Это особое чувство – быть первооткрывателем, который случайно
сталкивается с чем-то интересным ещё до того, как об этом узнают все
остальные. Идея прогуляться по Торговой стороне в один из будних дней
обернулась именно такой находкой. Взгляд случайно зацепился за новую
вывеску на давно знакомом здании – «Галерея пасхальных яиц». Это было
слишком любопытно, чтобы пройти мимо. Да и журналистский инстинкт
сработал: «Здесь точно есть история!»
И себе, и людям
Направляясь к галерее, я задумалась: а что, собственно, известно о
пасхальных яйцах? Речь, разумеется, не о тех, что красят в луковой
шелухе хозяйки накануне Светлого воскресения. Моя память выдала скудный
результат: вспомнился лишь блеск императорских яиц Фаберже, давно
превратившихся в легенду о недосягаемой роскоши. И всё. От этого желание
попасть внутрь стало только сильнее.
А внутри меня ждала встреча с Ольгой ОСЕТРОВОЙ – создательницей и
хранительницей необычной коллекции. Именно ей пришла в голову идея
открыть галерею. Пока я ходила по залу, с удивлением разглядывая
содержимое стеклянных шкафов, наполненных пасхальными яйцами
всевозможных цветов и размеров, Ольга начала свой рассказ:
«Моей коллекции лет двадцать. Сначала она занимала одну полку,
потом отдельный стеллаж, дальше их стало три, а после коллекция уже
складывалась в многочисленные коробки, так как за последние два-три года
количество предметов заметно увеличилось. Да и собирала я уже более
осознанно, потому что понимала: эта красота и те смыслы, которые в ней
открываются, не должны быть только для меня. Мне хотелось этим
поделиться с другими людьми».
Сегодня экспозиция включает в себя порядка 600 экспонатов, и эта цифра не окончательная.
«Коллекционирование – это всегда подвижный процесс, – говорит собеседница. – Всё
время что-то добавляется, находится, дарят друзья и знакомые, узнавшие о
моём увлечении, что-то удаётся привезти из путешествий».
Культурное многообразие
Таким образом, эта галерея – не застывшая выставка, а живая, растущая
среда. Здесь, в исторических стенах бывшей Духовной семинарии, под
одной крышей собраны десятки техник, материалов и традиций. Вот
экспонаты, выполненные из природных минералов – холодные и прекрасные.
Кстати, в эпоху просвещения в России в аристократических кругах было
модно и престижно иметь коллекции минералов. А вот на соседних полках
уже вспыхивает праздник цвета: пламенная хохлома, сдержанная
элегантность гжели, стремительный бег мезенских коней и плотная
живописная глубина палеха.
Дальше – яйца из ЮАР, Индии, Египта. Настоящий диалог культур, потому
что в традиционные местные узоры искусно вплетены верования
христианских мессионеров. И вот уже совсем другая группа – на деревянных
поверхностях, будто на стенах храма, проступают лики святых. В этих
работах – благоговение. Многие из них несут в себе не только мастерство
художника, но и благодать – они освящены. Есть витрины, от которой веет
роскошью, – в них милые шкатулки в виде яиц, некоторые из них ещё и
музыкальные. Хозяйка коллекции осторожно повернула ключик и, вдруг
зазвучала хрупкая, чистая мелодия, узнаваемая с первых нот – Чайковский,
«Лебединое озеро».
Вернуться к своим корням
Всегда любопытно увидеть ту самую первую вещицу, с которой началась
коллекция. Ольга показала мне пару деревянных пасхальных яиц, покрытых
цветочным орнаментом. Они скромно, почти незаметно расположились на
одной из полок. А ведь именно с них начался целый мир, живущий теперь в
этом пространстве галереи. Эти, самые первые, были подарены ей во время
рождественских гуляний в Витославлицах.
Рождество и пасхальные яйца? Как это может быть связано? С этим вопросом я тут же обратилась к нашей героине.
«Многие ошибаются, думая, что Пасха – это лишь один весенний день
в календаре. Для православных каждое воскресенье – малая Пасха. Это с
нами всегда. Пасха – это, в первую очередь, символ победы жизни над
смертью. Разве можно вспоминать об этом раз в году? И разве только в
Пасху яйцо было символом жизни?» – поясняет она.
Чтобы знакомство с коллекцией пасхальных яиц было не просто
созерцанием, но и погружением в историю, в галерее решено использовать
аудиогиды. Тексты для них Ольга готовит сама, – кто может сделать это
лучше человека, который за многие годы так глубоко изучил эту тему, что,
кажется, чувствует каждый экспонат? Её тихий, вдумчивый рассказ
идеально подходит для этого пространства, где есть возможность побыть
наедине с красотой и собственными мыслями.
А ещё Ольга собирается организовать в галерее особые мастер-классы –
роспись яиц с помощью воска по нашим древним славянским традициям.
«Глубокая, почти медитативная работа, во время которой
сосредотачиваешься, погружаешься в свой внутренний мир. Раньше, создавая
такое яйцо, человек вкладывал в него свои мысли, надежды, молитвы. Я
читала в дореволюционных книгах о процессе окрашивания яиц. Там время
погружения яйца в краску измерялось не минутами, а молитвами. Так и
писали – держать в краске три «Отче наш».
Собеседница уверена, что сегодня такие занятия невероятно важны:
«Всё это наша генетическая память, наши корни. Нам этого не
хватает – той самой силы, которая питает из глубины веков. Долгое время
наши традиции были отрезаны, а пространство заполнялось чужими
культурами, другим языком. А ведь язык – это ментальность. Те, кто
говорят, что всё это «отжило», не правы. Как может быть неактуальной
мудрость? Как может устареть желание жить и творить осознанно? Мы ведь
привыкли искать ответы и опору где-то вовне, а они – всегда были и есть
внутри нас. Нужно лишь вспомнить».
Сейчас пространство галереи начинает оживать. Недавно Ольга провела
первые, почти домашние экскурсии для близких друзей – своеобразную
генеральную репетицию перед открытием. Прогулка среди витрин в кругу
единомышленников подтвердила главное: тихий диалог с историей через эти
хрупкие предметы – именно то, что ищет современный, уставший от шума
человек.
Текст: Елена Никитина
Фото: Елена Никитина, личный архив Ольги Осетровой