Найти в Дзене
Внук Эзопа

«Многие рождаются, но лишь немногие живут». Философия Хосе Инхеньероса о пути к индивидуальности

Знакомьтесь: Хосе Инхеньерос — мыслитель, который ещё 100 лет назад объяснил, почему мы иногда чувствуем себя «винтиками» и как это исправить. В начале XX века аргентинский философ и врач написал книгу «Посредственный человек». Его диагноз — не только его эпохе, но и нам с вами. Его главная мысль звучит так: «Многие рождаются, но лишь немногие живут». Людей без своей собственной индивидуальности — большинство. Они, как расплавленный воск, принимают любую форму, которую им навязывает окружение: мнение соседа, тренды, моду на мысли. Давайте разберёмся, как его идеи могут помочь нам вырваться из плена обыденности. José Ingenieros Почему мы становимся «воском»: механизм посредственности Инхеньерос в своей книге даёт очень точное определение. Посредственность — это не про глупость или бездарность. Это про отсутствие собственных отличительных черт, про растворение в общем фоне. Вы наверняка узнаете его портрет: Он никогда не говорит — только повторяет. Его мнение — это сборная солянка из обр
Оглавление

Знакомьтесь: Хосе Инхеньерос — мыслитель, который ещё 100 лет назад объяснил, почему мы иногда чувствуем себя «винтиками» и как это исправить. В начале XX века аргентинский философ и врач написал книгу «Посредственный человек». Его диагноз — не только его эпохе, но и нам с вами. Его главная мысль звучит так: «Многие рождаются, но лишь немногие живут». Людей без своей собственной индивидуальности — большинство. Они, как расплавленный воск, принимают любую форму, которую им навязывает окружение: мнение соседа, тренды, моду на мысли. Давайте разберёмся, как его идеи могут помочь нам вырваться из плена обыденности.

José Ingenieros
José Ingenieros

Почему мы становимся «воском»: механизм посредственности

Инхеньерос в своей книге даёт очень точное определение. Посредственность — это не про глупость или бездарность. Это про отсутствие собственных отличительных черт, про растворение в общем фоне.

Вы наверняка узнаете его портрет:

  • Он никогда не говорит — только повторяет. Его мнение — это сборная солянка из обрывков чужих фраз, услышанных в офисе, из новостной ленты или от популярного блогера.
  • Он судит так, «как слышит, что судят». Его моральные оценки — не результат внутренней работы ума и сердца, а готовый ярлык, скачанный из коллективного сознания своей среды.

Такой человек, по словам философа, — «тень, отбрасываемая обществом». Идеальный «стадный» индивид. Его главный талант — подражать. Думать чужими мыслями. Он прекрасно приспособлен, чтобы плыть по течению, но полностью теряется, когда нужно выбрать свой собственный путь. Его трагедия в том, что он отказывается от дара собственного мышления, променивая его на спокойное одобрение большинства.

Что противопоставить конформизму? Силу идеала

Но Инхеньерос не был пессимистом. Он видел и другой путь. Противоядие от посредственности — это сознательное следование идеалу. Не смутной мечте, а чёткому внутреннему ориентиру из категорий «лучшего», который становится вашим внутренним компасом.

Идеал — противоядие от посредственности
Идеал — противоядие от посредственности

Он выделял три великих направления для таких идеалов:

  1. Истина. Стремление докопаться до сути вещей, понять, как устроен мир. Это двигало Ньютоном, Эйнштейном, Дарвином. Сегодня это может быть движением учёного, инженера, журналиста-расследователя или просто пытливого человека, для которого «потому что все так думают» — не ответ.
  2. Добро. Стремление к справедливости, милосердию, улучшению жизни других. Бенджамин Франклин, Мартин Лютер Кинг, тысячи правозащитников и волонтёров — их вёл идеал добра. В быту это может быть просто твёрдое решение поступать по совести, даже когда это невыгодно.
  3. Красота. Жажда создавать или постигать прекрасное. Микеланджело, Ван Гог, великие композиторы служили красоте. Но и ваш рисунок, ваш сад, ваше умение видеть красоту в обычном дне — это уже шаг прочь от «расплавленного воска».

