Давно хотела рассказать о жизни и творчестве Эрнста Неизвестного, а в сентябре, прилетев в Екатеринбург, уже на месте узнала о наличии в этом городе посвящённого скульптору музея. Что конечно не удивительно, ведь родился Эрнст (тогда ещё Эрик, имя он сменил позже) 9 апреля 1925 года именно в Екатеринбурге. Вернее, тогда город назывался Свердловск.
Так вот, паззл сложился благодаря посещению музея.
И вот я пишу рассказ.
Не буду утверждать, что до конца понимаю творчество, которое Хрущёв в 1962 году назвал "дегенеративным искусством". Интересно, знал ли он, что понятие "дегенеративное искусство" впервые было озвучено немецким евреем ещё в конце XIX века, а после активно использовалось в нацистской Германии для клеймения авангардизма и ему подобных течений?..
Знаете, музей меня поразил.
Прежде всего графическими работами, которые прежде мне были неизвестны. Например, иллюстрациями Неизвестного к "Преступлению и наказанию".
Но давайте начнём с самого начала.
Так вот, Эрик Неизвестный родился в Свердловске в семье Иосифа Моисеевича Неизвестного и Беллы Абрамовны Дижур. Позднее скульптор вспоминал об отце: "Мой папа был нескрываемый антикоммунист. А почему его не сажали? Он был блистательный врач. Детский врач. Хирург. И начальство местное… ну что они его отправят в лагерь? Он будет там лечить детей-лагерников. А здесь — золотые руки! И они к нему относились даже с некоторой симпатией — как к юродивому болтуну".
Мать скульптора, Белла Дижур, работала химиком-экспертом в областном управлении милиции. Но при этом была талантливой поэтессой и прозаиком. В 1979 году, после смерти супруга, она решила уехать к сыну в США и ждала этой возможности долгие 7 лет. Евгений Евтушенко писал в 1985 году Председателю КГБ: "Христа ради прошу я Вас — отпустите 82-летнюю мать скульптора Эрнста Неизвестного к её сыну. Белла Абрамовна Дижур — старейшая детская писательница, принятая ещё Павлом Бажовым в ряды ССП в 1940 году, зла в жизни никому не сделавшая, и единственное её желание — чтобы собственный сын закрыл ей веки, похоронил её. Никаких военных секретов она не знает. Как бы ни относиться к Э. Неизвестному, но, на мой взгляд, негоже такому могучему государству, как наше, мстить ему через 82-летнюю, ни в чём не повинную мать".
Через год Беллу Абрамовну всё-таки выпустили к сыну, "изменнику Родины", и сын закрыл ей глаза в 2006 году в Нью-Йорке. Она дожила до 102 лет.
После окончания школы Эрика Неизвестного отправили в Самарканд, куда на годы войны была эвакуирована Ленинградская художественная школа при Академии художеств. Но, заболев брюшным тифом, он даже не смог закончить первый год обучения. А из больницы в 1942 году ушёл воевать, добровольцем.
Тогда же Эрик сменил имя на Эрнст, чтобы звучало солиднее. После обучения в пулемётном училище молодой человек отправился на фронт.
22 апреля 1945 года будущий скульптор получил тяжелейшее ранение в Австрии, причём его сочли мертвым и наградили посмертно орденом Красной Звезды и медалью "За отвагу". Андрей Вознесенский почти через 20 лет напишет про это замечательное стихотворение "Неизвестный — реквием в двух шагах, с эпилогом".
Оно слишком длинное, заходите в ТГ-канал чтобы прочесть.
Родителям, конечно, пришла похоронка...
Но выяснилось, что их сын всё же жив. Хоть и получил II группу инвалидности: ходил на костылях, беспрестанно принимал морфий из-за страшных болей. В выписке значилось: "Нетрудоспособен. Нуждается в опеке".
Какой силой воли надо было обладать, чтобы при этом продолжить учёбу? Друзья после назовут его кентавром, — за нечеловеческую энергию, за стремление к цели. Эрнст уехал в Академию художеств в Риге, а потом — в Суриковский институт в Москве. От костылей он избавился окончательно через 3 года после ранения.
