3 декабря — День юриста в России. Это не просто дата в профессиональном календаре, а повод вспомнить, что за каждым судебным решением, каждым юридическим заключением, каждой статьёй кодекса стоит человек — с его принципами, знаниями и ответственностью.
Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева на протяжении десятилетий воспитывает специалистов, формирующих правовое поле страны. Его выпускники работают по всей России — от региональных судов до федеральных ведомств, оставаясь верными принципам честности, компетентности и уважения к человеку.
Сегодня мы беседуем с одним из таких выпускников - Виталием Владимировичем Горюновым, кандидатом юридических наук, председателем Центрального районного суда города Читы.
Мы встретились с Виталием Владимировичем в его рабочем кабинете в совершенно обычный вторник. В плотном графике председателя самого многосоставного районного суда г. Читы и всего Забайкальского края удивительным образом нашёлся час на разговор о прошлом — прекрасном, студенческом, полном надежд, исканий и юношеских сомнений. На время беседы работа суда не остановилась: стопки документов на столе замерли в ожидании, а телефон настойчиво звонил несколько раз. Но в глазах моего собеседника — не усталость, а тот самый «огонёк», который заметил однажды проректор по научной работе вуза, где учился герой моего рассказа.
— Виталий Владимирович, я начну неоригинально: почему Вы выбрали юриспруденцию?
— Вообще-то, я хотел стать журналистом. Наверное, у меня действительно была к этому склонность, потому что в старших классах стал резко писать стихи, рассказы и даже создал пьесу, которая получила награду на нашем региональном конкурсе юных литераторов — премию имени Евгения Куренного. Отрывок из пьесы был опубликован в газете «Забайкальский рабочий», за неё я тогда получил свой первый авторский гонорар. Это было неожиданно и приятно.
Хотел поступать на журфак МГУ, но мама побоялась отпускать меня в Москву. Тогда один друг семьи, работавший в правоохранительных органах, по её просьбе поговорил со мной серьёзно: предложил обратить внимание на юриспруденцию. Он сам отвёл меня в отдел кадров прокуратуры Читинской области. Начальник отдела рассказал о целевом наборе в Уральскую юридическую академию. Первым этапом было психологическое тестирование. Я его прошёл успешно, и выбора не оставалось: пришлось собираться в Екатеринбург сдавать экзамены. Насколько помню, по таким предметам: русский язык, история и литература.
Мы поехали поступать с одним из моих товарищей — были знакомы ещё с детского сада. Я очень люблю Михаила Афанасьевича Булгакова. Моим любимым произведением со школьных лет остается знаменитый роман «Мастер и Маргарита». Трое суток в поезде я все время рассказывал своему приятелю забавные эпизоды из «Мастера и Маргариты»: про похождения кота Бегемота и всей свиты Воланда, а также историю Коровьева.
На экзамене по литературе в академии ему как раз попался этот роман. А он, к сожалению, не читал его. Рассказал только те забавные моменты, которые я ему поведал в поезде. Он даже не смог ответить на вопрос, кто является главным героем романа, — не сдерживает улыбку Виталий Владимирович.
— Какое впечатление произвел на Вас Екатеринбург?
—Вы не поверите, но мои первые впечатления сопровождал страх. Это было лето 1999 года. Мне тогда было всего 16 лет. Я был домашним мальчиком, никогда не уезжал далеко из родного дома, а тут впервые оказался один в чужом городе, где у меня не было ни одного близкого человека. Это был огромный мегаполис — совершенно незнакомый, безграничный: трамваи, сильное дорожное движение, всё было новым, непривычным и пугающим. Но в то же время испытывал восторг и восхищение. Когда подходишь к проспекту Ленина и видишь монументальное здание УПИ — ныне Уральского федерального университета, — это, конечно, впечатляет.
Я прожил в Екатеринбурге восемь лет, и за это время полюбил уральскую столицу. До сих пор мне дороги некоторые места, особенно Дендропарк, недалеко от академии, где я часто летом готовился к экзаменам, вдыхая аромат роз и других цветов, которые к летней сессии расцветали.
Но всегда меня мучила тоска по малой родине — по Чите. Эта тяга к родному городу никуда не исчезала. Когда защитил диссертацию, понял: свою миссию в Екатеринбурге я выполнил.
— Общежитие для Вас, домашнего ребёнка, стало школой жизни?
— Конечно! Это очень серьёзная школа жизни. Я бы посоветовал родителям, планирующим отправить ребёнка в другой город, не снимать квартиру, не создавать «тепличные» условия, и не бояться, что ребёнок будет жить в общежитии. Там молодой человек учится общаться с людьми разных возрастов, полов, регионов, национальностей, убеждений. Общежитие обтачивает острые углы характера, учит жить в мире с другими, понимать их, доносить свою мысль.
Мне очень повезло: с третьего по пятый курс я жил в общежитии № 2, за главным учебным корпусом, в компании замечательных ребят. Мы стали почти как семья. После вуза я приезжал к ним в гости, меня встречали как родного. С одним из моих товарищей мы ездили на Байкал, я показывал ему наши красоты. Эти отношения — очень ценные для меня. Я храню их до сих пор.
