Сразу к делу 💨
Излишнее давление воздуха снизу — всегда приводит к зажимам. Звук прерывается, горло зажимается, голос устает, ощущается пение жестко, тон не строит иногда и не звучит. Это напряжение видно и слышно у вокалиста. И с этим часто сталкиваются начинающие.
Недостаток давления работает противоположно, но приводит к похожему результату: голос становится снова нестройным, неоформленным, «вялым», — и это ровно то, что мы обычно называем неуверенностью.
В обоих случаях тело начинает “помогать” связкам напряжением — или из-за избытка давления, или из-за недостатка. И результат один: вокальный зажим.
Вот почему регулировать давление воздуха снизу — не дополнительный навык, а центральная часть пения. Это влияет не только на красоту звука, но и на выносливость, здоровье и то, насколько комфортно вы ощущаете себя в голосе.
✨ Опора - есть ли она
Да, она есть. Но все немного интереснее. Она каждый раз разная.
В вокале очень многое возвращается к важному механизму — тому, как мы создаём давление снизу и опираемся на него.
Опора — это по сути напор воздуха снизу, имеющий определенное давление. И самый главный вопрос — какое?
И вот тут появляются разные контексты.
⬆️ Контексты давления в вокале
Пение — это не единый поток, который остаётся одинаковым во всех ситуациях. В пении давление меняется постоянно, потому что меняются контексты.
Что такое контексты в вокале?
1. Разная высота звука.
На разной высоте мы совершенно по-разному создаём звук в пении.
Отследите, на какой высоте вам нужно больше давление, а на какой — меньше. Ориентиром для этого должен быть комфорт и естественное, удобное звучание.
При этом голос всё равно не будет равномерным: низкие ноты будут звучать тише, высокие — громче (на речевом голосе особенно заметно). Но вам должно быть комфортно, хотя и не одинаково — звуки не будут полностью одинаковыми.
Регуляция давления на разных нотах диапазона — это очень важный элемент, который нужно освоить каждому начинающему вокалисту.
2. Тип смыкания.
При разном типе смыкания нам нужно разное давление. На толстом смыкании оно больше, на тонком меньше. Это связано с силой толстых тканей и легкостью тонких - разное сопротивление.
3. Наличие или отсутствие воздуха.
Когда мы делаем субтон или фальцет, воздух выходит быстрее, давления нужно больше, и вдох мы делаем чаще.
Когда звуки не воздушные и связки не пропускают воздух — давления нужно меньше, и это нужно каждый раз регулировать в каждом буквально слове или слоге, в зависимости от того, как мы решим петь.
4. Гласные.
Они могут быть более широкие и открытые или более узкие и прикрытые, а также согласные: одним словом, артикуляция. Артикуляция создает разную резонацию и это влияет на нужное нам давление.
Прикрытые гласные (например, у) требуют меньшего давления, чем более открытые гласные (например, а).
Хотя это тоже можно регулировать внутри, создавая примерно одинаковые условия, но разница всё равно ощутимая: звук и требует меньшего давления, звук э — по ощущениям — большего.
Но скажу вам, что звук э можно петь примерно как звук и, и просто работать ртом — артикуляцией. Это такой небольшой секрет, о котором знают вокалисты: он позволяет не выдавать большое давление, не раскрывать много потенциала, то есть экономить силы и дыхание.
Как мы тренируем дыхание и давление
Регулировка давления — это тот навык, который всегда приходит, если соблюдать три простых условия:
— заниматься регулярно, повторяя правильные варианты, те которые создают одновременно и удобство и красивый по вашим оценкам звук — звук который вам нравится;
— работать маленькими фрагментами: не песней целиком, а 2–3 нотами, 1–2 словами и в них регулировать звук и привыкать;
— держать фокус внимания, понимать, что вы делаете и зачем. Не делать бессмысленно, как попало и непонятно зачем. А оттачивать именно нужное ощущение и действие.
Когда это есть — автоматизм появляется как естественный результат.
И вместе с ним появляется свобода.
Мы работаем с давлением постепенно и пошагово
⬜️ Курс “Дыхание” — базовая работа с давлением, потоком воздуха и ощущением опоры.
🟦 Курс “Звукоизвлечение 1 часть. Речевой регистр” — где вы учитесь не давить лишнее и находить удобный речевой звук.
🟪 Курс “Звукоизвлечение 2 часть. Микст, фальцет” — тонкое смыкание, лёгкое давление и умение отпускать.
🔷 Курс “Переходы между регистрами“ — быстрые переключения давления и координации.
🟧 Курс «Артикуляция и дикция в вокале. Базовый» — как гласные и согласные меняют звукоизвлечение и влияют на давление.
Во всех этих курсах есть одна цель — чтобы давление стало автоматическим, не занимало вашу оперативную память. Чтобы вы думали о песне, смысле и наслаждались пением, а не думали сколько давить. Но сначала мы осознаём, замечаем и регулируем. Потом тело делает это само.
Подробнее о курсах здесь:
🟥🟧🟨 Обучающие курсы вокала и отзывы
Телеграм-канал о музыке и вокале. Добро пожаловать!
Занимайтесь, друзья!
Эта работа всегда приносит ощущение роста. Голос меняется, и меняетесь вы — появляется лёгкость, пространство и та самая свобода творчества, о которой все говорят, но которой невозможно добиться без тонкой настройки давления.
Успехов вам!
Юлия Кантонистова