Появился такой тренд - ежегодно разгадывать изображения-шарады на обложке британского журнала «Эко́номист». В этом ребусе лондонские аналитики якобы зашифровывают каким будет мир в следующем году. Прямо не пишут, потому что всегда можно потом ткнуть носом, если не случилось. А в ребус - не очень получится, ибо он может нести разные толкования и можно будет и отпетлять.
Вот недавно появился новый ребус на обложке "Экономист", претендующий на мировую значимость. Раньше были британские ученые (которые куда-то пропали), теперь - британские политики-аналитики правят.
И ниже будет понятно, что в этих пятнах Хольцмана или Роршаха каждый видит то, что хочет видеть.
Многие видные и не очень уже не британские аналитики берутся трактовать эти изображения на широкую аудиторию.
Это достаточно интересно и познавательно. Но часто их видения не совпадают. Причем кардинально.
Послушав некоторые объяснения по новой обложке, получил массу информации, с которой в большинстве согласен, но не получил всего, что хотел.
Особенно, понятного объяснения по древнему кораблю, его пассажирам и процессу, производимому ими. Поэтому решил сам погадать.
Откуда в современном мире вдруг появилась эта древняя посудина? И почему военная галера несет амфоры, а казалось бы мирный контейнеровоз оснащен опасным оружием. Все не так однозначно. Скорее всего этот фрагмент должен ассоциироваться с каким-то очень известным и очень древним понятием или событием.
Пишут, что заграничные эксперты не связывают корабль с фигурой Зе и трактуют сюжет с кораблем так: драккар викингов означает растущее значение арктического региона, тамошних полезных ископаемых и транспортных путей. Но это совсем не в тему. Но кому тогда мореход протягивает сосуд? Не хочет же он его выбросить в набежавшую волну. Так что логика теряется и связь конечно же имеет место.
"Карфаген должен быть разрушен".
Например, Александр Артамонов трактует так эту картину: «Берусь утверждать, что это финикийский корабль, а не драккар. И одежда на моряках – финикийская.
Финикийцы основали враждовавший с Римом город Карфаген, который был разрушен до основания. Мне намек понятен: финикиец передает Зеленскому в амфоре напоминание о печальной судьбе своего города».
В работе «Жизнь Катона Старшего» древнегреческого биографа Плутарха упоминается, что римский полководец и государственный деятель Марк Порций Катон Старший, непримиримый враг Карфагена, заканчивал все свои речи (вне зависимости от их тематики) в сенате фразой: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен».
Но у меня родилась еще одна версия, переносящая нас в более древние эпические события.
"Бойтесь данайцев, дары приносящих".
На самом деле все откуда-то берется, а сейчас в основном из интернета. И если у художника стоит задача нарисовать древний корабль, то он не будет его выдумывать из головы, а найдет изображение в сети, наиболее подходящее производственному заданию.
А если задание - нарисовать так, чтобы все было зашифровано и интерпретировалось неоднозначно? Художнику говорят примерно так: " Вот здесь нарисуй корабль из мифологии Древней Греции или "Илиады", на нем парус такой-то, на корабле стоит бородатый не грек и протягивает вот этой фигуре амфору." А у него на всё про всё всего четыре цвета и мастер творит. А чтобы заполнить пространство рисует еще одного "данайца" с амфорой. Он же художник, он так видит. Спрашивают :" Зачем ты его пририсовал? И кто вообще эти люди в белых одеждах? Ну ладно, пусть будет интрига. Не суть."
Вот и получается: древний корабль (какой?), люди в нем (кто они?), протягивают сосуд (что это значит?). Попытаемся расшифровать.
Как видим, сходство максимальное для таких узких рамок. Это может быть один из древнегреческих кораблей: пентеконтор(а), бирема или триера. О принадлежности к типу пусть спорят реконструкторы. Укажу лишь, что это точно военный, а не торговый корабль.
Данайцы - одно из названий греков, приплывших на кораблях и осаждавших Трою в древнегреческом эпосе Гомера "Илиада" (от другого названия Трои - Илион).
Какова же история выражения про дары данайцев.
Троянский царевич Парис украл красавицу Елену - жену Менелая, царя Спарты. Менелай после безуспешных попыток вызволить Елену у ворот Трои, собрал со своим братом войско и осадил Трою. Но безуспешно. Тогда греки прибегли к хитрости. Они соорудили огромного деревянного коня, внутри которого спрятались лучшие воины. Это сооружение оставили у стен города, а сами сделали вид, что покидают город, погрузились на суда, стоявшие на реке Троаде и показали троянцам, что уплывают. Горожане вышли на пустынный берег и потащили этого коня в город, несмотря на предостережения пророчицы Кассандры и жреца Лаокоона. Ночью воины вышли из коня и открыли ворота. Троя была взята. Так подарок данайцев превратился в орудие поражения троянцев.
Иносказательно: фраза "Бойтесь данайцев, дары приносящих" означает, что следует настороженно относиться к «подаркам» недругов, за ними может скрываться нечто иное.
Для англичан (см. где издается журнал) это выражение трактуется таким образом.
Timeō Danaōs et dōna ferentēs, что в переводе с английского означает «Я боюсь греков, даже когда они несут дары», — это латинская фраза из «Энеиды», латинской эпической поэмы, написанной Вергилием между 29 и 19 годами до н. э. Это высказывание троянского жреца Лаокоона относится к Троянскому коню, построенному греками во время Троянской войны. Дословный перевод фразы: «Я боюсь данайцев [греков], даже тех, кто приносит дары» или «даже когда они приносят дары».
В современном английском языке это предложение используется как пословица, предостерегающая от доверия к врагу или противнику, даже если они делают заманчивое предложение.
/Английская википедия/
Почему он протягивает амфору и почему это может быть ящик Пандоры.
На самом деле у Пандоры был не ящик, а большой сосуд, напоминающий амфору и называемый пифосом.
Согласно древнегреческой мифологии Пандора (др.-греч. Πανδώρα — «всем одарённая») была создана Зевсом в наказание людям за похищение Прометеем огня. Она получила от богов сосуд (пифос) наполненный бедами, болезнями и страданиями. Любопытство заставило её открыть его, выпустив в мир все зло. На дне осталась только надежда.
Но в сюжете видны две амфоры. Для кого вторая?
Пифосы использовались не только для хранения жидкостей и зерна, но и как погребальный сосуд.
____________________________________
Получается, что некие бородатые мореплаватели (не очень похожие на греков) на древнем военном корабле с парусом, напоминающем вышиванку (если не присматриваться к орнаменту), плывут к "сэру Зе". Один протягивает большую амфору, а другой придерживает вторую. Кто эти люди, откуда прибыли и что это за подарки? Может это троянские кони - дары, которые должны способствовать их победе? Но как? А если это ящик Пандоры, то непонятно: он еще закрыт или уже открыт и все беды выпущены, а не дне осталась лишь надежда?..