Обзор от ИИ:
«Эмка» — это народное название советского легкового автомобиля ГАЗ-М-1, выпускавшегося с 1936 по 1943 год. Он стал одним из самых массовых автомобилей своего времени и одним из символов эпохи, широко использовался в Красной Армии во время Великой Отечественной войны и имел прозвище «черный ворона», так как его использовали органы НКВД.
Ключевые особенности
- Название: Прозвище «Эмка» связано с буквой «М» в индексе модели, которая расшифровывалась как Вячеслав Молотов, тогдашний глава правительства СССР, в честь которого был назван завод.
- Модель: ГАЗ-М-1 стал вторым поколением легковых автомобилей ГАЗ и пришел на смену модели ГАЗ-А.
- Сходство с Ford: Внешне автомобиль был очень похож на американский Ford B 1934 года, но советские инженеры доработали конструкцию для советских условий, использовав более прочную раму и улучшенный двигатель.
- Конструкция: Это был первый советский автомобиль с цельнометаллическим закрытым кузовом, оснащенный 4-цилиндровым двигателем мощностью 50 л. с..
- Модификации: На базе «Эмки» было создано множество модификаций, в том числе бронеавтомобиль БА-20, пикап ГАЗ-М-415 и версия с более мощным 6-цилиндровым двигателем (ГАЗ-11-73).
- Использование в армии: Автомобиль широко применялся в Красной Армии как штабной, и более 10500 единиц было в различных штабах и тыловых учреждениях перед войной.
По просьбам уважаемых читателей возобновляю публикацию и краткий анализ наградных листов героических участников Великой Отечественной войны.
Мне не удалось точно установить из открытых источников, какие самолёты были на вооружении 661-го лбап. Аналогичные полки с "соседними" номерами (662, 665 и т.д.) имели на вооружении У-2 (По-2). Вероятно, что и 661 лбап летал на этих же самолётах. Не знаю, как для кого, но в моём представлении сила мужества капитана Иванова и других лётчиков 661 лбап, воюющих фактически на "кукурузниках", кратно увеличилась. Особенно при разгроме немецкого батальона и уничтожении самолётов на вражеском аэродроме.
Художественная часть этой публикации посвящена ещё одному "ответвлению" (подциклу) сюжетной линии "про Проню".
Вот ссылка на первую публикацию этого "подцикла":
Вот ссылка на следующую публикацию этого ПОДЦИКЛА:
Вот ссылка на предыдущую публикацию этого подцикла:
Мотин спутник довольно быстро вернулся, передвигаясь той же кошачьей походкой. Кандидат исторических наук только успел снять оба ботинка, приложить к мозолям на пятках листья подорожника и надеть носки. Спутник был сосредоточен и говорил теперь коротко и тихо:
- Обувайтесь скорей! За поворотом метрах в ста есть перекрёсток. Там группа пять человек, одетых в советкую военную и милицейскую форму. Ещё у них рация с радистом в кустах имеется. Это немецкие диверсанты...
- Откуда вы это взяли?
- Они несколько минут назад убили настоящего милиционера, ехавшего на велосипеде, забрали его "наган" и документы, а тело стащили в канаву и забросали ветками.
- Как они могди здесь появиться?
- На крытой полуторке приехали. Она у них у обочины стоит... Но это сейчас не важно. Я сейчас отойду ненадолго.. А вас я попрошу просто издали пока понаблюдать за этими "гостями".
- Понаблюдать?..
- Да, Вон из-за того куста. Пойдёмте, только пригнитесь. И потом надо будет проползти до куста метров двадцать. Сможете?
- Смогу. А как же мой чемоданчик?...
- Оставьте его пока здесь. Потом за ним вернётесь. Я вот тоже оставлю здесь свой вещмешок.
Матвей занял позицию наблюдателя, а его спутник шмыгнул куда-то в бок. Те, за кем теперь наблюдал Мотя, вели себя спокойно и уверенно. Они иногда останавливали автомашины или повозки и проверяли документы у людей, находящихся в тех транспортных средствах. Прмерно через полчаса со стороны города на дороге появилась "эмка", которая была остановлена у перекрёстка взмахом руки одного из милиционеров. Проверка документов её пассажиров заняла сравнительно много времени. У командира в фуражке с краповым околышом и васильковой тульёй оказались постепенно в руках документы водителя, пассажира с переднего сидения и женщины, сидевшей на заднем сидении. К этому моменту у каждого из четырёх открытых окон автомашины стояли другие члены патруля. Пассажир с переднего сидения стал уже громко возмущаться задержкой, обещал кому-то пожаловаться. Командир что-то ему сказал, покивал головой, затем снял фуражку, перевернул её и бросил в неё отобранные у пассажиров бумаги. Как по команде, в руках у четырех членов группы, стоявших у открытых окон, оказались одновременно несколько клинков, которыми они ткнули куда-то в салон "эмки". Матвей смотрел теперь на эту картину хладнокровного, быстрого и неспровоцированного убийства, впав в какой-то ступор. Из машины раздался детский плач, который почти мгновенно прекратился. Двери "эмки" теперь были открыты. Из машины четверо убийц сноровисто стали вытаскивать три трупа взрослых людей и двух детей. Мотя ощутил непреодолимую сухость во рту, до сих пор до конца не веря, что только что увиденное им происходило наяву. "Эмку" деловито отогнали с дороги к обочине и припарковали вслед за "полуторкой". Командир в фуражке тем временем занялся содержимым двух больших чемоданов, ранее притороченных к автомобильному багажнику. Один из "милиционеров" полез в салон с несколькими светлыми предметами одежды, извлечёнными из багажа пассажиров, и через некоторое время вылез обратно. Вещи в его руках приобрели красновато-розовый оттенок. Матвея одолел резкий приступ тошноты. После ему стало немного легче, он перевернулся на спину и уставился в голубое небо, по которому медленно проплывали редкие облака. Пролежал он так несколько минут. Откуда-то сбоку к Моте тихо подполз его спутник и прошептал:
- Ну, что тут у вас? Вы почему такой бледный?..
