Найти в Дзене
В море книг

Деяния Фауста

В середине 19-го века «Фауст» Гёте был необычайно популярен. Очень многие писатели брались за перевод шедевра Гёте. Переводил отдельные части и Иван Сергеевич Тургенев. Он был буквально очарован «Фаустом». Восхищался тем, какое влияние оказывало произведение Гёте на сердца людей. В 1856 году И.С. Тургенев пишет рассказ «Фауст». Необычен этот рассказ уже тем, что он в письмах. Мы снова погружаемся в прекрасный мир эпистолярного жанра. Вот интересно, может ли сейчас кто-нибудь писать столь интересные, содержательные письма? «Четвертого дня прибыл я сюда, любезный друг, и, по обещанию, берусь за перо и пишу к тебе. Мелкий дождь сеет с утра: выйти невозможно; да и мне же хочется поболтать с тобой. Вот я опять в своем старом гнезде, в котором не был — страшно вымолвить — целых девять лет. Чего, чего не перебывало в эти девять лет! Право, как подумаешь, я точно другой человек стал. Да и в самом деле другой: помнишь ты в гостиной маленькое, темненькое зеркальце моей прабабушки, с такими стран

В середине 19-го века «Фауст» Гёте был необычайно популярен. Очень многие писатели брались за перевод шедевра Гёте. Переводил отдельные части и Иван Сергеевич Тургенев. Он был буквально очарован «Фаустом». Восхищался тем, какое влияние оказывало произведение Гёте на сердца людей. В 1856 году И.С. Тургенев пишет рассказ «Фауст». Необычен этот рассказ уже тем, что он в письмах. Мы снова погружаемся в прекрасный мир эпистолярного жанра. Вот интересно, может ли сейчас кто-нибудь писать столь интересные, содержательные письма?

«Четвертого дня прибыл я сюда, любезный друг, и, по обещанию, берусь за перо и пишу к тебе. Мелкий дождь сеет с утра: выйти невозможно; да и мне же хочется поболтать с тобой. Вот я опять в своем старом гнезде, в котором не был — страшно вымолвить — целых девять лет. Чего, чего не перебывало в эти девять лет! Право, как подумаешь, я точно другой человек стал. Да и в самом деле другой: помнишь ты в гостиной маленькое, темненькое зеркальце моей прабабушки, с такими странными завитушками по углам,— ты всё, бывало, раздумывал о том, что оно видело сто лет тому назад,— я, как только приехал, подошел к нему и невольно смутился. Я вдруг увидел, как я постарел и переменился в последнее время. Впрочем, не я один постарел. Домишко мой, уже давно ветхий, теперь чуть держится, весь покривился, врос в землю.
Мой любимый дубок стал уже молодым дубом. Вчера, среди дня, я более часа сидел в его тени на скамейке. Мне очень хорошо было. Кругом трава так весело цвела; на всем лежал золотой свет, сильный и мягкий; даже в тень проникал он... А что слышалось птиц! Ты, я надеюсь, не забыл, что птицы — моя страсть. Горлинки немолчно ворковали, изредка свистала иволга, зяблик выделывал свое милое коленце, дрозды сердились и рещали, кукушка отзывалась вдали; вдруг, как сумасшедший, пронзительно кричал дятел. Я слушал, слушал весь этот мягкий, слитный гул, и пошевельнуться не хотелось, а на сердце не то лень, не то умиление.»

Насколько стройный, последовательный и логический слог! Сегодня кто-нибудь будет описывать в письмах природу? А точнее, сможет ли описать её вообще? Сильно сомневаюсь. Тем более, излагать свои мысли на бумаге, где нет права на ошибку. Да! Давно забытое искусство эпистолярного жанра. Как и забытое искусство красивого почерка – каллиграфия.

В своём рассказе «Фауст» Тургенев ставит вопрос: в какой степени искусство может влиять на человека. Некий Павел Александрович пишет своему другу о том, как он после долгих лет отсутствия возвращается в своё имение. Там он узнаёт, что недалеко живет его любовь, теперь уж замужняя особа Вера Николаевна. Как теперь уже хороший знакомый, Павел Александрович начинает снова видеться с Верой Николаевной.

Усадьба Абрамцево
Усадьба Абрамцево
«Вера Николаевна не походила на обыкновенных русских барышень: на ней лежал какой-то особый отпечаток. Меняле первого, раза поразило в ней удивительное спокойствие всех ее движений и речей. Она, казалось, ни о чем не хлопотала, не тревожилась, отвечала просто и умно, слушала внимательно. Выражение ее лица было искреннее и правдивое, как у. ребенка, но несколько холодно и однообразно, хотя и не задумчиво. Веселою она бывала редко и не так, как другие: ясность невинной души, отраднее веселости, светилась во всем ее существе. Она была небольшого роста, очень хорошо сложена, немного тонка, черты имела правильные и нежные, прекрасный ровный лоб, золотисто-русые волосы, нос прямой, как у матери, довольно полные губы; серые с чернотой глаза глядели как-то слишком прямо из-под пушистых, кверху загнутых ресниц. Руки у ней были невелики, но не очень красивы: у людей с талантами таких рук не бывает... и действительно, за Верой Николаевной никаких особенных талантов не водилось. Голос у ней звенел, как у семилетней девочки. Я на бале у дяди был представлен ее матери и, несколько дней спустя, в первый раз поехал к ним.»

Узнав, что она по-прежнему не знакома с литературой, предлагает ей «Фауста» Гете. По своей натуре, Вера Николаевна так и осталась впечатлительной особой. Она глубоко переживает драму Фауста. К тому же, в порыве страсти, Николай Александрович имел неосторожность рассказать о своей большой любви к ней. Это еще больше усиливает волнение Веры Александровны. Она внезапно заболевает и умирает.

Конечно, мой пересказ повести – лишь примитивная схема. Повесть надо читать чтобы насладиться драматургией, красотой языка, неожиданностями сюжетных поворотов. Ведь это Тургенев, его невозможно пересказывать.

P.S. Статья написана в рамках марафона по чтению произведений Ивана Сергеевича Тургенева и Александра Александровича Блока организованным каналом «БиблиоЮлия».

Благодарю Вас за то, что прочли статью. Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы! Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, 👍 и подписывайтесь на мой канал

-3