Найти в Дзене
Невозможный диалог

Манилов из "Мертвых душ". 6 признаков, что мечтатель опасен для дела

Манилов из поэмы Гоголя "Мёртвые души" — классический литературный образ мечтателя, давший русскому языку термин "маниловщина". Сегодня этот герой поможет составить тест: как отличить вдохновляющую мечту от опасной прокрастинации. Я, конечно, не верю, что можно взять интервью у персонажа, но манера моего собеседника витать в облаках даже здесь заставляет меня начать беседу. Сергей Недоверов: Признак первый — человек постоянно строит грандиозные планы. У вас в имении был мост, беседки... Манилов: (мечтательно) О да! Подземный ход под рекой, павильон с видом, откуда можно наблюдать за закатом... В русской литературе нашего времени мечта считалась благородным занятием. Недоверов: Но ничего так и не построили? Манилов: Зачем торопиться, любезнейший? Сам процесс размышлений доставлял такое наслаждение! Недоверов: Признак второй — говорит о планах вместо действий. Как это работает? Манилов: Представьте: человек рассказывает о проекте так вдохновенно, что все уверены — дело уже сделано. В кул
Манилов
Манилов

Манилов из поэмы Гоголя "Мёртвые души" — классический литературный образ мечтателя, давший русскому языку термин "маниловщина". Сегодня этот герой поможет составить тест: как отличить вдохновляющую мечту от опасной прокрастинации. Я, конечно, не верю, что можно взять интервью у персонажа, но манера моего собеседника витать в облаках даже здесь заставляет меня начать беседу.

Сергей Недоверов: Признак первый — человек постоянно строит грандиозные планы. У вас в имении был мост, беседки...

Манилов: (мечтательно) О да! Подземный ход под рекой, павильон с видом, откуда можно наблюдать за закатом... В русской литературе нашего времени мечта считалась благородным занятием.

Недоверов: Но ничего так и не построили?

Манилов: Зачем торопиться, любезнейший? Сам процесс размышлений доставлял такое наслаждение!

Недоверов: Признак второй — говорит о планах вместо действий. Как это работает?

Манилов: Представьте: человек рассказывает о проекте так вдохновенно, что все уверены — дело уже сделано. В культуре моей эпохи умение красиво излагать ценилось выше, чем результат.

Недоверов: Третий признак — считает размышления работой. Где граница?

Манилов: О, тончайшая материя! Я мог часами сидеть на крыльце, размышляя о судьбах России. Разве это не труд души?

Недоверов: Пока хозяйство рушилось?

Манилов: (слегка смущённо) Детали...

Недоверов: Четвёртый — окружает себя красивыми, но бесполезными вещами.

Манилов: У меня была горка пепла на столе! Художественно выложенная. И книга на четырнадцатой странице два года. Эстетика же!

Недоверов: Пятый признак — мил, любезен, но бесполезен в деле.

Манилов: В классической литературе такой тип называли "приятный во всех отношениях". Я никому не отказывал, соглашался со всеми, даже мёртвые души продал Чичикову! (с гордостью) Без единого вопроса.

Недоверов: Именно поэтому опасны для дела.

Манилов: Зато какая атмосфера доброжелательности!

Недоверов: Шестой — верит, что всё само устроится.

Манилов: Культура моего времени воспитывала надежду на авось. Зачем суетиться? Жизнь — она ведь как река, сама куда-то течёт...

Недоверов: К банкротству?

Манилов: К новым возможностям для мечтаний! (искренне) Знаете, даже когда ничего не получается, можно мечтать о том, как всё наладится.

Что ж, кажется, этот невозможный диалог всё-таки состоялся. Образ Манилова в русской литературе XIX века оказался настолько точным, что термин "маниловщина" живёт по сей день. Классика доказывает: грань между вдохновляющей мечтой и опасной иллюзией тонка, но узнаваема.

👉 Оставьте комментарий и лайк, подпишитесь! Расскажите, с кем бы вы хотели увидеть следующий «невозможный диалог»?

👀 А хотите короткие диалоги, которые не публикуются в Дзен? Присоединяйтесь в наш Телеграм.