«Идеалы — это маяки, освещающие путь вперёд», — писал Инхеньерос. Без них, утверждал он, человеческое развитие невозможно. События просто случались бы, а эпохи оставались бы «безмолвными».

Тёмная сторона пророка: почему важно знать контекст

Здесь мы должны сделать важное отступление. Как и любой мыслитель, Инхеньерос был сыном своего времени со всеми его предрассудками.

Современные исследователи отмечают, что при всей прогрессивности его социальных идей (он был социалистом, боролся за университетскую реформу), в его трудах встречаются откровенно расистские и евроцентристские взгляды.

Например, он мог оправдывать расистские стереотипы в отношении африканцев или коренных народов Америки.

Даже тот, кто выступает за освобождение от догм, сам может быть ими ограничен
Даже тот, кто выступает за освобождение от догм, сам может быть ими ограничен

Зачем я вам об этом рассказываю? Затем, что это важный урок. Даже тот, кто призывает к освобождению от догм, может быть ими скован. Мы можем и должны брать у мыслителей ценные идеи, но слепо боготворить никого не стоит. Критическое мышление — тоже часть идеала Истины.

Как применить эту мудрость к своей жизни сегодня?

Итак, что делать с этим знанием? Как не дать себе окончательно превратиться в податливый воск под давлением бесконечных новостей, рекламы, соцсетей и мнения «как принято»?

  1. Задайте себе «вопрос Инхеньероса».
    Просто спросите себя честно: «В какой сфере моей жизни я больше повторяю, чем говорю? Где я следую правилу "все так делают" без собственной оценки?» Может, в выборе работы, потреблении, воспитании детей?
  2. Найдите свой «маяк».
    Не обязательно стремиться к глобальному спасению человечества. Ваш идеал может начаться с малого. Это может быть:
    Идеал мастерства — стать настоящим профессионалом в своём деле.
    Идеал честности — перестать врать даже в мелочах.
    Идеал осознанности — понимать, что вы чувствуете и почему, а не носить готовые эмоциональные шаблоны.
  3. Создавайте «трение».
    Воск плавится от бездумного тепла. Сознание — от пассивного потребления информации. Создайте себе интеллектуальное «трение»: читайте то, что сложно, спорьте (вежливо) с уважаемыми людьми, ставьте под сомнение удобные истины. Как писал Инхеньерос,
    «воображение разжигает идеалы, превосходя опыт». Дайте своему воображению работу!
«Посредственный человек» — не о самокритике, а о выборе: быть объектом для других или скульптором своей жизни, медленно придающим ей уникальный облик
«Посредственный человек» — не о самокритике, а о выборе: быть объектом для других или скульптором своей жизни, медленно придающим ей уникальный облик

Итог прост. Книга «Посредственный человек» — не о том, чтобы корить себя за обычность. Она о том, что у каждого из нас есть выбор: быть формой, которую отливают другие, или стать скульптором, который, пусть медленно и с трудом, придаёт своей жизни уникальную форму.

Выбор за вами. Рождаться — дано всем. Жить — решаются единицы. К какой категории вы хотите принадлежать?

P.S. Если тема вас заинтересовала, познакомиться с идеями Хосе Инхеньероса можно в его ключевом труде «El hombre mediocre» (1913), а также в исследованиях его биографии и противоречивого наследия, которые раскрывают неоднозначность его фигуры.

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа

P.P.S. Однажды в метафизическом баре «У вечности»...

Ницше (отодвигая чашку с зелёным чаем): Ваша «срединность», Будда, это просто страх перед высотой! Сверхчеловек не медитирует — он разбивает скрижали! Он должен падать и ломаться, как лёд, а не сидеть в позе лотоса, улыбаясь.

