Найти в Дзене

Самая большая проблема современных вузов по моему мнению

Когда ко мне приходят на профориентацию родители с ребёнком, то я всегда спрашиваю родителя о его пожеланиях к будущей профессии или образованию ребёнка. И в подавляющем большинстве случаев родители выдвигают пожелания именно к образованию. Они хотят, чтобы дети получили какое-то фундаментальное образование (желательно такое, которое нельзя будет на курсах получить). Чтобы это образование позволило бы их детям всегда себя прокормить. И в такое образование они готовы вкладываться материально и платить за него. Вот с фундаментальностью у нас в образовании проблем нет. Но с «прокормить себя» – очень даже большие проблемы. Вроде как везде говорят о кадровом голоде, не хватает специалистов, а с другой стороны люди работу с достойным заработком найти не могут. Такое у нас сплошь и рядом происходит в IT сфере, когда в вузах учат одному, а работодателям нужно другое. Но я приведу пример из другой сферы – химии, поскольку сама имею образования биотехнолога, и, конечно, у меня немало знакомых,

Когда ко мне приходят на профориентацию родители с ребёнком, то я всегда спрашиваю родителя о его пожеланиях к будущей профессии или образованию ребёнка. И в подавляющем большинстве случаев родители выдвигают пожелания именно к образованию. Они хотят, чтобы дети получили какое-то фундаментальное образование (желательно такое, которое нельзя будет на курсах получить). Чтобы это образование позволило бы их детям всегда себя прокормить. И в такое образование они готовы вкладываться материально и платить за него.

Вот с фундаментальностью у нас в образовании проблем нет. Но с «прокормить себя» – очень даже большие проблемы. Вроде как везде говорят о кадровом голоде, не хватает специалистов, а с другой стороны люди работу с достойным заработком найти не могут.

Иллюстрация в исполнении нейросети.
Иллюстрация в исполнении нейросети.

Такое у нас сплошь и рядом происходит в IT сфере, когда в вузах учат одному, а работодателям нужно другое. Но я приведу пример из другой сферы – химии, поскольку сама имею образования биотехнолога, и, конечно, у меня немало знакомых, кто остался в этой сфере.

Уж казалось бы – сейчас государство активно призывает учиться на инженеров. Специалистов не хватает. И это правда. Но обратная сторона медали – эти же специалисты сидят без работы (либо работают за копейки).

Вот что происходит.

К примеру, сейчас востребованы химики-хроматографисты. Кстати, вакансий немало. Казалось бы, любой специалист с химическим образованием может им работать. И здесь всего одна небольшая загвоздка – где научиться специфике хроматографиста? Вроде и курсы есть, но не всегда там дают то, что нужно работодателю. И по факту выясняется, что самые востребованные специалисты в этой области – это самоучки.

Вот тут как-то начинает вырисовываться путь в профессию: устроиться на предприятие тем, кем берут; найти хроматографиста; наладит с ним связи; договориться, чтобы обучил в нерабочее время. И это не моя фантазия – это реально люди так делают.

Т.е. вуз даёт базу, а специфике, которая и нужна работодателю, не обучает. В итоге получаем умного специалиста, который может работать кем угодно, лишь бы его обучили. Только вот дальше учить некому.

Мой канал про профориентацию и образование также в Телеграм и в Max. Подписывайтесь, если актуальны темы профориентации, поступления и выбора учебных заведений.

Могу предположить, что в советское время было по-другому. Молодой инженер приходил на завод, где и мог дополучить необходимые знания. Но сейчас у частного бизнеса нет денег, чтобы доучивать такого специалиста. Ему нужен тот, кто может работу работать. Поэтому работодатель нанимает эйчара, который должен найти уже готового профессионала.

И ещё такой момент: это раньше по 30 лет на одном заводе работали. А сейчас год – здесь, два – там. Работодатели уже давно смекнули, что учить за свой счёт – невыгодно. Они деньги в молодого специалиста вкладывают, а он потом с этими знаниями к другому работодателю уходит. Поэтому никто и не хочет заниматься обучением на рабочем месте. Все хотят именно готовых специалистов.

Вот и получается такой разрыв: вузы не готовят тех специалистов, которые нужны работодателям. В итоге специалистов не хватает, но и как им стать – тоже не совсем понятно.

Поэтому я всегда советую родителям очень трезво подходить к выбору вуза. Проблемы с трудоустройством молодых специалистов как были, так и остались, несмотря на «кадровый голод», который тоже имеет место быть.

Если Вашему ребёнку необходима профориентация, помощь в выборе учебного заведения (в том числе составление карты вузов), консультация по поступлению в вузы, то записаться ко мне (Крыловой Елене Вадимовне, автору этого канала, профориентологу, педагогу, юристу в сфере образования, сопроводителю при поступлении в вузы) можно по ссылкам в описании канала.

-2

Вузы
2632 интересуются