Найти в Дзене
Дневник Родителей

Топ 5 бесполезных предметов в современной школе

В последние годы Министерство просвещения уверенно вводит новые предметы, обновляет старые и обещает «современную школу будущего». Но по факту всё чаще звучат вопросы: почему некоторые дисциплины до сих пор существуют, если ни дети, ни родители не понимают, что с ними делать? К 2025 году соцопросы вроде ВЦИОМ сформировали устойчивый антирейтинг школьных предметов, которые воспринимаются как бесполезные — и это уже не единичные жалобы, а массовая тенденция. Этот пост в моём Telegram: Дневник Родителей, подписывайтесь. На бумаге всё выглядит красиво: «гармоничное развитие личности», «всестороннее воспитание». Но в реальности многие дисциплины застряли в прошлом — и по уровню подготовки учителей, и по программам, и по методам подачи. Тот самый предмет «ОПКСЭ» — основы религиозных культур и светской этики — уже несколько лет занимает лидирующую позицию в списке спорных. Школьники чувствуют себя некомфортно, обсуждая темы, к которым зачастую не готовы. Родителей раздражает отсутствие реаль
Оглавление

В последние годы Министерство просвещения уверенно вводит новые предметы, обновляет старые и обещает «современную школу будущего». Но по факту всё чаще звучат вопросы: почему некоторые дисциплины до сих пор существуют, если ни дети, ни родители не понимают, что с ними делать? К 2025 году соцопросы вроде ВЦИОМ сформировали устойчивый антирейтинг школьных предметов, которые воспринимаются как бесполезные — и это уже не единичные жалобы, а массовая тенденция.

Этот пост в моём Telegram: Дневник Родителей, подписывайтесь.

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

Почему часть школьных предметов вызывает раздражение

На бумаге всё выглядит красиво: «гармоничное развитие личности», «всестороннее воспитание». Но в реальности многие дисциплины застряли в прошлом — и по уровню подготовки учителей, и по программам, и по методам подачи.

1. Религиоведческие дисциплины

Тот самый предмет «ОПКСЭ» — основы религиозных культур и светской этики — уже несколько лет занимает лидирующую позицию в списке спорных. Школьники чувствуют себя некомфортно, обсуждая темы, к которым зачастую не готовы. Родителей раздражает отсутствие реального выбора модулей. Учителя признают: предмет важный, но формат — чистая формальность.

2. Технология (труд)

-2

Предмет, который будто выпал из машины времени. Разделение на «девочек» и «мальчиков», вышивание с одной стороны — и молоток с другой. При этом школы редко имеют современное оборудование, а профессии, к которым якобы подводит предмет, давно не актуальны.

По факту: уроки превращаются в рутину ради «поставить оценку».

3. Музыка и ИЗО

Творчество — это прекрасно, но школьная подача убивает интерес даже у тех, кто любит рисовать или петь. Все делают одно и то же: всё тот же «пейзаж гуашью», те же песни хором. Индивидуальности — ноль.

Часть детей откровенно скучает, остальные воспринимают уроки как передышку, а не как развитие.

4. «Разговоры о важном»

Идея — отличная: говорить с детьми о социально значимых вещах. Но реализация… мягко говоря, буксует. Подростки часто отмечают разрыв между тем, что им рассказывают на уроках, и тем, что они видят в реальности.

Именно поэтому предмет быстро получил репутацию «обязательной политинформации».

Одна из лучших школ онлайн-образования и подготовки к экзаменам: Фоксфорд

Что бы школы могли давать взамен

Критическое мышление
Критическое мышление

И родители, и школьники давно сформулировали запрос: нужны практические предметы. Те, что помогут в жизни, работе и ориентации в современном мире.

Вот что чаще всего предлагают включить в программу:

  • основы финансовой грамотности;
  • цифровая безопасность и работа с информацией;
  • критическое мышление;
  • программирование и IT-азбука;
  • психологическая грамотность и навыки коммуникации;
  • управление личными финансами и планирование.

Но проблема в другом: чтобы ввести такие предметы, нужны подготовленные учителя, оборудование, обновленные учебники. Школы просто не успевают перестроиться, а государство предпочитает аккуратно «латать» старую модель.

А может, эти предметы всё же нужны?

Музыка, ИЗО или обсуждение ценностей сами по себе не плохи. Они действительно расширяют кругозор. Но когда программа остаётся неизменной десятилетиями, а уроки превращаются в формальность, дети перестают видеть ценность.

Устаревшие модели преподавания становятся барьером. И чем быстрее развивается мир вокруг — тем сильнее ощущается этот дисбаланс.

Сегодня школьнику важно уметь:

  • работать с огромным объёмом информации;
  • понимать цифровые риски;
  • ориентироваться в медиапространстве;
  • мыслить критически;
  • общаться и адаптироваться в новых условиях.

И многие нынешние предметы не дают этих навыков — отсюда и критика.

Какие дисциплины чаще всего хотят убрать

Если обобщить все соцопросы, родительские чаты и школьные обсуждения, картина выглядит так:

Творческие предметы:

  • музыка,
  • ИЗО,
  • хоровое пение.

Социально-этические дисциплины:

  • религиоведческие модули,
  • политико-воспитательные занятия.

Уходить они, конечно, не будут — но запрос на полную модернизацию уже назрел.

Итог: проблема не в предметах — а в том, что школа не успевает за временем

Дети растут в цифровой среде, а школа остаётся в модели 90-х. Поэтому «бесполезными» кажутся даже те предметы, которые могли бы быть интересными.

Если в ближайшие годы программа не будет обновлена системно, антирейтинг только расширится, а мотивация школьников упадёт ещё сильнее.

Образование должно идти вперёд — а не буксовать на месте. И современным детям нужны современные предметы, иначе конфликт поколений будет только обостряться.

Реклама: ООО ФОКСФОРД ИНН: 7726464100
Реклама: ООО ФОКСФОРД ИНН: 7726464100

Популярное на канале: