он систематично влюбляет в себя девушку из спортивного интереса и желания досадить сопернику (Грушницкому), не задумываясь о её чувствах и репутации.
Вера: Это единственная женщина, которую он, возможно, любил. Но и здесь его эгоизм, неспособность пожертвовать своими правилами, приводят к потере. Его погоня за ней - это осознание утраты себя, а не раскаяние.
«Бедная Лиза» Н.М. Карамзин
В повести Карамзина эгоизм показан как неспособность подняться над собственными слабостями и обстоятельствами ради другого человека. Эраст любил себя в любви к Лизе: свои романтические переживания, утехи, эмоциональный подъём. Когда же любовь потребовала от него мужества, верности и готовности разделить судьбу возлюбленной, его эгоизм (выраженный в слабости и приверженности к материальному комфорту) убил чувство и привёл к трагедии.
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин
Эгоизм Онегина («Но я не создан для блаженства») разрушает возможное счастье с Татьяной. Позже его эгоистичный порыв – страсть к замужней княгине – ставит под удар её репутацию и покой.
206.Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека?
«Старуха Изергиль» М. Горький (Данко)
В легенде о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» духовная зрелость человека проявляется в самопожертвовании ради спасения других, в способности взять на себя ответственность за коллектив и вести его, даже если это грозит гибелью.
«Юшка» А. Платонов
Духовная зрелость Юшки проявляется в поступках:
- Умение прощать бесконечно.
- Способность видеть в жестоком - несчастного.
- Желание отдать последнее ради счастья другого.
- Вера в скрытую, «слепую» любовь в сердцах людей.
Его зрелость в том, что он живёт не для себя, а для других, и в этом обретает подлинную, недоступную пониманию окружающих свободу и смысл. Его пример показывает, что высшая духовная зрелость тиха, неприметна и проявляется в ежедневном выборе в сторону любви, а не самозащиты.
306.Что в семье самое главное?
«Куст сирени» А.И. Куприн
Главное в семье, по Куприну, - это не романтика чувств, а практика взаимовыручки. Нужно быть вместе «в горе и в радости», превращая жизненные неурядицы в повод для сплочения и общих, пусть и маленьких, побед.
«Дары волхвов» О. Генри
Главное в семье, согласно рассказу, - самоотверженная любовь и готовность к жертве ради счастья другого. Это та сила, которая превращает бедность в богатство, а потерю самых дорогих вещей - в обретение настоящего сокровища.
411.Какое событие отечественной истории XIX века заставляет Вас задуматься о будущем?
1. Восстание декабристов (1825 г.)
Суть события: Попытка гвардейских офицеров-дворян, многих из которых были героями войны 1812 года, совершить государственный переворот. Их цели: отмена крепостного права и введение конституции. Восстание было жестоко подавлено.
Почему заставляет думать о будущем? Это точка отсчёта освободительного движения в России. Ставит вечные вопросы: Как и какой ценой можно менять страну? Где грань между свободой и хаосом? Что важнее: идеал или стабильность?
А.С. Пушкин, «Медный всадник» (1833): Через конфликт «маленького человека» Евгения с государством в лице Петра I, поэт показывает трагическую цену прогресса и имперского величия. Будущее требует поиска баланса между интересами личности и державы.
2. Отечественная война 1812 года
Суть события: Вторжение армии Наполеона в Россию и её полный разгром, ставший поворотным моментом в европейской истории. Война народная, отечественная.
Почему заставляет думать о будущем? Сформировала национальное самосознание и представление об особом пути России. Вопросы: В чём сила народа? Что такое истинный и ложный патриотизм? Какой урок несёт в себе любая война?
Л.Н. Толстой, «Война и мир» (1869): Толстой показывает, что историю творят не личности, а народ. Его философия – предостережение от культа «великих вождей» и напоминание о нравственной силе простого человека.
М.Ю. Лермонтов, «Бородино» (1837): Вопрос молодого поколения ветерану («Скажи-ка, дядя...») – это вопрос о преемственности, о том, сохранится ли в будущем та «сила духа», что решила судьбу страны.