Первые два года я жил с парнями на год старше меня — они помогали мне разобраться в предметах, по которым они уже сдали экзамены. А потом, с третьего по пятый курс, мы с однокурсниками устраивали «мозговые штурмы». У нас даже было правило на сессии: в определенные часы — тишина, все учатся. Потом обед, перерыв — и снова за книги. Если у кого-то возникал вопрос — обсуждали, дорабатывали, разбирали вместе. К экзаменам мы приходили уже хорошо подготовленными, потому что осваивали материал коллективно. Это было эффективнее, чем учиться в одиночку, без возможности посоветоваться.
— Какое впечатление произвел на Вас университет?
— Осознанные впечатления пришли позже. Первое, что запомнилось, — лекция Владимира Михайловича Семёнова, профессора, доктора юридических наук, заслуженного деятеля науки России. Сразу стало понятно: это — человек энциклопедических знаний. Я впервые в жизни увидел настоящего профессора, доктора наук. Это была живая наука, не книжная. На первом курсе всё ждал, когда же почувствую настоящий интерес к юриспруденции, её вкус. И, наконец, дождался — на втором курсе, когда начали изучать отрасли права: гражданское, уголовное, а главное — моё любимое — конституционное право.
— А наукой Вы уже с первого курса начали увлекаться?
— Вся моя жизнь в этом смысле изменилась благодаря счастливому стечению обстоятельств и Владимиру Александровичу Бублику. Однажды в главном корпусе академии появилось объявление: Санкт-Петербургский государственный университет (юридический факультет) проводит международную студенческую научно-практическую конференцию. Студентам предлагалось направить тезисы по тематике конференции. Я уже полюбил конституционное право и написал тезисы. Их одобрили, но академия решила отправить других ребят — двух или трёх, точно не помню. Я очень расстроился. Тогда, по совету земляков, с которыми поделился переживаниями, набрался смелости обратиться к Владимиру Александровичу Бублику (ректор УрГЮУ имени В.Ф. Яковлева с 2007 г. – до н.в.). Он на тот момент был проректором по научной работе. Долго не решался, затем все-таки зашел к нему в кабинет, робея, представился, коротко рассказал ситуацию. Он молча выслушал, но, видимо, увидел во мне «огонёк» — не просто желание съездить за госсчёт, а настоящий интерес к науке, и решил направить и меня на ту конференцию.
Когда я приехал на конференцию, меня поразило, что она организована не администрацией, а студенческим научным обществом. Я внимательно расспросил петербургских студентов, как им это удаётся. Было видно, что ребята очень талантливы и образованы. Чувствовался дух северной столицы. При этом у них было отличное взаимопонимание с администрацией юрфака — всё делалось дружно и совместно.
Вернувшись в академию, рассказал об этом Наталье Геннадьевне Беляевой, которая курировала научную работу. Я спросил: «Почему бы нам не организовать у себя что-то подобное?» Она дала мне поручение: если есть силы и желание — начинай. И я начал. Подобрал ребят, которые интересовались знаниями за пределами учебной программы — не только из Института прокуратуры, где я учился, но и из других учебных подразделений: Института юстиции, Института права и предпринимательства. Удалось воссоздать студенческое научное общество вуза. Меня назначили первым председателем СНО Уральской государственной юридической академии. Возглавлял его на протяжении всего третьего курса, потом передал эстафету другим, как того требовал устав. Но по-прежнему оставался активным членом СНО, участвовал в нескольких научных кружках, которые вели преподаватели, вплоть до пятого курса.
- Какие темы исследовали лично Вы?
- Ещё обучаясь на втором курсе, я влюбился в тему «Государственный суверенитет», написал первую курсовую работу и с тех пор накапливал материалы по этой тематике. На пятом курсе расширил курсовую в дипломную работу — к тому моменту у меня уже было много собственных мыслей и накопленного материала. По предложению научного руководителя диплома, Александра Николаевича Кокотова (с 2010 г. - судья Конституционного Суда РФ), я поступил в аспирантуру. Под его руководством написал и защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Суверенитет Российской Федерации: сущность, содержание, гарантии и научные компоненты».
Одним из официальных оппонентов на моей защите был Юрий Ильич Скуратов, который к тому времени уже прекратил работу в должности Генерального прокурора РФ и вернулся в науку. Ранее он был профессором СЮИ, заведовал кафедрой государственного права, был деканом судебно-прокурорского факультета, занимался темой народного суверенитета. Его учитель, профессор Юрий Григорьевич Судницын, до него руководил кафедрой советского государственного права и разрабатывал концепцию национального суверенитета. Судницын начинал с национального суверенитета, Скуратов развил его идеи в плоскости народного суверенитета, а я продолжил традицию кафедры, разрабатывая концепцию государственного суверенитета.
В период студенчества мне были интересны практически все отрасли права, которые мы изучали. И до сих пор, хотя я стал судьей-криминалистом, с удовольствием читаю статьи по конституционному, административному, муниципальному, финансовому, гражданскому праву.
