Найти в Дзене
Доктор Антикризис

Депрессия — подруга несостоявшейся любви

Ко мне в терапию обратился мужчина. Сорок семь лет. Всё есть: жена, дети, внуки, дом, бизнес, уважение. И ко всему этому прилагается тёплая, уютная пустота.
Полгода он «не живёт».
Не болен. Не сломлен. Просто депрессивное состояние. Говорит так: «Я не хочу умирать. Но и жить тоже не хочу. Как будто меня нет». В терапии стал всплывать не как воспоминание, а как боль, которая вернулась домой, образ первой любви. Той, что была всё, но которую он отвергл.
Не из-за измены. Не из-за страха. А из-за репутации.
Потому что у неё был «неправильный» отец, а он строил важную карьеру и мечтал о «правильной» жизни. Он тогда выбрал не женщину.
Он выбрал «свое будущее».
И с тех пор (двадцать пять лет) жил так убедительно безупречно, что сам забыл для чего. Теперь, когда дети выросли, дом устоялся, а карьера достигла вершины, маска стала тяжелее лица.
И тогда пришла Она.Депрессия. Не как наказание. Не как слабость.
А как подруга, та что помнит его живым. Но что делать теперь? Бросить жену? Найти т

Ко мне в терапию обратился мужчина. Сорок семь лет. Всё есть: жена, дети, внуки, дом, бизнес, уважение. И ко всему этому прилагается тёплая, уютная пустота.
Полгода он «не живёт».
Не болен. Не сломлен. Просто депрессивное состояние.

Говорит так:

«Я не хочу умирать. Но и жить тоже не хочу. Как будто меня нет».

В терапии стал всплывать не как воспоминание, а как боль, которая вернулась домой, образ первой любви. Той, что была всё, но которую он отвергл.
Не из-за измены. Не из-за страха. А из-за репутации.
Потому что у неё был «неправильный» отец, а он строил важную карьеру и мечтал о «правильной» жизни.

Он тогда выбрал не женщину.
Он выбрал «свое будущее».
И с тех пор (двадцать пять лет) жил так убедительно безупречно, что сам забыл для чего.

Теперь, когда дети выросли, дом устоялся, а карьера достигла вершины, маска стала тяжелее лица.
И тогда пришла Она.Депрессия.

Не как наказание. Не как слабость.
А как подруга, та что помнит его живым.

Но что делать теперь?

Бросить жену? Найти ту женщину? «Заняться собой»?

Вот здесь начинается самое сложное. Не в терапии. В жизни.

Клиент, столкнувшись с правдой, почти всегда предлагает иллюзорное решение:
«Я уйду от жены. Найду ту, первую. И начну жить по-настоящему».

Это не прозрение. Это фантазия завершения.
Фантазия, в которой другой человек становится спасителем, а прошлое обещанием будущего счастья.

Психоанализ называет это попыткой избежать работы с утратой.
Потому что настоящая первая любовь не та женщина, а то состояние души, в котором он был способен рисковать ради желания, чувствовать, ошибаться и т.д..
А та женщина давно живёт другой жизнью. У неё свои дети, свои утраты, своя история. Она не символ. Она человек. И превращать её в средство собственного спасения — значит повторить ту же ошибку: использовать другого ради своей идентичности.

Фрейд в «Трауре и меланхолии» писал: меланхолик не может отпустить объект, потому что отождествился с ним.
Но в этом случае — наоборот: пациент не отождествился, а вытеснил.
И теперь хочет восстановить объект, чтобы восстановить себя.

Лакан бы сказал: он ищет реальное, но путает его с воображаемым.
Его желание направлено не на женщину, а на восстановление целостности, утраченной в момент кастрационного выбора — когда он выбрал Закон (репутацию, порядок, «успешного парня») вместо Желания.

А что с женой?

Жена не враг. Жена соучастница его маски.
Она поддерживала его выбор. Она не мешала ему быть «правильным».
И в этом их тихий договор: «Я не требую твоей страсти — ты не требуешь моей».

