EL-Комитетом НОПСМ за 5 лет работы на кабельном рынке накоплен колоссальный опыт судебно-претензионной работы с продавцами некачественной кабельной продукции: на сегодняшний день нашей юридической службой выиграно 67 дел, еще около 20 дел рассматриваются судами различных инстанций.
Во время судебных разбирательств продавцы кабельной продукции, не соответствующей ГОСТ, искренне недоумевают от самого факта претензий в их адрес и приводят самые разные доводы своей «правоты», которые зачастую не опираются ни на нормы законов, ни на здравый смысл. Вот лишь некоторые из них:
➕общественные объединения не имеют права (полномочий) для проведения проверок продавцов кабельной продукции!
➕продавец не должен отвечать за качество кабельной продукции, которую он реализует. Все бремя ответственности должно лежать на производителе продукции!
➕все споры по качеству кабельной продукции должны разрешаться в арбитражных судах, так как закупку образцов осуществляет юридическое лицо!
➕протокол испытаний не является легитимным доказательством вины продавца в реализации некачественного кабеля!
➕исковые требования к продавцу некачественного кабеля могут предусматривать возмещение только стоимости образцов продукции!
➕продавец некачественного кабеля не обязан оплачивать проведение дополнительной (судебной) экспертизы спорных образцов!
➕исковые требования к продавцам кабельной продукции недопустимы, если они были оштрафованы органами государственного контроля по результатам обращений общественных организаций!
В рамках рубрики #КабельPROсвет мы начинаем цикл публикаций, в которых наши юристы прокомментируют подобные «доводы» и ответят на острые вопросы по этой теме.
Очень хочется верить, что этот материал обязательно найдет своего читателя и позволит сэкономить время и силы всем участникам судебных процессов (текущих и будущих).
Общественные объединения не имеют права (полномочий) для проведения проверок продавцов кабельной продукции.
Это действительно так. Проверки в отношении хозяйствующих субъектов (юридических лиц, продавцов) могут проводить только государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями в соответствии с федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
🖋 Вместе с тем практика судебно-претензионной работы EL-Комитета НОПСМ и его юридической службы в лице общественной организации по защите прав потребителей опирается на норму ч. 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая устанавливает право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров, а также соответствия потребительских свойств товаров заявленной продавцами (изготовителями) информации о них. Эта же статья раскрывает право таких организаций:
⬇️ вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров, не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям;
⬇️ обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Описанные действия не являются проверкой продавца (хозяйствующего субъекта), а представляют собой независимую оценку качества реализуемой им кабельной продукции.
Важным моментом здесь является то, что для реализации данных прав общественным объединениям не требуется наличие жалоб от конкретных потребителей на качество исследуемой продукции – такие отборы продукции для испытаний не запрещено проводить инициативно.
Продавец не должен отвечать за качество кабельной продукции, которую он реализует. Все бремя ответственности должно лежать на производителе продукции.
🚫 Это не так. В соответствии со статьей 14.43 КоАП России ответственность за нарушение требований технических регламентов в равной степени распространяется на изготовителя и продавца. Статья 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» прямо указывает, что именно продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору (прим. – в условиях публичной оферты – требованиям законодательства и национальных стандартов). Это значит, что и претензии по качеству товара должен принимать именно продавец, что подтверждается статьей 503 ГК России.
Положения законодательных актов по данному вопросу указывают на обязанность продавца:
📄 проверять качество продукции перед принятием ее для последующей реализации, а также сопроводительные документы к ней (сертификаты соответствия, если речь идет о кабельной продукции);
📄 обеспечить надлежащие условия хранения продукции от момента принятия до момента реализации, чтобы не ухудшить ее потребительские свойства.
Описанное выше никаким образом не снимает ответственности за выпуск в обращение некачественной кабельной продукции с её производителей (о чем мы также неоднократно писали), которые привлекаются судом в качестве третьих лиц на стороне ответчика (продавца). После удовлетворения продавцом претензий конечного потребителя или общественных объединений потребителей (в добровольном или судебном порядке) он вправе потребовать (в порядке регресса) возмещения понесенных убытков с производителя.
В последующих публикациях мы подробно рассмотрим вопросы подсудности по искам общественных объединений, состав денежных и иных требований к продавцам некачественного кабеля и многие другие нюансы претензионно-судебной работы с недобросовестными участниками рынка.
До встречи через неделю!
#КабельPROсвет