Я закончила магистратуру по музыкальному искусству в Лондоне вот буквально недавно. И одним из преимуществ нахождения в таком живом и очень насыщенном пространстве является конечно взаимодействие с другими профессионалами.
Робин де Хаас уже давал прекраснейший мастер-класс в прошлом году, в этом было не менее интересно.
Мне нравится, что это именно ощущение профессиональной среды, в которой ты находишься уже не первый год и естественно двигаешься внутри неё. И каждый раз я вижу людей, которые мыслят так же структурно, имеют похожие или иногда очень другие идеи, которые все логично укладываются в контекст вокала, музыки и кончено обучения. Это ощущается очень родным.
Что мы делали? Я уже знаю об опыте работы Родина, читала его книгу, очень здорово помогает мне в понимании механики пения лингвистика, а именно фонетика, опыт весь мой и вообще вся логика жизни.
Голосовой аппарат очень логичный. Нужно только хорошенько его понять.
🎛️ Три системы, которые работают вместе
В книге Робина (фото страницы я прикладываю в самом Дзене) есть важная мысль:
человеческий голос — это не один механизм, а три координации, которые постоянно сосуществуют и адаптируются под задачу.
Очень приятно видеть четкое объяснение происходящего полностью соответствующего моему пониманию механики пения. И дело тут не в признании или каком-то совпадении, а в том что это логика. И ее не отменишь.
По сути, все вокальные тренеры, говорят об одном и том же, но ооооочень разными языками. Язык анатомии, механики и логики - идельано подходит, чтобы увидеть ценность всех подходов.
Робин пишет, что каждая из систем «possesses sufficient strength» — обладает достаточной силой, чтобы выполнять свою часть работы, но оптимальность возникает только тогда, когда они согласованы между собой (“when these systems are coordinated”).
То есть он говорит о постоянном взаимодействии этих трёх систем. И тогда голос звучит легко, сильно, уверенно, мы поем свободно и без напряжения, нет усталости, зажимов в пении и нам нравится звук нашего голоса.
Что из себя представляет такая вокальная система?
1. Давление потока воздуха снизу — дыхательная энергия, фундамент подачи. Это есть то, что называют опорой, подачей давления снизу, пением из живота, пением "тем самым местом". Каждый называет по-разному, чувствует в разных местах но суть одна.
2. Голосовые складки — то, что создаёт частоту и формирует саму ноту. Это струны нашего инструмента. Они вибрируют и должны это делать своодно. Поэтому функция подачи давления должна выполняться нужным местом. А не горлом.
3. Резонаторы — то, что превращает бзззззз голосовых складок в полноценный звук со своим тембром, в форму, в качество звучания. Которой мы вполне можем управлять имя подвижные речевые органы и меняя полости и их формы.
Именно эта тройка определяет всё.
Если одна система даёт перебор или недобор, две другие автоматически начинают компенсировать — и это приводит к зажимам.
🎥 Фрагмент из мастер-класса: о давлении и мышцах
На мастер-классе Робин снова очень точно показал одну важную вещь. Я приведу его слова:
“Too little air pressure or too much air pressure will create the same throat tightness.”
«Слишком маленькое давление воздуха или слишком большое создают одинаковое горловое напряжение».
Это абсолютно точно.
Если давление чрезмерное — складки начинают «закрываться» слишком сильно, волна укорачивается, звук становится жёстким.
Если давления мало — тело начинает «подтягивать» мышцы вокруг, чтобы компенсировать слабую подачу, и мы получаем ту же самую зажатость, только по другой причине.
И здесь как раз логика полностью совпадает с тем, что я объясняю в своей статье о давлении снизу.
И он сказал ещё одну важную фразу:
“The quest of the singer is to become an artist of the air pressure.”
«Задача певца — стать художником давления воздуха».
То есть научиться давать голосу ровно то давление, при котором складки могут «танцевать» на звуке — свободно, гибко, естественно.
На видео Робин и Даррел показывают, как излишний поток воздуха — сильное давление снизу — буквально не даёт связкам нормально вибрировать:
• прерывает вибрацию,
• заставляет связки уставать,
• перебивает их работу.
🧩 Почему пение — составной навык
Проблема многих новичков — попытка выучить вокал «одним упражнением». Но так не работает. Пение — это набор маленьких функций, которые должны работать вместе, и у каждого свои привычки, свое тело, своя психика - свои настройки.
На мастер-классе было несколько добровольцев участвующих в разборе и было видно что каждому вокалисту необходим свой подход. Необходимо понимание своего голоса. Одной таблеткой для всех не обойдешься.
Поэтому, друзья, если хотите действительно поменять голос — изучите его механику. Не нужно знать анатомию как врач. Но нужно понимать:
- что именно за что отвечает голосе,
- что на что влияет в вокале,
- как происходит механика пения
- и где это все ощущать.
Это ровно то же самое, как играть на инструменте: если вы не знаете, где у вас струна и какой палец на ней стоит — вы не сможете исправить неловкость.
В вокале мы не видим аппарат, поэтому приходится учиться чувствовать и логически соотносить ощущения с механизмом.
🪜 Несколько рекомендаций для осознанной практики пения
1. Осознанность, а не инерция.
Не распеваться «как-то».
Не делать упражнения «потому что так сказали».
Понимать какая часть работает? что тренируется? что именно меняется?
2. Анализ.
Смотреть, думать, разбирать, откуда ошибка.
Понимать логику — это основа вашего успешного обучения.
3. Немного анатомии.
Интересоваться механизмом пения.
Тело работает по очень понятным инженерным законам — это не страшно, даже интересно.
4. Постоянство.
Голос меняется от регулярности, а не от одного раза. Не ждать результата завтра, не нервничать и не завышать планку а пошагово двигаться к цели.
🌐 И если вам хочется системности
Я объясняю всё это:
• в статьях здесь,
• в своих многочисленных видео,
• и, конечно, в обучающих курсах-тренажёрах, где мы по шагам тренируем именно механизм пения и автоматизм в вокале.
Мои курсы созданы так, чтобы они работали как тренировочный зал для голоса: постепенно, логично, с постоянством.
Вот моя линейка курсов-тренажеров для тренировки голоса для начинающих и тех кто хочет скорректировать вокал.
⬜️ Курс “Дыхание” - курс для постановки вокального дыхания,
🟦 Курс “Звукоизвлечение 1 часть. Речевой регистр” - работа с опорой, давлением, распределением нагрузки, освобождением от зажимов на речевом регистре голоса,
🟥 Курс “Звукоизвлечение 3 часть. Резонаторы, тембр” - работа с резонаторами и тембром в формате дизайна вокала,
🟨 Курс “Интонирование. Базовый” - тренировка связок и ума - строя нот.
Если вы хотите понять свой голос, убрать зажимы, освободить звучание и научиться петь осознанно — добро пожаловать, друзья!
И задавайте вопросы в комментариях, я всегда отвечаю и помогаю разобраться лично.
🟥🟧🟨 Обучающие курсы вокала
Отзывы о курсах
🔹 Телеграм-канал о музыке и вокале. Добро пожаловать!
Всем желаю вокальных успехов и красивого голоса!
Юлия Кантонистова