Разрушить такой договор значит не просто развестись, а пережить кризис идентичности вдвоём.
Потому что если он уйдёт, он не станет свободным. Он станет виноватым.
А если останется будет отравлять её своей немотой.

В терапии мы не решаем: уходить или нет.
Мы работаем с другим вопросом:

«Можешь ли ты принять, что та любовь утрачена навсегда?
И всё же позволить себе желать снова?
Не её. А жизнь как таковую?»

Потому что депрессия не про возвращение прошлого.
Она про рождение настоящего — здесь, сейчас, с тем, что есть.

«Заняться собой» опасная иллюзия или выход?

Современный дискурс предлагает: «Займись собой!»
Но что это значит?
Купить абонемент в спа? Начать вести дневник? Уехать в отпуск одному?

Бион называл такие действия бета-элементами — попытками вытеснить тревогу, не переварив её.
Настоящая работа с собой, это не уход от ответственности, а вход в неё.
Это принятие, что ты не жертва обстоятельств, а автор своего выбора.
Даже того, который сделал 25 лет назад.

«Заняться собой» это:
— перестать винить жену в своей же холодности,
— перестать идеализировать первую любовь,
— перестать ждать, что «жизнь начнётся»,
— и начать жить сейчас, даже если это больно, неловко, не «как в мечтах».

Депрессия не даёт решений. Она даёт вопрос

И этот вопрос звучит так:

«Ты готов перестать быть тем, каким удобно и стать тем, кто чувствует себя живым?»

Это не про отношения.
Это про онтологическую смелость.

И если человек отвечает «да», он не обязательно уходит.
Он возвращается, но уже другим.
Он говорит жене: «Я был мёртв. Теперь я пробуждаюсь. Ты со мной или нет?»
Он смотрит в зеркало и видит не «идкального мужчину», а человека с нервами, слабостями, желаниями.

И тогда депрессия отступает.
Не потому что «всё решилось».
А потому что наметился путь к правде, и каждый шаг ей на встречу окрашен радостью узнавания и вспоминания Себя.

Книга, которая не лечит, а понимает

Всё, о чём я пишу, нашло своё поэтичное и мудрое отражение в книге Симоны Мацлиах-Ханох «Сказки обратимой смерти: целительная сила депрессии».

Это не руководство к действию.
Это приглашение подумать.

Автор смело говорит, что культура годами заглушала: депрессия естественный, целительный процесс, подобный воспалению или лихорадке. Мы стремимся «сбить» ее, вернуться к «норме», но на самом деле, мешаем душе завершить то, что было прервано.

Итого:
— депрессия приходит, когда мы не даём себе горевать по ушедшей любви, по утраченному «я», по мечте, которая не сбылась;
— она голос тени (в юнгианском смысле), той части нас, которую мы вытеснили, чтобы быть «хорошими»;
— и она мудрая подруга, которая принудительно выключает нас из бега, чтобы мы, наконец, услышали себя.

Особенно трогательно, как Симона Мацлиах-Ханох раскрывает сказки как древнейшие терапевтические нарративы. Спящая Красавица, Персефона, Психея — все они проходят через «обратимую смерть», чтобы родиться заново. Их спасает не принц извне, а внутренняя жажда жизни, которая ждала своего часа.

Если вы чувствуете, что «застряли», что «всё есть, но ничего не радует», не спешите «взбодриться».
Возьмите эту книгу.
Посидите в тишине.
И позвольте депрессии, своей подруге несостоявшейся любви сделать свою работу.

Потому что за смертью — всегда возрождение.

С уважением, пожеланием здоровья и верой в ваш потенциал,
Виктория Вячеславовна Танайлова

Системный психолог, психогенетик, эксперт по эффективным стратегиям выхода из кризиса и болезней через активацию ресурсного состояния сознания

тел. +79892451621 (MAX, WhatsApp, telegram)