Найти в Дзене
Особое дело

Сломанный телефон, поджог двери и 9 погибших. История самой глупой и страшной трагедии Петербурга

Добрый день! 6 марта 2002 года, Санкт-Петербург. Рано утром жильцы старого дома №6 по Большой Разночинной улице просыпаются от едкого запаха дыма и нарастающего гула. Огонь, вырвавшийся с лестничной клетки, отрезает пути к спасению. Люди в панике пытаются выбраться из огненной ловушки, спускаясь по водосточным трубам и связанным простыням. В этот момент никто не догадывается, что причиной страшного пожара, который унесёт жизни девяти человек, стала не неисправная проводка, а мелкая бытовая ссора из-за сломанного телефона. Обстановка у дома №6 по Большой Разночинной улице в момент пожара
Кадр: страница «Пожарная охрана Санкт-Петербурга.Телесюжеты» во «ВКонтакте» Всё началось с банальной соседской ссоры, знакомой многим. 27-летний студент Академии культуры Алексей Марчуков, живший в квартире своей девушки на четвёртом этаже, попросил у соседки снизу, Валентины Теремовой, одолжить телефон. Когда он вернул аппарат, выяснилось, что тот сломан. Разъярённая женщина потребовала, чтобы Марчуков

Добрый день!

6 марта 2002 года, Санкт-Петербург. Рано утром жильцы старого дома №6 по Большой Разночинной улице просыпаются от едкого запаха дыма и нарастающего гула. Огонь, вырвавшийся с лестничной клетки, отрезает пути к спасению. Люди в панике пытаются выбраться из огненной ловушки, спускаясь по водосточным трубам и связанным простыням. В этот момент никто не догадывается, что причиной страшного пожара, который унесёт жизни девяти человек, стала не неисправная проводка, а мелкая бытовая ссора из-за сломанного телефона.

Обстановка у дома №6 по Большой Разночинной улице в момент пожара
Кадр: страница «Пожарная охрана Санкт-Петербурга.Телесюжеты» во «ВКонтакте»
Обстановка у дома №6 по Большой Разночинной улице в момент пожара Кадр: страница «Пожарная охрана Санкт-Петербурга.Телесюжеты» во «ВКонтакте»

Всё началось с банальной соседской ссоры, знакомой многим. 27-летний студент Академии культуры Алексей Марчуков, живший в квартире своей девушки на четвёртом этаже, попросил у соседки снизу, Валентины Теремовой, одолжить телефон. Когда он вернул аппарат, выяснилось, что тот сломан. Разъярённая женщина потребовала, чтобы Марчуков немедленно починил телефон или возместил ущерб, но тот отказался признавать свою вину.

Между соседями началась затяжная «холодная война», которая быстро переросла в открытый конфликт. Жильцы дома не раз становились свидетелями их громких ссор. В пылу одного из споров Алексей пинал машину Валентины, в другой раз угрожал ей. Это противостояние достигло своего апогея в ночь на 6 марта 2002 года. Марчуков вместе с приятелем выпивал на кухне. По одной из версий, соседка, устав от шума, постучала к ним с требованием вести себя потише, поскольку у неё дома спали двое детей. Это стало последней каплей.

Будучи в состоянии сильного опьянения, студент решил отомстить. Он собрал старые газеты, подложил их под входную дверь соседки и поджёг. В своём пьяном расчёте Марчуков не учёл главного: дом №6 был дореволюционной постройки, со столетними деревянными перекрытиями, пустотами в стенах и гулкими лестничными пролётами, которые работали как гигантская вытяжная труба. Огонь моментально перекинулся с двери на деревянную обшивку и с невероятной скоростью стал распространяться по всему подъезду. Когда поджигатель понял, что натворил, было уже поздно.

В доме началась паника. Люди просыпались от криков и запаха гари.

«В 6:05 у нас зазвенел звонок в дверь, беспрерывно. Я включила везде свет, побежала посмотреть, что случилось. И когда открыла входную дверь, огонь был по периметру всей двери. Выскочить уже было невозможно — огонь в лицо. Я была уверена, что не выживу». (Из воспоминаний жительницы с третьего этажа).
Пожарная машина у дома №6
Кадр: страница «Пожарная охрана Санкт-Петербурга.Телесюжеты» во «ВКонтакте»
Пожарная машина у дома №6 Кадр: страница «Пожарная охрана Санкт-Петербурга.Телесюжеты» во «ВКонтакте»

Лестничные клетки были отрезаны стеной пламени. Одни пытались прорваться сквозь огонь, другие спасались через окна. Кинооператор Юрий Окаев, приехавший в гости к своей матери-инвалиду, на руках вынес её из огня. Сам Марчуков тоже спасся, спустившись по водосточной трубе. Но выбраться удалось не всем: для девяти человек эта ночь стала последней. Несколько жителей, включая девушку самого Марчукова, погибли, пытаясь спастись из огненной ловушки.

Сигнал о возгорании поступил на пульт дежурного в 6:18 утра. К горящему дому были стянуты огромные силы — 36 пожарных машин и около ста спасателей. Борьба с огнём продолжалась несколько часов. Около 7 утра в здании обрушились лестничные марши, а позже — и перекрытия между этажами, что сильно осложнило работу спасателей. Пожар был настолько сильным, что пришлось эвакуировать жильцов двух соседних домов.

Пожарные ведут борьбу с огнем в доме №6
Кадр: страница «Пожарная охрана Санкт-Петербурга.Телесюжеты» во «ВКонтакте»
Пожарные ведут борьбу с огнем в доме №6 Кадр: страница «Пожарная охрана Санкт-Петербурга.Телесюжеты» во «ВКонтакте»

Эта трагедия потрясла Петербург. Но ещё большим шоком для горожан стала новость о том, что это был умышленный поджог. Подозреваемого, Алексея Марчукова, задержали на следующий день. Потрясённый масштабом содеянного, он не стал отпираться и сам пришёл в милицию с повинной.

Сразу после пожара погорельцев разместили в ближайшей школе и в казармах Военно-космической академии. Помощь им оказывали не только власти, но и простые петербуржцы, которые несли тёплую одежду, еду и лекарства. Вскоре всем пострадавшим семьям выделили новые квартиры. Несмотря на это, некоторые жильцы до последнего не верили в виновность Марчукова, считая, что он оговорил себя под давлением. Ходили слухи, что пожар мог устроить отвергнутый любовник соседки или даже она сама, чтобы получить новое жильё. Однако следствие не нашло подтверждения ни одной из этих версий.

Дом №6 по Большой Разночинной улице. Фото Дмитрия Ратникова
Дом №6 по Большой Разночинной улице. Фото Дмитрия Ратникова

Главным обвиняемым остался Марчуков. На суде он уверял, что не хотел таких последствий, и бесконечно раскаивался в содеянном. Но это не спасло его от сурового наказания. 15 августа 2003 года суд признал его виновным в преступлении, совершённом общеопасным способом, и приговорил к пожизненному лишению свободы. Судья отметила, что его спас лишь действующий в стране мораторий на смертную казнь.

Сгоревший дом №6 по Большой Разночинной улице простоял в руинах около 15 лет, став пристанищем для бездомных и мрачной достопримечательностью города. Лишь недавно его восстановили и заселили вновь. Но улица до сих пор пользуется у петербуржцев дурной славой и зовётся «огненной», ведь после трагедии 2002 года на ней произошло ещё несколько крупных пожаров.