Найти в Дзене
Слова и музыка Матецкого

“RUBBER SOUL”: КРАСИВЫЙ ЮБИЛЕЙ

Альбом The Beatles “Rubber Soul” вышел в Великобритании 3 декабря 1965 года на лейбле EMI/Parlophone в сопровождении двойного сингла “We Can Work It Out” / “DayTripper“, который в альбом не входил. Лонгплей послужил началом нового этапа для The Fab Four, что стало понятно после первого же прослушивания пластинки. Этап этот вскоре во многом определит звучание и амбиции всей популярной музыки. Шестой студийный альбом Джона (John Lennon), Пола (Paul McCartney), Джорджа (George Harrison) и Ринго (Ringo Starr)  появился на свет в бурной точке их карьеры, однако сама работа в студии проходила в редкие четыре недели относительного спокойствия, когда группа была свободна от гастролей, съёмок и бесконечных интервью и публичных появлений. Правда, пару раз The Beatles всё же пришлось оторваться от студийной работы: 26 октября королева Елизавета II вручила им награды – вместе со званием MBE, - в Букингемском дворце, а 1-2 ноября группа снялась в ТВ-шоу "Music of Lennon & McCartney". The Beatles с

Альбом The Beatles “Rubber Soul” вышел в Великобритании 3 декабря 1965 года на лейбле EMI/Parlophone в сопровождении двойного сингла “We Can Work It Out” / “DayTripper“, который в альбом не входил. Лонгплей послужил началом нового этапа для The Fab Four, что стало понятно после первого же прослушивания пластинки. Этап этот вскоре во многом определит звучание и амбиции всей популярной музыки.

Шестой студийный альбом Джона (John Lennon), Пола (Paul McCartney), Джорджа (George Harrison) и Ринго (Ringo Starr)  появился на свет в бурной точке их карьеры, однако сама работа в студии проходила в редкие четыре недели относительного спокойствия, когда группа была свободна от гастролей, съёмок и бесконечных интервью и публичных появлений. Правда, пару раз The Beatles всё же пришлось оторваться от студийной работы: 26 октября королева Елизавета II вручила им награды – вместе со званием MBE, - в Букингемском дворце, а 1-2 ноября группа снялась в ТВ-шоу "Music of Lennon & McCartney".

The Beatles с наградами
The Beatles с наградами

Записанный на студии Abbey Road в октябре-ноябре 1965 года, альбом представлял собой отход от жёстких требований «битломании», которые, пожалуй, можно было бы сформулировать как - быстро, хитово, молодёжно. Группа получила возможность сосредоточиться на совсем другом подходе к звукозаписи, когда студия превратилась в полноценную исследовательскую лабораторию. Впервые у The Beatles появилась возможность выразить себя именно в качестве «артистов звукозаписи», и это изменение заметно повлияло на их дальнейшее творчество, дав возможность охватить взглядом более широкий рок-ландшафт.

The Beatles (1965)
The Beatles (1965)

Интересный момент: критики часто называют "Rubber Soul" «альбомом в стиле фолк-рок», но это не совсем так. Скорее, он вырос из смеси влияний, которые группа впитала в себя в течение всего 1965-го года. А за год произошло многое: это и североамериканское турне, пиком которого было выступление перед более чем 55 000 зрителей на Shea Stadium в Нью-Йорке, и новые встречи с Бобом Диланом (Bob Dylan), и знакомство с Элвисом (Elvis Presley) в Лос-Анджелесе. Все эти - и многие другие, - события заметно расширили кругозор музыкантов, высвободив в них новые “creative juices”. В течение года у The Fab Four была возможность слушать американское радио, приобретать новые пластинки, говорить о музыке с самыми продвинутыми авторами и исполнителями – всё это, конечно же, не могло не повлиять на их восприятие мира, а, значит, и творчество. Отдельно надо вспомнить повышенный интерес Джона и Пола к музыке таких лейблов, как Motown и Stax, в то время как Джордж и Ринго уделяли особое внимание кантри-артистам. Так что вокальные «пачки» чернокожего «ду-уопа» легко смешались с ритмическими особенностями “country & western” – уже в их собственном творчестве.

