Найти в Дзене
Сочиняка

Новое сочинение на тему "Приём антитезы в романе И. Гончарова: Обломов и Штольц"

Роман Ивана Гончарова «Обломов» построен на системе ярких противопоставлений, центральным из которых является антитеза двух главных героев – Ильи Обломова и Андрея Штольца. Этот художественный приём служит главным инструментом для раскрытия авторского замысла и глубины конфликта между двумя жизненными философиями. С первых страниц романа читатель видит контраст. Обломов – это воплощение созерцательного начала, апатии и «обломовщины» как явления. Его идеал – покой, безмятежность и уют, а его стихия – диван в засаленном халате. Штольц же – его полная противоположность: деятельный, энергичный, расчётливый прагматик. Он постоянно в движении, его жизнь – это череда дел и поездок. Антитеза проявляется во всём: в портрете (полный, апатичный Обломов и худощавый, подвижный Штольц), в воспитании (тепличная Обломовка и трудовая школа жизни Штольца), в отношении к любви (романтическая, но быстро угасающая страсть Обломова и глубокая, дружеская привязанность Штольца). Однако Гончаров, мастер псих

Роман Ивана Гончарова «Обломов» построен на системе ярких противопоставлений, центральным из которых является антитеза двух главных героев – Ильи Обломова и Андрея Штольца. Этот художественный приём служит главным инструментом для раскрытия авторского замысла и глубины конфликта между двумя жизненными философиями.

С первых страниц романа читатель видит контраст. Обломов – это воплощение созерцательного начала, апатии и «обломовщины» как явления. Его идеал – покой, безмятежность и уют, а его стихия – диван в засаленном халате. Штольц же – его полная противоположность: деятельный, энергичный, расчётливый прагматик. Он постоянно в движении, его жизнь – это череда дел и поездок. Антитеза проявляется во всём: в портрете (полный, апатичный Обломов и худощавый, подвижный Штольц), в воспитании (тепличная Обломовка и трудовая школа жизни Штольца), в отношении к любви (романтическая, но быстро угасающая страсть Обломова и глубокая, дружеская привязанность Штольца).

Однако Гончаров, мастер психологического анализа, избегает примитивного противопоставления «хороший» – «плохой». Антитеза здесь носит диалектический характер. Автор показывает не только внешние различия, но и внутреннюю связь героев, их взаимное притяжение. Они дополняют друг друга: мечтательная, тонкая душа Обломова нуждается в практицизме Штольца, а рациональному Штольцу, в свою очередь, дорога «голубиная нежность» сердца его друга. Они – два полюса русской жизни, два разных типа личности, каждый из которых по-своему ущербен. В этом и заключается глубина замысла Гончарова: идеал, по его мнению, лежит в гармонии «обломовской» душевности и «штольцевской» деятельной энергии.

Таким образом, приём антитезы позволяет Гончарову не просто создать яркие характеры, но и поднять важнейшие социально-философские вопросы о смысле жизни, идеале человека и путях развития России, заставляя читателя задуматься над вечным противоречием между созерцанием и действием.