Найти в Дзене
Елена Шаламонова

Своя сказка

Олег и Виктор познакомились в институте. Оба они поступили учиться на строителей, их интересовала тема проектирования домов, оба часто беседовали, размышляя о домах будущего, «умных», экономичных домах и даже мечтали спроектировать жилище в космосе, на станции нового века.

Первый курс прошёл, однако, в изучении самых азов, и парням было не до мечтаний и проектов, сдавали зачёты, недосыпали ночами перед экзаменами… Потом уже, втянувшись в учёбу, стали и на танцы ходить, и на девчонок заглядываться.

Жили они в разных городах. Семья Олега располагалась в современной квартире жилого комплекса, и парень никогда не жил в частных домах. А Виктор, будучи провинциальным жителем посёлка городского типа, знал что такое свой дом, так как гостил всё детство летом у бабушки и деда в деревне.

Там же, в деревне он и познакомился с Аней, точнее, знал её уже многие годы. Выросла девочка, стала красавицей, и очень печалилась, что теперь её товарищ стал учиться в областном институте, и будут они видеться редко.

- У тебя будут стройотряды, ты теперь студент такого престижного ВУЗа, - с грустью говорила Аня, - а я всего-навсего учительницей начальных классов стану, как только закончу училище…

- Я буду навещать бабушку и деда, и мы обязательно станем встречаться… - обещал Виктор, которому Аня давно нравилась.

Тогда она улыбалась. Грусть сразу же исчезала в её глазах, и они, как и раньше, шли по деревне, и Аня начинала рассказывать о новых дачниках, о продающихся домах, и о ремонте их школы.

Когда Виктор возвращался в институт, ему долго ещё виделись Анины глаза, когда она провожала его на учёбу, и иной раз так хотелось бросить всё и уехать туда, к ней, чтобы снова заглянуть в эти голубые два озерка и увидеть милую улыбку…

Но предстояла сдача курсовых работ по теме загородного дома. И снова они с Олегом, который учился более старательно, чем Виктор, обсуждали свои проекты, и Виктор критиковал «умный» дом Олега, говоря, что нельзя планировать дом в сельской местности, ни одного года не прожив там самому.

- Как ты собираешься селить в своём доме людей? Какие цели и задачи преследуешь? – горячился Виктор, - дом, это всё! Это и план, и цель жизни, её уклада, смысла, если хочешь…

- Постой, по-твоему каждый архитектор должен отбыть каторгу в деревне на картофельном поле или в хлеву, чтобы спланировать там нормальный дом с человеческими условиями? – хохотал Олег, не понимая товарища, - неужели сельские труженики не оценят тех благ, которые я им предложу?

- Вот ты так рассуждаешь, что тебе все в ноги должны поклониться за твой фантастический проект, а ты и не спросил людей чего они хотят на самом деле. И нужны ли им твои выключатели по хлопку, или тёплые полы, если электричество порой в селе отключают в самый неподходящий момент, и что им гораздо интереснее, чтобы их скотинка не мёрзла, вот там есть натуральный утеплитель – подстилка с навозом и бактериями, которая «горит», а в доме тёплый пол не экономичен, только расслабляет, и дерево – само по себе тёплое, и греет своим натуральным способом, тем, что медленно вбирает холод…

- Перестань, не тяни в средневековье, ты ещё встань на моей защите и расскажи сказки про свой навоз, а мы послушаем. И для чего нас тут учат? Чтобы мы к навозу обратились, а не к современным технологиям? Ну, ты меня совсем разочаровал… А ещё инженер будущий!

- А что, и встану. И скажу. Вот увидишь! – выпалил Виктор.

- Давай. Я аплодировать буду стоя! – также горячо ответил Олег.

Парни не разговаривали неделю. Как раз до защиты своих работ. Олег решил, что его друг уже и не знает, как примириться с ним, потому что видел, как Виктор с жалостью посматривает на него, и отворачивается.