Что касается названия "Rubber Soul", то оно произошло от словосочетания “plastic soul”, которым чернокожие музыканты не без пренебрежения характеризовали белых артистов, пытающихся воспроизводить «их музыку». Правда, группа потом уверяла, что использовала слова “Rubber Soul”, чтобы «выразить восхищение афроамериканским соулом и, в то же время, дистанцироваться от его истоков». Оставим это на совести «битлов»: важно, что в результате получился альбом, в котором поп, фолк, соул и экспериментальные идеи удачно перемешались, образовав единый звуковой монолит. И монолит этот в итоге превратился в один из самых влиятельных альбомов десятилетия.

Сессии звукозаписи проходили в постоянном поиске новых звуков и ритмических фактур, музыкантам хотелось попробовать всё, чего раньше не было в их фонограммах. Харрисон привнес звук ситара в “Norwegian Wood” (позже он говорил, что причиной тому было в том числе общение с The Byrds), а Маккартни попробовал ‘fuzz-bass” в песне “Think For Yourself”. Есть на альбоме и звуки старой фисгармонии – так называемой “The Mannborg Harmonium”. Продюсер Джордж Мартин (George Martin) также «добавил эксперимента»: клавесинный звук в треке “In My Life” образовался за счёт записи фортепиано на половинной скорости – а затем эффектная «проигровка» вернулась в обычный скоростной режим, поражая всех супер-техничным исполнением.

Что важно: идеи, опробованные на “Rubber Soul”, положили начало новому отношению The Beatles к студийной работе: процесс звукозаписи становится творческой доминантой их деятельности. Именно этот опыт сформировал подход к записи последующих лонгплеев “Revolver” (1966) и “Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band” (1967). Но первые ласточки «порхнули крылом» именно в песнях “Rubber Soul”.

И ещё: альбом дал новый отсчёт для песенных текстов - в них начинают звучать идеи, выходящие за рамки тематики ранних песен группы. Так, ленноновская “Girl” – которая, судя по названию, должна была бы быть решена в знакомом ключе тинейджеровской лирики, -  исследует более глубокую эмоциональную сферу человеческих взаимоотношений. В свою очередь,"Norwegian Wood" и "Nowhere Man” явно соотносятся личностными переживаниями автора и его самоанализом. Маккартни также изменил «лирический градус» текстов, рассказав о своих непростых отношениях с актрисой Джейн Ашер (Jane Asher) в песнях "You Won't See Me" и "I'm Looking Through You". Харрисон же, по мнению критиков, «совершил свой первый крупный творческий прорыв, представив необычную во всех отношениях песню "Think For Yourself"».

Акцент на особом настроении материала, новые вокальные интонации и исповедальные текстовые моменты отличали альбом от предыдущих лонгплеев группы. “Rubber Soul”, не будучи в полном смысле слова концептуальным альбомом, в то же время установил некий новый стандарт для групп, стремящихся создавать альбомы со «стержневой художественной направленностью», а не просто рандомные сборники песен.

В течение нескольких недель после релиза “Rubber Soul” выдвинулся на верхние строчки хит-парадов Великобритании и США. Его успех подтолкнул других исполнителей к тому, чтобы поднять свои «альбомные амбиции»: всем захотелось выпускать именно значимые альбомы, что привело к заметному изменению приоритетов индустрии. Критика начала упоминать альбом как «базовый ингредиент для появления психоделического и прог-рока», то есть тех жанров, которые стали доминировать в конце 60-х. Но на этом жизнь альбома не закончилась: в 1997 году он стал шестикратно платиновым в США, а в 2013 году получил статус платинового в Великобритании (по итогам продаж после 1994 года).

И сегодня, спустя шестьдесят лет после своего выхода, “Rubber Soul” остается выдающейся вехой в современной музыке, фиксируя момент, когда The Beatles открыли новые горизонты в популярной музыке.

Я напомнил вам об этой замечательной пластинке исключительно с одной целью: найдите время и послушайте её целиком. Уверен - вы получите большое удовольствие.