— Кого Вы считаете своим наставником?
— Конечно, я очень тоскую по тем временам — в кругу моего общения были выдающиеся люди, которые вдохновляли меня заниматься наукой и расширять кругозор. Я уже упоминал о том, что первую лекцию у нас провел Владимир Михайлович Семёнов. Когда он читал — можно было сидеть с раскрытым ртом и внимать каждое его слово. Также я с восхищением вспоминаю Изабеллу Павловну Малинову, которая читала философию; Татьяну Владимировну Кондрашову — уголовное право; Игоря Вячеславовича Выдрина — муниципальное право; Тамару Александровну Бочкову — административное право. Ирина Валентиновна Решетникова блестяще читала гражданский процесс. Ну, и самый главный наставник для меня – это, конечно, мой научный руководитель Александр Николаевич Кокотов. На втором курсе я прочитал его монографию «Русская нация и российская государственность». После этого моя жизнь условно разделилась на «до» и «после». Помню, я настолько был поражен, что не мог спокойно спать несколько ночей. В последующем мне несказанно повезло под его руководством заниматься научными изысканиями. Уникальное сочетание профессионализма и человеческих качеств преподавателей меня вдохновляло. Это были наши векторы — люди, глубоко погружённые в науку, сами пишущие учебники и монографии, находящиеся в постоянном научном поиске. Их научная жизнь разворачивалась на наших глазах — и это давало нам возможность понять, что наука — это не священный, раз и навсегда данный канон. Когда лектор рассуждал вместе с аудиторией, было видно: он сам в поиске — и этим заражал нас. Это помогало осознать, что каждый может заниматься наукой, развивать мысль, формулировать концепции, искать поддержку своим идеям.
— Будучи студентом и аспирантом, Вас вдохновляли педагоги. А что сейчас помогает Вам избежать профессионального выгорания?
— Ещё в академии нас учили: работа судьи — вершина юридической профессии. Ты решаешь судьбы людей, понимая, что твои решения влияют не только на подсудимого, но и на его семью, детей, родителей. Бывают разные жизненные ситуации: подсудимый — единственный кормилец, у него ипотека, которую оплачивает только он; у кого-то — тяжелобольные родители. Ты решаешь судьбу одного человека, но на самом деле от твоего решения зависит жизнь многих, а это огромная ответственность. К тому же, я нисколько не устаю от работы, потому что нет одинаковых дел, как и нет одинаковых людей. Каждый раз — новая жизненная история, разный уровень культурного и общего развития человека, ситуации, мотивы поступков, условия жизни. Судья должен обладать большим жизненным опытом — не только профессиональными навыками, но и умением понимать людей. Считаю, что в свои годы я научился грамотно выполнять свою работу. Меня научили этому другие судьи, более опытные, у которых я учился.
— Что бы Вы сейчас посоветовали себе, тому первокурснику, который только что перешагнул порог вуза?
— Быть более уверенным. Больше доверять людям, но, конечно же, доверять нужно порядочным людям, которые не подведут. А умение разбираться в этом приходит только со временем.
— Что бы Вы посоветовали, как состоявшийся юрист, профессионал высокого уровня, кандидат юридических наук нынешним студентам УрГЮУ?
— Не лениться. Внимательно воспринимать тот материал, который дают преподаватели. Обязательно читать дополнительную литературу. Я в студенчестве приучил себя читать юридическую периодику: «Государство и право», «Журнал российского права», «Российская юстиция», «Законность». Для меня это были флагманы юридической мысли. И до сих пор стараюсь отслеживать юридическую периодику — это закладывает фундамент широкой профессиональной эрудиции и позволяет видеть направления, над которыми работает наука и практика.
Нынешним студентам важно понимать: впереди их ждёт непростая профессия. Нам в своё время задавали вопрос: что общего между врачом и юристом? Ответ прост: так же, как нельзя лечить «на тройку», нельзя работать юристом «на тройку» — ведь речь идёт о судьбах людей. Некомпетентный врач может погубить человека — так и некомпетентный юрист может погубить чью-то судьбу, направить по неверному пути.
И ещё совет: читайте художественную и публицистическую литературу! Потому что продукт деятельности юриста — это текст. Либо устный — в суде, либо письменный: исковые заявления, акты прокурорского реагирования, процессуальные документы. А для того, чтобы этот продукт был качественным, нужно владеть языком, быть грамотным.
…Телефон на столе снова зазвонил, в третий или в четвёртый раз за наш разговор. Виталий Владимирович извиняющимся жестом взял трубку, а через минуту сказал: «Извините, — работа не ждёт». Собранные в стопку папки с документами ждали своей очереди. Прощаясь с героем интервью, я поняла главное: юридическая профессия — не только про законы и наличие крепких теоретических знаний, а про огромное чувство ответственности перед судьбами людей и каждого человека в отдельности.
Беседовала Татьяна Мордяшова,
Медиацентр УрГЮУ имени В.Ф. Яковлева