3. Крестьянская реформа 1861 г. (Отмена крепостного права)
Суть события: Крупнейшая социальная реформа Александра II, освободившая миллионы крепостных крестьян. Однако реформа была половинчатой (малоземелье, выкупные платежи) и породила новые конфликты.
Почему заставляет думать о будущем? Это ключевой пример трудной модернизации и раскола общества. Вопросы: Как проводить реформы, чтобы они не рождали новых несправедливостей? Как преодолеть разрыв между прогрессивной интеллигенцией и народом?
И.С. Тургенев, «Отцы и дети» (1862): Фиксирует раскол поколений накануне и после реформы. Спор нигилиста Базарова и консерватора Кирсанова – это спор о путях в будущее: через разрушение старого или постепенные изменения.
Н.А. Некрасов, поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1860-70-е): Прямой вопрос эпохи: стал ли народ счастливее после «воли»? Поэма показывает и тяготы народной жизни, и его скрытую мощь, указывая, что будущее счастье – в служении народу.
513.В.М. Шукшин писал: «Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог». Кого из писателей Вы бы назвали таким знатоком человеческой души?
1. Фёдор Михайлович Достоевский
Суть психологизма: Исследователь «подполья», болезненных страстей, метафизических борений души.
Предмет изучения: Пограничные состояния - преступление, наказание, истерия, одержимость идеей, гордыня, бунт против Бога.
Метод: «Психология бездн». Он вскрывает самые тёмные, иррациональные, противоречивые мотивы. Его герои (Раскольников, Ставрогин, Иван Карамазов) - мыслители, раздираемые внутренними конфликтами.
Пример (любое произведение): В «Преступлении и наказании» Достоевский проводит вивисекцию души Раскольникова до и после убийства, показывая, как идея («Тварь я дрожащая или право имею?») овладевает человеком и разрушает его изнутри. Это психология идеи, становящейся страстью.
2. Лев Николаевич Толстой
Суть психологизма: Мастер «диалектики души», летописец непрерывного внутреннего потока.
Предмет изучения: Естественная, текучая жизнь души в её повседневности, в моменты нравственного выбора, на войне, в любви. Смена настроений, мыслей, чувств.
Метод: Внутренний монолог и детальный анализ. Толстой показывает, как чувство рождается, меняется и угасает. Его герои (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Анна Каренина) постоянно ищут смысл, и мы наблюдаем за каждым шагом их мысли.
Пример (любое произведение): В «Войне и мире» знаменитая сцена с дубом - это чистая «диалектика души» Андрея Болконского. Мы видим, как его внутреннее состояние (уныние) проецируется на природу, а затем, под влиянием новой встречи с Наташей, меняется его взгляд на мир и на себя. Толстой фиксирует сам процесс этой перемены.
3. Антон Павлович Чехов
Суть психологизма: Психолог подтекста и обыденности, мастер «подводного течения».
Предмет изучения: Тихая драма обычной жизни. Тоска, несбывшиеся надежды, разлад между мечтой и реальностью, неспособность к действию («чеховские недотёпы»).
Метод: Деталь, жест, пауза, умолчание. Чехов не анализирует чувства, он их показывает через быт, через внешние мелочи. Психология скрыта в интерьере, в отвлечённой реплике, в погоде.
Пример (любое произведение): В рассказе «Ионыч» деградация души доктора Старцева показана не через его монологи, а через накопительство («бумажки»), физическую грузность, раздражительность и страсть к игре в винт. В пьесе «Вишнёвый сад» драма прощания с прошлым выражена в звуке лопнувшей струны и стуке топора.
606.Зачем современному языку устаревшие слова?
Исторический колорит (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»: «армяк», «кивер», «указ», «кафтан», «ярыжка». Эти слова точно рисуют быт XVIII века)
(Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба»: «сечь», «курень», «чуба», «люлька» – создают атмосферу Запорожской вольницы)
Высокий стиль, поэтичность, пафос (М.Ю. Лермонтов, «Бородино»: «Лафет», «булат», «мусью», «ликовал». Слова придают повествованию эпическую мощь и связь с героическим прошлым)
Ирония, стилизация (М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города»: Использует канцеляризмы и архаизмы («воспомнить», «упразднить») для создания сатирического гротеска)