В учебке Эрнст сначала пошёл по проторенной дорожке, и его заметили. Работу 3 курса купила Третьяковская галерея, а работа 5 курса, статуя "Строитель Московского кремля Фёдор Конь" была номинирована на Сталинскую премию и приобретена Русским музеем. Параллельно, приезжая домой, в Свердловск, он изготовил несколько работ в жанре соцреализма, в основном посвящённые Свердлову. Но вскоре скульптор погрузился в работу над собственным стилем и собственным видением.
В 1950х гг. Эрнст активно участвовал (и зачастую успешно) во многочисленных конкурсах, создавал серии "Война — это…", "Роботы и полуроботы", создавал "Древо жизни" (этот монумент теперь установлен в пешеходном мосту Багратион в Москве).
Что касается личной жизни, то в браке с керамистом Диной Мухиной в 1958 году у Эрнста родилась дочь Ольга, ставшая единственным его ребёнком. Забегая вперед, уточню сразу, что мигрировать супруга впоследствии не захотела, из-за чего брак распался. Уже в США Эрнст Неизвестный женился во второй раз, на Анне Грэм, с которой и жил до конца своих дней.
Отдельно отмечу, что в 1958 году скульптором был завершён барельеф "Вечный круговорот" на Донском кладбище в Москве.
В 1961 году состоялась его первая персональная выставка.
И казалось, что вот он, путь впереди виден, как на ладони. Но 1 декабря 1962 года разразился тот самый знаменитый скандал с Хрущёвым. В те дни в московском Манеже проходила выставка авангардистов, в которой участвовал, конечно же, и Эрнст Неизвестный. Никита Сергеевич раскритиковал работы скульптора, не стесняясь в выражениях.
А тот в ответ ещё и посмел вступить в спор.
На скандал отреагировали молниеносно. В "Правде" уже на следующий день вышла разгромная статья, а следом случилось исключение из Союза художников.
Следующие годы ему приходилось подрабатывать где придётся: литейщиком, каменщиком. Он брался за любую работу, чтобы позволять себе не бросать скульптуру, хотя многие проекты и уходили "в стол". Реставрировал барельефы Храма Христа Спасителя, снятые перед разрушением строения и перенесённые в Донской монастырь. Немногочисленные реализованные работы не позволяли прокормиться. Суммарно из 850 скульптур, созданных до момента отъезда, купили всего 4.
Вместе с тем росла международная известность Эрнста Неизвестного. Так, в 1965 году он выиграл первое место за графическую серию "Ад" в конкурсе к 700-летию Данте Алигьери, обогнав на повороте, между прочим, самого Дали. Его "Кентавра" ставят в Сербии, "Каменные слёзы" — в Югославии, а "Сердце Христа" — в Польше. В 1968 году победа в очередном конкурсе подарила Египту монумент "Цветок лотоса" на Асуанской плотине.
Из проектов на территории СССР в этот же период стоит отметить разве что "Прометей и дети мира" в Артеке, рельеф для Московского института электронной техники в Зеленограде, барельеф на здании архива ЦК компартии в Ашхабаде.
И мемориальные проекты, конечно. Их тоже было немного. Четыре надгробия работы Неизвестного находятся на Новодевичьем кладбище в Москве, одно — на Ваганьковском (но это уже постсоветский период). И памятник на могиле детского писателя Ликстанова — на Ивановском кладбище Екатеринбурга.
У кого на Новодевичьем установлены надгробия работы Неизвестного?
— Юлиан Григорьевич Ситковецкий (1925-1958), скрипач-виртуоз.
— Галина Евгеньевна Николаева (1911-1963), писательница.
— Лев Давидович Ландау (1908-1968), физик, Нобелевский лауреат.
Но самое известное надгробие Эрнста Неизвестного на Новодевичьем — конечно, на могиле Никиты Сергеевича Хрущёва (1894-1971), как ни удивительно. Вообще, Эрнст был удивительно великодушным и сильным человеком. Когда Хрущёва сместили, он, одним из немногих, выразил ему свои сожаления и поддержал.