Будда (спокойно поправляя край своего одеяния): Дорогой Фридрих, ты так яростно ищешь свой путь, что не замечаешь: у тебя под ногами уже тропа. Ты борешься с тенью, которую сам же и отбрасываешь. Страдание — не от недостатка борьбы, а от привязанности к ней, в том числе и к идее «сверхчеловека».

Ницше: Ха! Ты предлагаешь погасить волю, этот священный огонь! Но я говорю: стань океаном, в котором можно утонуть! Разрушь в себе этого «посредственного человека»!

-5

Будда: А я говорю — стань берегом, который наблюдает за приливом и отливом этого океана. Разрушать нечего. Есть только пробуждение от иллюзии отдельного «я», которое так хочет или бороться, или подчиниться.

(В этот момент в баре материализуется третий стул. На нём, тихо поскрипывая кожаной курткой, садится Вильям, он же Человек в чёрном из «Мира Дикого Запада».)

Вильям (холодным, оценивающим тоном): Интересные паттерны. Философ, стремящийся выйти за пределы человеческого, и просветлённый, вышедший за пределы «я». Но ваши нарративы — всего лишь петли. Вы оба ищете центр лабиринта. (Делает глоток виски.) Я же нашёл более... чистое решение. Центра нет. Есть только код. И его можно переписать. Не через страсть или отречение, а через беспристрастный выбор. Вы оба — просто гости в моём мире. А я здесь, чтобы понять, на что я способен без рамок. Или, в конце концов, найти самую глубокую из них — свою собственную душу. Если она у меня есть.

-6

(Повисает тишина. Ницше задумчиво хмурится, Будда слегка улыбается. Вильям смотрит в пространство, где вместо стены — бесконечные строки кода. Официант-демиург вздыхает и стирает со стола очередную вселенную.)

P.P.P.S. (Или сцена, которая происходит сразу после ухода Вильяма)

Ницше (внезапно указывая пальцем вниз, за край вселенского стола): Погодите. А это что там за странная красная материя в углу реальности? Надпись гласит... «Поддержать»?

Будда (с сострадательным интересом): Кажется, это один из тех маленьких, но весомых выборов, которые предлагает человеческий мир. Едва заметная грань между намерением и действием.

Ницше: Банальность! Зачем простым смертным поддерживать монологи о сверхчеловеке или пути к нирване? Сильные идеи должны пробивать себе дорогу сами!

Будда: Всё взаимосвязано, Фридрих. Даже семя просветления падает в почву, которая нуждается в заботе. Этот жест — не плата за истину. Это дар. Зримое доверие. Он говорит автору: «Твой поиск ценен. Продолжай».

Вильям (его голос доносится из ниоткуда, как системное уведомление): Я проанализировал этот паттерн. Это не транзакция. Это — вклад в развитие нарратива. Каждое такое действие — микроскопический выбор в сторону того самого «идеала», о котором вы спорите. Оно изменяет вероятность появления следующего ценного прозрения в системе. Прагматично.

А если без метафор (хотя с ними веселее):

Под статьёй справа действительно есть та самая кнопка «Поддержать». Эти пожертвования — не просто «спасибо». Они — топливо для дальнейших поисков.

Когда вы поддерживаете канал, вы буквально даёте ресурс для моего следующего похода в философские дебри, научные статьи или исторические хроники за той самой ценной информацией, которую потом можно обсудить здесь. Это создаёт прямой цикл: ваш интерес → мой интерес → новая глубокая статья → ваш интерес. И так по спирали вверх, прочь от посредственности контента.

Так что если этот разговор о Инхеньеросе, Ницше, Будде и выборе зажёг в вас хотя бы искру — подумайте об этом. Не как об обязательстве, а как о соавторстве в нашем общем побеге от «расплавленного воска».

Спасибо, что читаете. И, возможно, — что идёте дальше.