#потрындеть #литерадурное Как-то при обсуждении ироничных книг встретил человека, который заявил, что у Достоевского — искромётный юмор. Сам ничего сказать не могу: язык Достоевского мне никогда не нравился, я его не читаю. Но мысль мелькнула: возможно, первые читатели «Преступления и наказания» действительно видели в нём слой иронии, который мы сейчас уже физически не способны различить. У нас изменились базовые вводные. Поясню. Действие романа — Петербург второй половины XIX века, место, где с правами человека и правоохранением всё было так себе. Если я что-то понимаю, 90-е в России были спокойным санаторием по сравнению с тогдашними подворотнями. Достоевский в этом жил, и первые читатели тоже. Для них бытовое и уличное насилие было не метафизикой, а фоном: поножовщина — в порядке вещей, убийства из-за грошей — обыденность. Те самые «лихие людишки», "сверхчеловеки" Раскольникова ходили рядом, сидели в тех же кабаках, рассказывали байки о своих делах — с прибаутками, без мистики и бе