- Вы представляете! Они только что убили пять человек, включая двух детей!
- Пассажиров той "эмки"?
- Да... Вас это совсем не трогает?
- Трогает. Сейчас мы пойдем отсюда. Только опять ползком...
- Мы просто так уйдём?
- Нет, не просто... Сейчас надо будет назад позти за мной. заберём свои вещи, потом сделаем небольшой "крюк" до леска и оратно...
Из травы теперь показалась фуражка, а потом и пожилой военный с роскошными усами. В его петлицах алели по четыре эмаливых треугольника. В правой ладони он сжимал рукоять револьвера. Вытерев обильный пот с лица военный проворчал:
- Давненько мне не приходилось по пластунски ерзать... Ну, кажи, Прохор, своих диверсантов!
К группе у перекрестка в этот момент подкатил мотоциклист и стал что-то показывать командиру в фуражке на карте, вынутой из-за голенища сапога. Затем Фуражка отправился к придорожному кусту, сопровождаемый комментарием Мотиного спутника:
- Ещё один из их группы прикатил... А там у них рация с радистом. Какие доказательства вам ещё нужны?
- А если то наши, типа разведывательная группа?..
- Что ей здесь делать?
А Мотя буквально зашипел от возмущения:
- Да они буквально на моих глазах только что пять человек зарезали, включая женщину и двух детей!..
На дороге со стороны Риги появилась очередная "полуторка". Она была остановлена, один из диверсантов стал проверять документы сидящих в кабине, а другой полез в кузов. После непродолжительной проверки бумаг и груза проверяющие обменялись друг с другом взамахами рук, документы были возвращены проезжающим. Грузовик дал газу и поехал дальше. Старшина вопросительно взглянул на Матвея:
- А энто как прикажете понимать?
- Они некоторые машины и повозки пропускают...
- Видимо, ничего или никого интересного для них в этих проезжающих нет...
- А эти, ну которых зарезали, в "эмке" той ехали?
- Да!
- Знаю я эту машину... Дела!..
- Ну, так, Сидор Артёмыч, делать что дальше будем?
- Ну если зарезали, то тогда того... Айда обратно.
Матвей машинально полз, а потом шёл за своими спутниками, не ощущая теперь тяжести своего чемоданчика и боли в натёртых пятках. На полдороге он тихо поинтересовался у своего рижского знакомого:
- А этот старшина откуда?
- Из крепости, из артиллерийской мастерской или что-то типа этого. Не важно...
Троица обогнула перекрёсток по большой дуге и быстрым шагом вышла обратно к дороге. Сиде на приступке у кабины "полуторки" жевал травинку молоденький паренёк в военной форме, с интересом наблюдая за пролетавшей высоко в небе группой самолётов. Пилотка его была заткнута за ремень. Старшина, отдышавшись и попив воды из фляги, стал отдавать команды:
- Значица так. Петруха, ты едешь спокойно по дороге. мы в кузове вот с Прохором сховаемся до поры. На перекрёстке бросаем по гранате, а опосля я их ишо с ручняка приголублю. Ты по команде врубаешь четвёртую передачу и даёшь газу. Усёк?
- А тама действительно диверсанты?
- По всему видать они...
- Тады я не поеду!
- Как это? Тыж присягу давал!
- Не поеду и всё!
- Да я ж тебя на "губу" упеку!
- Пеките, товарищ старшина!
- Под трибунал отдам, мать-перемать!..
- А хоть бы и под трибунал. Он ишо когда будет. Может к тому времени и война ужо кончица... А смертушка-то моя вот она рядом могёт быть, у того перекрестка.
Мотин спутник вопросительно взглянул на кандидата исторических наук:
- Матвей, вы машину водите?
- Пробовал водить "эмку" тестя несколько раз до дачи и обратно, лет пять назад, когда она у него была...
- Тут ещё проще. Только с первой на вторую передачу надо переключать с умением...
- Вы хотите, чтобы я за руль этого грузовика сел?
- Вы же хотите отомстить за смерть тех детей?
- Хочу, но...
- Вашим детям сколько лет?
- Старшему четырнадцать, а младшей пять...
- А в той "эмке" дети были какого возраста?
- Ну, лет по десять, может чуть старше...
- Тоже мальчик и девочка?
- Да...
- Вот видите...
- Что я должен увидеть?..
Вечная Слава и Память бойцам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя, уважаемые читатели!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.