Найти в Дзене
Help English

Грамматика для детей. Как учить грамматике быстро и без слёз? Ч.1

Что в школе любят даже больше, чем диктанты? Конечно, грамматику! Сразу скажу почему: легко объяснить, легко найти задания, легко проверить и выставить оценки всему классу сразу. Но и ... списать тоже легко. Грамматика английского языка местами непривычна, но достаточно легка для понимания. Уже в начальной школе что-то ломается. Дети грамматику не понимают, тесты пишут плохо, использовать правила на практике не могут. Почему все плохо? Грамматика не усваивается из табличек и упражнений с раскрытием скобочек. Особенно у детей. Грамматика усваивается из контекста. С детьми надо много раз повторять одни и те же конструкции в разных контекстах. Устно. Ртом. Голосом. Сначала устная отработка (как можно больше), только потом читаем и пишем упражнения с этой конструкцией. Как обеспечить многократное устное повторение? Тут нам на помощь приходят картинки или карточки. Ну или физические предметы. Этот метод можно использовать в обычной школе. И родителям дома. Например, нам надо заложить to

Что в школе любят даже больше, чем диктанты? Конечно, грамматику! Сразу скажу почему: легко объяснить, легко найти задания, легко проверить и выставить оценки всему классу сразу. Но и ... списать тоже легко.

Грамматика английского языка местами непривычна, но достаточно легка для понимания. Уже в начальной школе что-то ломается. Дети грамматику не понимают, тесты пишут плохо, использовать правила на практике не могут.

Почему все плохо? Грамматика не усваивается из табличек и упражнений с раскрытием скобочек. Особенно у детей. Грамматика усваивается из контекста. С детьми надо много раз повторять одни и те же конструкции в разных контекстах. Устно. Ртом. Голосом. Сначала устная отработка (как можно больше), только потом читаем и пишем упражнения с этой конструкцией.

Как обеспечить многократное устное повторение?

Тут нам на помощь приходят картинки или карточки. Ну или физические предметы. Этот метод можно использовать в обычной школе. И родителям дома.

Результат учительского творчества. Много времени - мало выхлопа.
Результат учительского творчества. Много времени - мало выхлопа.

Например, нам надо заложить to be. В русском языке аналог этого глагола в настоящем времени отсутствует, так что все новички его пропускают. Наша задача - довести использование этого глагола до автоматизма. Никакой дракон с 3мя головами вам не поможет - зря потратите время (пробовала, рисовали). Дети, может, и поймут, но понимать мало, надо практиковать. Рассказывая про дракона, вы забираете время практики. Берем карточки/картинки/игрушки с очень простыми словами: рыбка, кошка, собачка... Показываем и называем: It is a cat. It is a dog... и т.д. Потом добавляем цвета и снова: The cat is red. The dog is black. Потом добавляем другие слова. Для ребенка новым должно быть что-то одно: либо слова, либо грамматика. И так гоняем все это по кругу.

Мои карточки. Неидеальные, но лучше не нашла. Купила на вб.
Мои карточки. Неидеальные, но лучше не нашла. Купила на вб.

Потом начинаем читать и писать. Потом делаем упражнения с пропущенными глаголами. Кстати, все это кажется долгим, но на самом деле занимает не так много времени: дети быстро схватывают.

Вот они выучили уже животных. Берем знакомые слова и добавляем их в новую конструкцию: I have got a cat. I have got a dog. Потом новые слова. Потом 2 конструкции на 1 карточку: I have got a cat. It is black. И так далее.

Что нам понадобится? Набор карточек или тематических картинок. И здесь есть минус: пока я не нашла в продаже идеальный набор карточек (нужные слова в ед. и множ. числе, отсутствие транскрипции). Хоть сама рисуй!

Если вы родитель, вам понадобится самое базовое знание грамматики, умение читать и сносно произносить. Все это можно вспомнить с помощью ютуба.

Если вы учитель, такие карточки сократят вам время на подготовку. А игр и активностей с ними можно придумать много.

Такие схемы детям не подойдут.
Такие схемы детям не подойдут.

Что происходит в школе? Авторы Спотлайт почему-то решили, что можно в головы детей загрузить все и сразу, а учителя работают по нему как могут (часто не могут), потому что УМК написан без учета русской педагогической традиции. И вот они прошли ту би, заданий и упражнений в учебнике не хватает, про карточки учитель ничего не знает, глагол не закрепился, а в учебнике уже новая конструкция. В итоге в голове - каша. То есть учитель должен глубоко перекроить этот недоучебник, чтоб научить детей. А все ли могут? У меня нет ни сил, ни времени, ни желания - мне не платят за написание учебников. Спотлайт в началке поражает отсутствием внятной структуры. С 5 класса она появляется (неадекватная, но переделать сильно легче).

Поэтому работа с карточками, предметами и картинками - самый простой способ научить детей использовать грамматику в речи. 10-15 минут от урока с ними можно работать, в том числе используя лексику из учебника. Конечно, можно и нужно добавлять песенки с этой конструкцией, стишки, аудирование - если у вас есть время и возможности. Я написала про самый минимум.

Такие задания не надо детям давать...
Такие задания не надо детям давать...

И вот только когда конструкция закрепилась в речи, имеет смыл давать упражнения, где что-то пропущено. Предварительно объяснив, как это выполнять. Это отдельный навык, его тоже надо тренировать. Часто дети, которые хорошо говорят, пишут тесты на 2, потому что просто не могут понять, что от них требуется. Я не против письменных заданий, очень даже за. После устного усвоения, а не до или вместо. Это особенно важно для детей!

Что касается детей 4-5 классов и взрослых, то мы можем ускорить процесс с помощью чтения. Когда есть текст, где много используется одна и та же конструкция.

Ставьте лайки, если вас заинтересовала эта тема, и я сниму видео, как мы играем с сыном с карточками.

И пишите в комментариях, какая грамматика вас интересует, чтоб я показала ее в видео.

Первым видео появятся в моём ТГ канале, подписывайтесь!