А после смерти бывшего Первого секретаря со скульптором связался сын покойного, Сергей Никитич, и предложил... создать надгробие для его отца. А Неизвестный взял и согласился.
С этим памятником была масса проблем, не буду переписывать свою же старую статью про Новодевичье, заходите почитать здесь.
Сразу напишу и про надгробие на Ваганьковском кладбище в Москве, хоть и выбьюсь из хронологии. Здесь похоронен Михаил Исаевич Танич (1923-2008), поэт-песенник, создатель группы "Лесоповал" и таких бессмертных хитов, как "Комарово", "Кони в яблоках", "На дальней станции сойду" и многих других.
Он так восхитился надгробием Хрущёва, что попросил себе "что-то подобное". Поэтому после смерти Танича обратились к Неизвестному, который создал эскиз в своей мастерской в США. А соавтором здесь стал архитектор Феликс Комаров.
Колючая проволока и гильзы, исполняющие роль ограды для этого надгробия, не просто так: Танич отсидел 6 лет в лагерях по доносу за антисоветскую пропаганду.
Но вернёмся к жизненным перипетиям Эрнста Неизвестного.
Создание надгробия Хрущёву не прибавило популярности и так опальному скульптору среди властей, и с 1973 года скульптор начал просить разрешение на выезд из страны. Три долгих года он добивался такой возможности, за это время однажды даже был избит, ему переломали пальцы.
Наконец в 1976 году Эрнст Неизвестный смог уехать. Через Швейцарию он эмигрировал в США, где и поселился. Уральский художник Брусиловский вспоминал потом: "Эрнст очень скучал по России. И он переживал, что уехал отсюда. Это была его личная трагедия. Он сожалел об этом. Но Эрнст не мог вернуться в Россию. Там у него была мастерская, там была возможность работать".
За границей у Эрнста будто выросли крылья. Выставки тепло встречали, принимали в различные сообщества и академии, приглашали на лекции.
Он много работал в Швеции (в Уттерсберге существует музей Неизвестного), встречался с Иоанном Павлом II (и тот приобрёл для музея Ватикана несколько распятий, созданных скульптором).
В 1989 году скульптор смог впервые вернуться в родную страну. Начали появляться заказы, но мастерскую в США он уже не хотел оставлять, привык, поэтому в России бывал наездами. Не все проекты в итоге были реализованы, например памятник жертвам фашизма в Риге так и остался лишь проектом. Но были и многие другие. К последнему периоду творчества относятся "Исход и возвращение" в Элисте (в память о депортации калмыков), "Золотое дитя" в Одессе, памятник Дягилеву в Перми, "Память шахтёрам Кузбасса" в Кемерове и так далее.
А в Магадане в 1996 году установили 15-метровую "Маску скорби", в память о жертвах политических репрессий. Неизвестный планировал создать три мемориала, так называемый "Треугольник страданий". Но при жизни успел реализовать только мемориал в Магадане. Статуя в Екатеринбурге планировалась к установке в центре города, но общественность оказалась против. В итоге их высоту уменьшили с 15 до 3 метров и разместили "Маски скорби" на 12-м километре, у мемориала в память о жертвах репрессий, в 2017 году. Уже после смерти скульптора. Мемориал в Воркуте возводить не стали.
Вспомню ещё всем знакомую статуэтку "Орфей", которую вручают победителям Национального телевизионного конкурса "ТЭФИ". Это тоже работа Эрнста Неизвестного. А перед штаб-квартирой ООН в Женеве в 1997 году появился "Великий кентавр".
Скончался скульптор в США 9 августа 2016 года и был похоронен на кладбище острова Шелтер Айленд, недалеко от своего дома. По его завещанию, на могиле не ставили никаких скульптур, только простая табличка с именем и православный крест.
А теперь, когда вы закончили чтение этой истории, покажу снимки из музея Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге.
Спасибо за внимание, и до новых рассказов.
Из уральского путешествия мне осталось только рассказать о гибели царской семьи, но, скорее всего, я сначала на что-нибудь другое отвлекусь.