Городок Ужице зажат в узкой долине между гор, потому он и Ужице. Его особенность в том, что традиционная балканская застройка с терракотовыми крышами здесь соседствует с бетонными монстрами в стиле конструктивизма. Серые коробки в долине смотрятся, как будто кусок сербской столицы забросили в Черногорию. То есть в Ужице одновременно ощущаются отголоски Подгорицы и Нового Белграда на минималках.
Пожалуй, самым уродливым, но притягательным бетонными монстром Ужице является здание югославского отеля Златибор.
Ещё десять лет назад он принимал постояльцев. Сейчас создаётся впечатление, что он закрыт. Вечером свет не горит. На верхнем этаже осталась вывеска Hotel, без названия. Это здание стало визитной карточкой города. Но судьба его непонятна. Сейчас оно выглядит не живым и не мертвым.
На мой взгляд, беда конструктивизма в том, что он не умеет красиво стареть, превращаясь в мрачный и серый пережиток прошлого.
Совсем рядом Трг Партизана - центральная площадь города. Партизаны в Ужице действительно водились в разные драматические исторические времена. Места гористые, труднодоступные - в таких партизанам раздолье. Площадь живая, просторная. Тоже окружена сплошным конструктивизмом.
Чуть в стороне стоит отыскать интересные солнечные часы на стене здания.
В общем, югославское наследие собрано в долине, а за балканской стариной стоит подняться в гору. В Ужице есть башня XIV века.
К ней можно выйти по указателям на Стари Град. Подъем невероятно крутой, даже в черногорских горах селения на таких кручах еще поискать. Узкие улочки, как ужи, ползут вверх.
Поэтому если для вас это 100500-тый Стари Град, то стоит сначала подумать, оно вам надо?
Ну, что сказать, мне было надо и я полезла в гору. Наверху красиво, конечно. Открывается вид и на терракотовые крыши, и на железную дорогу, и на весь ужицкий конструктивизм. Подходы к башне хорошо оборудовали и сделали смотровую площадку. А все точки, с которых может скатиться в долину оступившийся турист, закрыли решетками с замками.
Посмотрев на терракотовые крыши и бетонные свечки в долине, идем вниз - к еще одной важной достопримечательности города, которая важна для всей Сербии.
В Ужице в 1900 году была возведена первая электростанция, которая, как пишут во всех источниках, "построена по принципам Николы Теслы". Сейчас там музей, а чуть поодаль идёт строительство. Как я поняла, заводика по розливу воды.
Производимое здесь электричество использовали на местных ткацких фабриках и для освещения города, а излишки продавали горожанам. Электростанция проработала до 1970-х годов.
Вдоль всего Ужице течёт река Джетиня (Детина) и идёт набережная. Она довольно живописная, особенно там, где городской пляж. Интересно, можно ли там купаться, когда Джетиня более полноводна.
На берегу - небольшой бассейн с горкой.
Из репродукторов играет музыка, а вдоль реки прогуливаются местные пенсионеры, наслаждаясь теплом и горизонтальной поверхностью дороги, которой в их городе не так много.
С одним обаятельным сербским дедом и его женой мы там и познакомились. Дед рассказал, о том, что Москва и Киев - лепо. И что Ужице в 90-е обстреливала НАТО. Как он красиво и метко выразился:
плохие люди без лица.
Мы прогулялись с пожилой парой, пытаясь общаться на смеси сербского и русского, попрощались и я пошла вдоль реки к парку. Называется он Велики парк, но его стоит включить в прогулку только если останется время. Он вообще не велики - небольшой совсем. Да и смотреть там нечего, кроме старого тоннеля и довольно потрепанного спортивного центра.
Зато в пути меня сопровождали такие вот веселые попутчики. Пёсели были очень озорными, пытались ухватить, играючи, за штанину. А когда я им строго это запретила, стали приставать к домашним псам, гуляющим на поводках, как настоящие гопники.
Ужице, как театр с вешалки, начинается с ж/д вокзала. Вдоль всего города проходит железная дорога. Ведёт она в Черногорию. Вокзал - небольшое, но трехэтажное здание с семиугольным стеклянным куполом. Чтобы выйти в город, нужно спуститься на два этажа вниз. В вокзале пусто и даже не могу сказать, есть ли там зал ожидания, какие-то сиденья, как обычно бывают на вокзалах.
В общем, довольно странное, но своеобразное сооружение.
Рядом с ж/д вокзалом - автобуска (автовокзал). Классная логистическая тема в Сербии и Черногории, когда два вокзала расположены рядом. Это удобно, странно, что в Белграде не так. Там главный вокзал Београд Центар вообще неудобно расположен с точки зрения маршрутов транспорта, к нему примыкающих. А Ужицкий вокзал - немного привести в порядок, и будет отдельная достопримечательность. Жаль, никто об этом не задумывается.
Сделав круг по городу, я вернулась на площадь Партизана, где перекусила, глядя на сумерки и сгущающиеся тучи, которые на следующий день, после 20 градусного тепла, принесли снег.
Вообще, по природе в Ужице же есть что-то от черногорской столицы Цетине. Я невольно, как там, искала подснежники на крутых склонах, хотя ещё совсем не сезон.
На электричку в Белград я села в то время, когда на город красиво опустились ранние ноябрьские сумерки.
В целом, поездку в Ужице из Белграда можно планировать на один день. Правда, стоит учесть, что дорога в один конец занимает более 3 часов - туда ходят не скоростные электрички, поезд местами больше стоит, чем едет, да и задержки в расписании возможны. Но дорога красивая, гористо-лесистая. Именно по дороге на Ужице появляются легендарные тоннели, которыми так богата Трансбалканская железная дорога.
Городок при желании можно обойти за 2 часа. Мне хватило четырёх. И, несмотря на довольно долгий путь, бетонно-терракотовый Ужице всё же стоило положить в копилку своих балканских впечатлений.
О другом интересном сербском городе здесь: