Знакомьтесь: Хосе Инхеньерос — мыслитель, который ещё 100 лет назад объяснил, почему мы иногда чувствуем себя «винтиками» и как это исправить. В начале XX века аргентинский философ и врач написал книгу «Посредственный человек». Его диагноз — не только его эпохе, но и нам с вами. Его главная мысль звучит так: «Многие рождаются, но лишь немногие живут». Людей без своей собственной индивидуальности — большинство. Они, как расплавленный воск, принимают любую форму, которую им навязывает окружение: мнение соседа, тренды, моду на мысли. Давайте разберёмся, как его идеи могут помочь нам вырваться из плена обыденности.
Почему мы становимся «воском»: механизм посредственности
Инхеньерос в своей книге даёт очень точное определение. Посредственность — это не про глупость или бездарность. Это про отсутствие собственных отличительных черт, про растворение в общем фоне.
Вы наверняка узнаете его портрет:
- Он никогда не говорит — только повторяет. Его мнение — это сборная солянка из обрывков чужих фраз, услышанных в офисе, из новостной ленты или от популярного блогера.
- Он судит так, «как слышит, что судят». Его моральные оценки — не результат внутренней работы ума и сердца, а готовый ярлык, скачанный из коллективного сознания своей среды.
Такой человек, по словам философа, — «тень, отбрасываемая обществом». Идеальный «стадный» индивид. Его главный талант — подражать. Думать чужими мыслями. Он прекрасно приспособлен, чтобы плыть по течению, но полностью теряется, когда нужно выбрать свой собственный путь. Его трагедия в том, что он отказывается от дара собственного мышления, променивая его на спокойное одобрение большинства.
Что противопоставить конформизму? Силу идеала
Но Инхеньерос не был пессимистом. Он видел и другой путь. Противоядие от посредственности — это сознательное следование идеалу. Не смутной мечте, а чёткому внутреннему ориентиру из категорий «лучшего», который становится вашим внутренним компасом.
Он выделял три великих направления для таких идеалов:
- Истина. Стремление докопаться до сути вещей, понять, как устроен мир. Это двигало Ньютоном, Эйнштейном, Дарвином. Сегодня это может быть движением учёного, инженера, журналиста-расследователя или просто пытливого человека, для которого «потому что все так думают» — не ответ.
- Добро. Стремление к справедливости, милосердию, улучшению жизни других. Бенджамин Франклин, Мартин Лютер Кинг, тысячи правозащитников и волонтёров — их вёл идеал добра. В быту это может быть просто твёрдое решение поступать по совести, даже когда это невыгодно.
- Красота. Жажда создавать или постигать прекрасное. Микеланджело, Ван Гог, великие композиторы служили красоте. Но и ваш рисунок, ваш сад, ваше умение видеть красоту в обычном дне — это уже шаг прочь от «расплавленного воска».
«Идеалы — это маяки, освещающие путь вперёд», — писал Инхеньерос. Без них, утверждал он, человеческое развитие невозможно. События просто случались бы, а эпохи оставались бы «безмолвными».
Тёмная сторона пророка: почему важно знать контекст
Здесь мы должны сделать важное отступление. Как и любой мыслитель, Инхеньерос был сыном своего времени со всеми его предрассудками.
Современные исследователи отмечают, что при всей прогрессивности его социальных идей (он был социалистом, боролся за университетскую реформу), в его трудах встречаются откровенно расистские и евроцентристские взгляды.
Например, он мог оправдывать расистские стереотипы в отношении африканцев или коренных народов Америки.
Зачем я вам об этом рассказываю? Затем, что это важный урок. Даже тот, кто призывает к освобождению от догм, может быть ими скован. Мы можем и должны брать у мыслителей ценные идеи, но слепо боготворить никого не стоит. Критическое мышление — тоже часть идеала Истины.
Как применить эту мудрость к своей жизни сегодня?
Итак, что делать с этим знанием? Как не дать себе окончательно превратиться в податливый воск под давлением бесконечных новостей, рекламы, соцсетей и мнения «как принято»?
- Задайте себе «вопрос Инхеньероса».
Просто спросите себя честно: «В какой сфере моей жизни я больше повторяю, чем говорю? Где я следую правилу "все так делают" без собственной оценки?» Может, в выборе работы, потреблении, воспитании детей? - Найдите свой «маяк».
Не обязательно стремиться к глобальному спасению человечества. Ваш идеал может начаться с малого. Это может быть:
Идеал мастерства — стать настоящим профессионалом в своём деле.
Идеал честности — перестать врать даже в мелочах.
Идеал осознанности — понимать, что вы чувствуете и почему, а не носить готовые эмоциональные шаблоны. - Создавайте «трение».
Воск плавится от бездумного тепла. Сознание — от пассивного потребления информации. Создайте себе интеллектуальное «трение»: читайте то, что сложно, спорьте (вежливо) с уважаемыми людьми, ставьте под сомнение удобные истины. Как писал Инхеньерос, «воображение разжигает идеалы, превосходя опыт». Дайте своему воображению работу!
Итог прост. Книга «Посредственный человек» — не о том, чтобы корить себя за обычность. Она о том, что у каждого из нас есть выбор: быть формой, которую отливают другие, или стать скульптором, который, пусть медленно и с трудом, придаёт своей жизни уникальную форму.
Выбор за вами. Рождаться — дано всем. Жить — решаются единицы. К какой категории вы хотите принадлежать?
P.S. Если тема вас заинтересовала, познакомиться с идеями Хосе Инхеньероса можно в его ключевом труде «El hombre mediocre» (1913), а также в исследованиях его биографии и противоречивого наследия, которые раскрывают неоднозначность его фигуры.
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа
P.P.S. Однажды в метафизическом баре «У вечности»...
Ницше (отодвигая чашку с зелёным чаем): Ваша «срединность», Будда, это просто страх перед высотой! Сверхчеловек не медитирует — он разбивает скрижали! Он должен падать и ломаться, как лёд, а не сидеть в позе лотоса, улыбаясь.
Будда (спокойно поправляя край своего одеяния): Дорогой Фридрих, ты так яростно ищешь свой путь, что не замечаешь: у тебя под ногами уже тропа. Ты борешься с тенью, которую сам же и отбрасываешь. Страдание — не от недостатка борьбы, а от привязанности к ней, в том числе и к идее «сверхчеловека».
Ницше: Ха! Ты предлагаешь погасить волю, этот священный огонь! Но я говорю: стань океаном, в котором можно утонуть! Разрушь в себе этого «посредственного человека»!
Будда: А я говорю — стань берегом, который наблюдает за приливом и отливом этого океана. Разрушать нечего. Есть только пробуждение от иллюзии отдельного «я», которое так хочет или бороться, или подчиниться.
(В этот момент в баре материализуется третий стул. На нём, тихо поскрипывая кожаной курткой, садится Вильям, он же Человек в чёрном из «Мира Дикого Запада».)
Вильям (холодным, оценивающим тоном): Интересные паттерны. Философ, стремящийся выйти за пределы человеческого, и просветлённый, вышедший за пределы «я». Но ваши нарративы — всего лишь петли. Вы оба ищете центр лабиринта. (Делает глоток виски.) Я же нашёл более... чистое решение. Центра нет. Есть только код. И его можно переписать. Не через страсть или отречение, а через беспристрастный выбор. Вы оба — просто гости в моём мире. А я здесь, чтобы понять, на что я способен без рамок. Или, в конце концов, найти самую глубокую из них — свою собственную душу. Если она у меня есть.
(Повисает тишина. Ницше задумчиво хмурится, Будда слегка улыбается. Вильям смотрит в пространство, где вместо стены — бесконечные строки кода. Официант-демиург вздыхает и стирает со стола очередную вселенную.)
P.P.P.S. (Или сцена, которая происходит сразу после ухода Вильяма)
Ницше (внезапно указывая пальцем вниз, за край вселенского стола): Погодите. А это что там за странная красная материя в углу реальности? Надпись гласит... «Поддержать»?
Будда (с сострадательным интересом): Кажется, это один из тех маленьких, но весомых выборов, которые предлагает человеческий мир. Едва заметная грань между намерением и действием.
Ницше: Банальность! Зачем простым смертным поддерживать монологи о сверхчеловеке или пути к нирване? Сильные идеи должны пробивать себе дорогу сами!
Будда: Всё взаимосвязано, Фридрих. Даже семя просветления падает в почву, которая нуждается в заботе. Этот жест — не плата за истину. Это дар. Зримое доверие. Он говорит автору: «Твой поиск ценен. Продолжай».
Вильям (его голос доносится из ниоткуда, как системное уведомление): Я проанализировал этот паттерн. Это не транзакция. Это — вклад в развитие нарратива. Каждое такое действие — микроскопический выбор в сторону того самого «идеала», о котором вы спорите. Оно изменяет вероятность появления следующего ценного прозрения в системе. Прагматично.
А если без метафор (хотя с ними веселее):
Под статьёй справа действительно есть та самая кнопка «Поддержать». Эти пожертвования — не просто «спасибо». Они — топливо для дальнейших поисков.
Когда вы поддерживаете канал, вы буквально даёте ресурс для моего следующего похода в философские дебри, научные статьи или исторические хроники за той самой ценной информацией, которую потом можно обсудить здесь. Это создаёт прямой цикл: ваш интерес → мой интерес → новая глубокая статья → ваш интерес. И так по спирали вверх, прочь от посредственности контента.
Так что если этот разговор о Инхеньеросе, Ницше, Будде и выборе зажёг в вас хотя бы искру — подумайте об этом. Не как об обязательстве, а как о соавторстве в нашем общем побеге от «расплавленного воска».
Спасибо, что читаете. И, возможно, — что идёте дальше.