Найти в Дзене
Артельный Ряд

Будаки

С 2007 г. Минск - один из городов-побратимов Нижнего Новгорода. Казалось бы, где Нижегородчина, а где Беларусь? Но оказывается, у нас, за 1000 км от их прародины - белорусского Полесья, есть свои собственные белорусы. Называют их непонятным словом "будаки". Будаки. Фото Максима Дмитриева, 1895 г. Эта общность появилась в Нижегородском крае еще в 17 в. Долгое время происхождение будаков, отличавшихся от русского населения речью, традициями, костюмом, оставалось для исследователей и соседей загадкой. Лишь в 19 в. знаменитый писатель, ученый, фольклорист, лексикограф В.И. Даль, возглавлявший в 1849-1859 гг. Нижегородскую удельную контору, по особенностям выговора ("дзеканье" и "цеканье") узнал в них мензелинскую шляхту. Кстати, сами переселенцы из Полесья называли себя "панами". По просьбе Даля поисками в архивах занялся писатель и краевед П. Мельников-Печерский. Спустя некоторое время ему удалось отыскать сведения о переселении в эти земли "литвы" - так в те времена называли белорусов, ж

С 2007 г. Минск - один из городов-побратимов Нижнего Новгорода. Казалось бы, где Нижегородчина, а где Беларусь? Но оказывается, у нас, за 1000 км от их прародины - белорусского Полесья, есть свои собственные белорусы. Называют их непонятным словом "будаки".

Будаки. Фото Максима Дмитриева, 1895 г.
Будаки. Фото Максима Дмитриева, 1895 г.

Эта общность появилась в Нижегородском крае еще в 17 в. Долгое время происхождение будаков, отличавшихся от русского населения речью, традициями, костюмом, оставалось для исследователей и соседей загадкой. Лишь в 19 в. знаменитый писатель, ученый, фольклорист, лексикограф В.И. Даль, возглавлявший в 1849-1859 гг. Нижегородскую удельную контору, по особенностям выговора ("дзеканье" и "цеканье") узнал в них мензелинскую шляхту. Кстати, сами переселенцы из Полесья называли себя "панами".

По просьбе Даля поисками в архивах занялся писатель и краевед П. Мельников-Печерский. Спустя некоторое время ему удалось отыскать сведения о переселении в эти земли "литвы" - так в те времена называли белорусов, живущих в Великом княжестве Литовском.

Женский костюм будаков села Кистенево Сергачского уезда. 19-нач. 20 вв.
Женский костюм будаков села Кистенево Сергачского уезда. 19-нач. 20 вв.

Так кто же они? Будаки - это бывшие будные майданные крестьяне, некогда приписанные к казённым будным майданам, то есть к поташным или смолочужным заводам.
В середине 17 в. земли в Лукояновском уезде передали видному боярину Борису Морозову. Он и переселил сюда жителей белорусского Полесья.
В то время тут были сплошные леса. Из древесной золы наладили производство поташа - карбоната калия. В лесу вырубали деревья определённых пород (в основном дуб), сжигали их, а полученную золу весной замачивали, обмазывали ею поленья и вторично сжигали в больших кучах — "будах" (от которых и произошло слово "будак"). Поташ, полученный таким способом, был предметом экспорта в Европу и использовался в производстве стекла, пороха, мыла, сукна, красок, выделке кож. С середины 17 в. поташное производство занимало важное место в экономике России.

Вот как в 1892 г. описывал нижегородских будаков русский писатель В.Г. Короленко: "Они отличались от остальных говором, одеждой и отчасти обычаем.... Всё это кочубейство, паны, будаки, лемаенки - народ красивый, мягкий, как и их говор, добродушный. Женщины очень стройны, отличаются даже походкой, гибкой и грациозной, здоровьем и силой. Они любят веселье и песню (не в нынешний, однако, год)... В крови осталось еще солнце тех стран, где умеют и петь, и любить, и веселиться".

#артельныйряд #пискунова37 #история #краеведение