Когда Олег выступил со своей работой, выложив чертежи и планировку перед группой, то ему стали задавать уточняющие вопросы и казалось, что и преподаватель был доволен и все студенты тоже.

Однако, когда Виктор начал критиковать работу товарища, все притихли. Не ожидал такого выступления и руководитель курсовой работы Олега. Он слушал Виктора очень внимательно, а парень высказывал всё, что наболело, и о чём не захотел его слушать Олег.

Виктор рассказывал о традициях деревни, сложившихся веками, и что в генетическом коде крестьянина есть совместное проживание с животными под одной крышей, которые и кормили всю семью хозяина дома.

- То, что в планировании деревенской усадьбы нет животных, это неправильно. Не учтены пожелания сельчан, да их никто и не спрашивал. Дом по типу городского разрушает устои крестьянской жизни. Есть только сад! Но этого слишком мало для нормального существования усадьбы с натуральным хозяйством! – говорил Виктор, - к тому же обязательно нужно оставить печное отопление дома как дублирующее, на всякий случай, а у него в проекте лишь электрокамин наряду с электрокотлом. Мало того, это и неинтересно.

- Тебе просто необходимо нагрузить сельского жителя заготовкой дров, - язвительно сказал Олег, - и потом, мы же уже с тобой об этом говорили, или тебе мало? Ты хочешь публичной порки моего проекта? Так почему же сам не поедешь в свою деревню, о которой так много мне рассказывал? Или она только для развлечения и утех на каникулах летом, когда тепло?

- А что, и поеду туда жить! – ответил спокойно Виктор, - там очень хорошо, тем более, что остались деревянные дома, с русскими печами, ухватами и скотными дворами, а самые необходимые коммуникации давно у всех есть. Так что не стоит ничего выдумывать. Твой проект – дача для кратковременного посещения на выходной. А вот мой – на постоянное и счастливое жительство.

Преподаватель предоставил слово Виктору с его проектом нового деревянного дома в селе. И Виктор выставил дом, который немного отличался от старых домов. Разве что в каждом были удобства, и планировка чуть свободнее, и участки шире для удобного содержания скота и даже детская площадка перед домом, и как непременный атрибут – русская печь, и обогревающая дом лежанка, как у его бабушки…

Новым в доме было наличие небольших отдельных спален, современного санузла и постирочной, о которой так мечтала бабушка Виктора.

- И никаких современных материалов, наподобие пластика, и даже линолеума, - подвёл итог Виктор, - только натуральное дерево, металл. Иначе разве это деревня?

Олег с ухмылкой слушал друга, но оппонентом не стал. Защита работ закончилась тем, что Виктор получил «отлично», а Олег только «хорошо».

Раньше у Олега таких оценок случалось мало, и он остался недоволен, так как стремился закончить институт с красным дипломом. Но каково же было его удивление, когда через несколько дней он узнал, что Виктор перевёлся на заочное отделение института!

Сначала он увидел его исчезнувшие вещи из комнаты общежития и подумал, что Витя просто уехал домой по какому-то важному поводу. А может, заболел. Но, узнав настоящую причину, задумался. Он позвонил Вите, и спросил:

- Зависит ли твоё решение бросить очную учёбу с защитой наших курсовых работ? Только скажи честно…

- И да, и нет…- рассмеялся Виктор.

- Не понимаю. Объясни.

- Ты лучше приезжай ко мне летом, в мою деревню. И всё сам увидишь…- позвал Виктор и в его голосе не было ни злобы, ни разочарования. Наоборот, Олегу показалось, что Виктор рад чему-то и счастлив.

Когда весной, еле дождавшись майских праздников, Олег позвонил товарищу и напомнил о встрече, то Виктор охотно позвал его в гости, продиктовав адрес.

Олег приехал, и сразу же увидел на руке приятеля обручальное кольцо.

