Найти в Дзене
NostalGame

Как ачивки ломают наше восприятие игры

Почему мы не можем просто пройти игру и успокоиться? Раньше ты проходил игру, бил финального боса, смотрел ролик и всё — чувствовал, что всё завершено. Как закрыл интересную книгу. А сейчас? Пройдя сюжет, ты смотришь на список достижений: "Собрано 47 из 68" и внутри что-то ёкает. Кажется, что игра не закончена. Без ачивок жизнь прекрасна и проста Недавно прошел в Стиме Mirror's Edge, а ачивок там не было. Я от такого совсем отвык, если честно, игра в Стиме, да без ачивок. Но ничего страшного не произошло, я просто играл в своё удовольствие. Хотел — исследовал каждый угол, хотел — нёсся по сюжету сломя голову. Полная концентрация на геймплее без лишних мыслей. Прошёл — молодцом. Всё ясно. Чувство завершения пришло само с финальным роликом. И не нужно собирать все секреты, чтобы считать игру "пройденной". А теперь представим, что появляются они — эти манящие значки с условиями их получения. И мозг переключается в режим охотника за достижениями: "Пройти игру" → "Собрать все ачивки". Глав
Оглавление

Почему мы не можем просто пройти игру и успокоиться? Раньше ты проходил игру, бил финального боса, смотрел ролик и всё — чувствовал, что всё завершено. Как закрыл интересную книгу. А сейчас? Пройдя сюжет, ты смотришь на список достижений: "Собрано 47 из 68" и внутри что-то ёкает. Кажется, что игра не закончена.

Без ачивок жизнь прекрасна и проста

Недавно прошел в Стиме Mirror's Edge, а ачивок там не было. Я от такого совсем отвык, если честно, игра в Стиме, да без ачивок. Но ничего страшного не произошло, я просто играл в своё удовольствие. Хотел — исследовал каждый угол, хотел — нёсся по сюжету сломя голову. Полная концентрация на геймплее без лишних мыслей. Прошёл — молодцом. Всё ясно. Чувство завершения пришло само с финальным роликом. И не нужно собирать все секреты, чтобы считать игру "пройденной".

А теперь представим, что появляются они — эти манящие значки с условиями их получения. И мозг переключается в режим охотника за достижениями:

  • "Пройти игру" → "Собрать все ачивки".
  • Главный враг не босс в финале, а список с процентом выполнения.
  • Сюжет давно завершён, а ты три часа скачешь по крышам, чтобы найти последний спрятанный секрет. Потому что без этого покоя не будет. Знакомо?

Ачивки делают игру глубже, не добавляя ничего нового

Теперь о пользе ачивок. Они действительно влияют на восприятие игры. В этом главный парадокс. Разработчик не рисует новые локации, а игра кажется объёмнее. Как? Они заставляют полностью изучать уже существующий контент. Вот несколько абстрактных примеров:

  • Ачивка "Натуралист". Ты десять раз пробегал мимо этого пруда, но теперь, чтобы получить её, рассматриваешь в бинокль уток, стрекоз и рыбу. Думаешь: "Ого, тут и стрекозы есть. Спасибо, что касадоров не добавили". Мир оживает.
  • Ачивка "Неожиданный союзник". Внезапно оказывается, что если помочь определенному персонажу, что позже он вступит в партию героя, усилив её своими уникальными скилами. А без наличия ачивки такую возможность легко упустить.
  • Ачивка "Пять минут, полет нормальный!". Часто игроки прикипают к определенному способу ликвидации врагов, и не используют весь арсенал доступных средств. А что если подсказать им, что с помощью окружения можно тоже расправляться с противниками? Привяжи ногу NPC к стреле баллисты и активируй её. Пущай полетает.

Ачивки как подсказки от разработчиков

Ачивки — это способ создателей игры пообщаться с нами без слов.

Если ачивка редкая (получило 0.1% игроков), это крик: "ЗДЕСЬ ЕСТЬ СУПЕР-СЕКРЕТ, ИЩИТЕ!". Ачивка за прохождение без убийств говорит: "Смотри, можно было играть и так. Попробуй в следующий раз".

Твой список ачивок — это твоя игровая биография. Сразу видно — любитель срезать углы или дотошный исследователь.

Что в итоге?

Ачивки — как острый соус. Без них — хорошо, классически, безопасно. С ними — может быть вкуснее и интереснее, но есть риск переборщить и забыть вкус самого блюда.

Лучшие ачивки — это не "Убей 1000 врагов". Это приглашения: "Эй, посмотри, как красиво заходит солнце за ту гору" или "А ты пробовал решить эту головоломку вот так?".

Вообще, обожаю ачивки, пусть статья и может навести на мысль, что я что-то против них имею. Просто иногда интересно посмотреть на приятную вещь и подумать: "А не ловушка ли это".