Я бы охарактеризовала эту пьесу как инструкцию по финансовой грамотности. Но не только.
Прочитала пьесу А.Н.Островского «Волки и овцы» для марафона:
Действие пьесы происходит в губернском городе. Среди героев помещики и помещицы. Кто-то богат, кто-то беден. Рядом с ними множество разного народа от плотников и столяров, до старых дев и судебных чиновников.
Первой на сцену выходит Меропия Давыдовна Мурзавецкая, по мере чтения пьесы, понимаешь, что очень легко изменить вторую букву фамилии и проявиться вся сущность этой барыни.
Госпожу Мурзавецкую снедает желание избавиться от племянника с возвышенным именем - Аполлон, который замучил ее своими тратами, долгами и беспутным образом жизни. Сделать это можно только одним способом: женить его на богатой женщине.
Есть на примете молодая вдова Евлампия Николаевна Купавина.
Но Евлампия Николаевна нажилась со старым мужем, и не нарадуется своей свободе.
Себе в помощники Меропия Давыдовна берет семейного юриста Вукола Наумыча Чугунова. Стали думать, как принудить Евлампию Николаевну пойти замуж за Аполлона Мурзавецкого.
Вукол Наумыч вытаскивает из кармана интересный документ: обещание покойного мужа Евлампии отдать некоторую часть денег брату Мурзавецкой, отцу Аполлона. Старик Купавин умер, а обещание не выполнил. Письмо, хотя и угрожает сибирской каторгой , но так заманчиво обещает прижать Евлампию Николаевну, что Мурзавецкая и Чугунов решают дать бумаге ход. Племянник Чугунова - Горецкий оказался великим мастером и может еще пригодится:
Думали, ничего из парня не выйдет, не учился нигде и грамоте едва знает, отдали частному землемеру в помощники, так — все одно что бросили... И, вдруг, какое дарование открылось! Что хотите дайте, точка в точку сделает.
Меропия Давыдовна вызывает к себе бедную родственницу Глафиру Алексеевну.
Мурзавецкая. Я тебя свезу сегодня к Купавиной; подружись с ней, да в душу-то к ней влезь; она женщина не хитрая; а тебя учить нечего.
Глафира. Слушаю, матушка.
Мурзавецкая. Да коли увидишь, что Мишка Лыняев обходит ее, так не давай им любезничать-то, а постарайся разбить, очерни его перед ней, — а Аполлона хвали!
Глафира. О, с удовольствием, матушка, с удовольствием.
Мурзавецкая. Да и сама-то на Лыняева глаз не закидывай! У меня для него готова невеста.
Глафира. Мои мечты другие, матушка; моя мечта — келья.
Охота на Купавину начинается, но не только на нее…
Мишка Лыняев – это Михаил Борисович Лыняев, богатый барин, лет под пятьдесят.
В один из дней, Лыняев заехал к Мурзавецкой, и та стала допрашивать помещика, почему он так сторонится общества. Тот ответил, что боится, что женят.
Мурзавецкая. Так вот отчего ты людей-то боишься.
Лыняев. Да разве кругом нас люди живут?
Мурзавецкая. Батюшки! Да кто же, по-твоему?
Лыняев. Волки да овцы. Волки кушают овец, а овцы смиренно позволяют себя кушать.
Мурзавецкая. И барышни — тоже волки?
Лыняев. Самые опасные. Смотрит лисичкой, все движения так мягки, глазки томные, а чуть зазевался немножко, так в горло и влепится.
В это время, приехавшая к Купавиной Глафира, открывает перед той свои намерения: в черном она ходит, не потому что на самом деле мечтает о монастыре. В черном загадочнее выглядишь, чем в линялых обносках. А мечта у Глафиры - выйти замуж за богатого и жертва уже найдена.
Лыняев — единственный человек, за которым я могу жить так, как мне хочется, как я привыкла; всякая другая жизнь для меня тягость, бремя, несчастие — хуже смерти …для этого я готова употребить все дозволенные и даже не дозволенные средства…
Смешалось все в доме Евлампии Николаевны: Чугунов с предложением подписать вексель, Аполлон с предложением руки и сердца, и денег подзанять, Горецкий тоже бродит за воротами с новыми идеями.
А у Лыняева гость – давний знакомый, прибывший из Петербурга, с многообещающей фамилией - Беркутов. Василию Ивановичу, лет сорок. Лысоват, но очень энергичен.
Лыняев. Значит, ты к нам надолго?
Беркутов. Нет. После, может быть, и совсем здесь поселюсь; а теперь мне некогда: у меня большое дело в Петербурге. Я приехал только жениться.
Лыняев. На ком?
Беркутов. Что за вопрос! На Евлампии Николаевне.
Лыняев. Разве у вас уж кончено?
Беркутов. Еще и не начиналось.
Лыняев. Еще и не начиналось, а ты уж так уверенно говоришь?
Беркутов. Да никаких причин не вижу сомневаться... Ох, брат, уж я давно поглядываю.
Лыняев. На Евлампию Николаевну?
Беркутов. Нет, на это имение, ну и на Евлампию Николаевну, разумеется. Сколько удобств, сколько доходных статей, какая красивая местность. (Указывая в дверь.) Погляди, ведь это роскошь! А вон, налево-то, у речки, что за уголок прелестный! Как будто сама природа создала его...
Лыняев. Для швейцарской хижинки?
Беркутов. Нет, для винокуренного завода.
Каков господин?
Столько желающих, а Купавина только в одном лице. Что же сама Евлампия Николаевна по этому поводу думает?
Мурзавецкая. Замуж хочется?
Купавина. Нет, я еще и не думала замуж идти… Куда мне торопиться-то? Мне уж надоело под чужой опекой жить, хочется попробовать пожить на своей воле.
Как перекликаются ее слова со словами Лыняева ( особенно после общения с Глафирой):
А какая она хорошенькая, какая милая, умная! Ведь вот долго ли! Посидишь этак вечера два еще с ней — и начнешь подумывать; а там только пооплошай, и запрягут! Хорошо еще, что она в монастырь-то идет; а то бы и от нее надо было бегать. Нет, поскорей поужинать у них да домой, от греха подальше, только она меня и видела. А после хоть и увижусь с ней, так только «здравствуйте!» да «прощайте!» Хороша ты, Глафира Алексеевна, а свобода и покой, и холостая жизнь моя лучше тебя.
Неужели волки сожрут овечек? Ситуация, когда простота хуже воровства.
Островский как в увеличительное стекло показывает своих персонажей, без всяких прикрас.
Комедией назвал великий драматург эту пьесу, но за смешными героями видится жадность и глупость, подлость и наивность, равнодушие и страх, взять на себя ответственность за свои поступки. И остается некоторым жить по чужой указке.
Вспомнился сюда же рассказ А.П.Чехова «Размазня».
«Волки и овцы» прекрасное произведение, предлагающее читателю подумать о себе: в чьей он команде? Или это просто фантазия писателя и все не так однозначно?
Очень нравится фильм И.Масленникова «Русские деньги» 2006 года, снятый по мотивам пьесы. Алла Демидова в роли Меропии Давыдовны.
Читали? Смотрели?