- Ого, поздравляю! Вот теперь начинаю понимать настоящую причину твоего отъезда, - рассмеялся Олег, глядя на красавицу Аню, вышедшую на крыльцо встречать гостя. А я, представь, весь в учёбе, меня хотят оставить при кафедре по окончании института, я уже преподаю факультатив у первого курса, и знаешь, мне нравится…

Олег начал рассказывать о себе, рассеянно оглядываясь по сторонам, и отмахиваясь от ласки пса Жорика.

- А у вас как в девятнадцатом веке, - улыбнулся, наконец, Олег.

- А ты жил в девятнадцатом веке? – тоже рассмеялся Виктор.

- Вот только не начинай опять. Я так рад тебя видеть…

Олег увидел стоящий около дома трактор, а у гаража навесное оборудование для него. Он покачал головой, когда во всё горло запел петух у канавы за домом.

- Ну, показывай свой чудо-дом. Я так полагаю ты уже начал воплощать свои задумки в жизнь? – Олег переоделся в спортивный костюм Виктора и вышел во двор.

Но его скептический тон становился всё слабее, так как он увидел какой порядок был в мастерской друга, столь большому количеству инструментов мог бы позавидовать любой хозяин.

Сад уже светился яркими красными и жёлтыми тюльпанами и другими первоцветами, огород был вспахан, чернея грядами. За ними в дальнем углу сада темнела банька, словно сказочный маленький домик. Она топилась.

- Хорошо-то как! – вырвалось у Олега, - мне не доводилось пока мыться в настоящей деревенской бане.

А Виктор повёл городского приятеля на пасеку, что была за садом, и объяснял тонкости содержания пчёл так, что Олег удивился его познаниям.

- Вообще-то мне ещё многое предстоит сделать. И профессия в помощь, - улыбнулся Виктор, - но коммуникации у нас все в доме есть, наряду с печами и паровым отоплением… Ведь этот дом мы купили перед свадьбой с Аней, спасибо родители с обеих сторон помогли. Это и есть наше будущее, и настоящее, и радость бытия.

Торжественный тон Виктора был уместен как никогда. Он рассказывал, где планирует поставить небольшую кузницу около ручья за покосом, и что скоро сделает мост через этот самый ручей, чтобы ходить по нему в соседнюю деревню, где есть магазин и школа всего в километре.

После бани Олега так разморило, что он рано лёг спать, а проснувшись утром от шипения в масле сырников на сковородке, почуяв аромат домашнего сладкого творога и молока, вышел на кухню.

Аня готовила, а Виктор принёс горячий, ещё чуть гудящий самовар, от которого потягивало дымком. Самовар был поставлен на поднос на столе. Семья завтракала, а потом Олег вышел во двор и сказал Виктору:
- Сказка да и только ваша жизнь. Русская народная сказка. С иллюстрациями Васнецова. И о чём мы с тобой спорили, копья ломали? Когда всё уже придумано до нас… Абсолютно и правильно.

Они помолчали, а потом Олег собрался и уехал в город, поблагодарив Виктора за приём. Они остались приятелями, встречались теперь чаще в институте на сессиях Виктора.

После окончания учёбы Олег, как и мечтал, стал преподавать там на кафедре. А Виктор остался жить в деревне со своей Аней. Они трудились и в колхозе, и дома. Народились у них сначала сынок, а потом дочка. Олег приезжал ещё пару раз к ним в гости, звал к себе в город, но супруги так и не поехали – некогда. Да и дом бросать нежелательно: хозяйство. И не очень-то хочется уезжать даже на один день из сказки, своей и настоящей...

Из свободных источников
Из свободных источников

Спасибо за ЛАЙК, ОТКЛИКИ и ПОДПИСКУ! Это помогает развитию канала.

ЕГОРОВИЧ И ПЕТРОВНА

Поделитесь, пожалуйста, ссылкой на рассказ! Большое спасибо за маленький донат!