Найти в Дзене
Записки о Москве

Старинная музыка в современной опере

Вчера посетил уникальное мероприятие, которое состоялось в Российской государственной библиотеке (РГБ). Организаторы назвали подобное мероприятие оперной инсталляцией. В билете написано «PERFORMA(R) Silent Opera». Только это не простая опера, а опера в жанре пастиччо. А ещё подобное представление по-русски называют перформансом. Перед посещением этой оперы я немного ознакомился с терминологией и написал об этом подробную статью. Если кратко, то жанр пастиччо подразумевает использование в каком-то музыкальном произведении музыки из других произведений, по сути, попурри. А перформанс отличается от обычного представления участием зрителей в сюжете. Перформанс проходил в читальном зале №3. В 1979 году этот читальный зал прославился на всю страну. Именно здесь героиня фильма "Москва слезам не верит" Людмила Свиридова искала себе женихов. Снять зал с той же точки как в фильме, возможности не было. Там стояла осветительная аппаратура, а также ходили профессиональные фотографы. Зрители распо
Оглавление

Вчера посетил уникальное мероприятие, которое состоялось в Российской государственной библиотеке (РГБ).

Что это было?

Организаторы назвали подобное мероприятие оперной инсталляцией. В билете написано «PERFORMA(R) Silent Opera».

Только это не простая опера, а опера в жанре пастиччо.

А ещё подобное представление по-русски называют перформансом.

Перед посещением этой оперы я немного ознакомился с терминологией и написал об этом подробную статью.

Если кратко,

то жанр пастиччо подразумевает использование в каком-то музыкальном произведении музыки из других произведений, по сути, попурри.

А перформанс отличается от обычного представления участием зрителей в сюжете.

Место действия

Перформанс проходил в читальном зале №3.

В 1979 году этот читальный зал прославился на всю страну. Именно здесь героиня фильма "Москва слезам не верит" Людмила Свиридова искала себе женихов.

-3

Снять зал с той же точки как в фильме, возможности не было. Там стояла осветительная аппаратура, а также ходили профессиональные фотографы.

-4

Форма

Зрители расположились в читальном зале, и в этом же зале происходило действие. Сцена тоже присутствовала, но роль её была второстепенной.

-5

На билетах нарисовали перечёркнутый фотоаппарат, и я уже начал беспокоиться, что не смогу показать вам фотографии, но мои опасения оказались напрасными.

-6

В зрительном зале была очень демократичная обстановка. Можно было не только фотографировать, но и ходить по залу во время представления.

Участие зрителей

Актёры время от времени ходили по читальному залу и подбирали зрителей для участия в перформансе. Они подходили к подходящей кандидатуре, о чём-то разговаривали, а потом зритель шёл на сцену.

-7

Петь зрителю не требовалось. Его всего лишь выводили на сцену, немного наряжали, и он стоял на сцене, пока актёры не подберут ему смену.

На фото одна из зрительниц на сцене. На неё просто накинули красный плащ. В числе приглашённых были не только женщины, но и мужчины

-8

В то время как наряженный зритель стоял на сцене, его изображение транслировалось на потолке читального зала.

-9

Содержание

Для лучшего понимания происходящих событий зрителям выдали партитуру оперы.

В партитуре отмечалось, что всё действие оперы делиться на десять частей, для каждой части подбирался новый человек из числа зрителей.

Части назывались книгами. Например, «Книга Наваждений», «Книга Триумфа», «Книга Снов» и т.д.)

-10

Каждой части, то есть книге, соответствовала музыка одного композитора. Среди известных мне персон оказались Георг Фридрих Мендель, Антонио Вивальди и Николай Попов.

Каждая книга решала какую-то философскую проблему. Например, в «Книге Выбора» предполагалось задуматься о выборе.

-11
Выбор – это иллюзия, когда все дороги ведут к сожалению.
Когда выбор невозможен, остаётся случай.
Вы доверите судьбу случаю или возьмёте вину на себя?

И так в каждой части.

-12

Музыка

Философия важна, но главным в опере всё же считается музыка. При исполнении арий актёры ходили по залу и даже забирались на балкон. Весь перформанс был построен на единении артистов и зрителей.

Мы здесь, мы вместе.

-13

Конечно, я не отличу музыку одного композитора от другого, несмотря на то, что мне знакомо имя Антонио Вивальди.

Подбор музыкальных фрагментов мне понравился.

-14

Жаль только, нигде не было отмечено, кто эти исполнители и откуда они взялись. Подобная информация не была бы лишней.

Судя по их возрасту, артисты вполне могли оказаться студентами музыкальных училищ.

-15

Впечатления

Подводим итоги.

Опыт посещения данного мероприятия был очень интересным. Я впервые в жизни посетил РГБ, что само по себе уже событие.

На перформансе я тоже побывал впервые. Действие продолжалось всего час, и я не заскучал.

Уже хороший признак.

Для расширения кругозора очень полезное времяпровождение.

-16

Я не могу дать вам совет непременно сходить и послушать данную оперу.

В тот вечер состоялись два представления, и, мне кажется, что это было разовым мероприятием.

-17

В статье по ссылке больше подробностей о терминологии: