Найти в Дзене
Никита Непряхин

Как риторика превращает обычную речь в инструмент влияния

Почему одни люди выходят к аудитории — и с первых секунд ее завоевывают, а другие тонут в собственных аргументах? Потому что убеждение — это не всегда сухая логика. Это еще и эмоция, образ, энергия слова. Риторика — вот то самое оружие, которое превращает обычную речь в инструмент влияния. Какие приемы делают это искусство по-настоящему драгоценным? Этот стилистический прием заключается в использовании слов и фраз, образующих самые неожиданные сравнения и аналогии. В обычной жизни для объяснения сложных понятий мы всегда пользуемся сравнениями. Вспомните: «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя». Это сравнение. Так вот, метафора — это такое сравнение, в котором отсутствуют слова «как», «словно», «точно», «будто». Благодаря этому она становится образной, яркой и выразительной. Помните Есенина: «В саду горит костер рябины красной»? Вот это — пример метафоры. Можно было сказать: «В саду красная рябина, прямо как костер», но намного образнее использовать метафору. Можно сказать:
Оглавление

Почему одни люди выходят к аудитории — и с первых секунд ее завоевывают, а другие тонут в собственных аргументах? Потому что убеждение — это не всегда сухая логика. Это еще и эмоция, образ, энергия слова. Риторика — вот то самое оружие, которое превращает обычную речь в инструмент влияния.

Какие приемы делают это искусство по-настоящему драгоценным?

Прием №1 — метафора

Этот стилистический прием заключается в использовании слов и фраз, образующих самые неожиданные сравнения и аналогии. В обычной жизни для объяснения сложных понятий мы всегда пользуемся сравнениями.

Вспомните: «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя». Это сравнение. Так вот, метафора — это такое сравнение, в котором отсутствуют слова «как», «словно», «точно», «будто». Благодаря этому она становится образной, яркой и выразительной.

Помните Есенина: «В саду горит костер рябины красной»? Вот это — пример метафоры. Можно было сказать: «В саду красная рябина, прямо как костер», но намного образнее использовать метафору.

Можно сказать: «Руки у него ценные, как золото», а можно использовать метафору «золотые руки».

Еще примеры знакомых нам метафор: «стальные нервы», «взрыв эмоций», «безмолвная улица», «грязные танцы», «пламенное сердце», «печальный закат», «луна улыбается», «ныряю с головой в изучение», «ты читаешь меня», наконец, «в лесу родилась елочка».

Метафорой хорошо пользоваться для объяснения сложных понятий, явлений и концепций. С ее помощью можно перевести самые абстрактные понятия в более ясные, иллюстративные и простые формы. Сравнивая два разных понятия, можно перенести характеристики одного на другое. Это хорошо сказывается и на запоминании информации. Также этот прием прекрасно создает яркие эмоциональные образы и ассоциации, что очень эффективно использовать в процессе убеждения. Мы же хотим создавать эмоциональную связь с собеседником и аудиторией? Метафора для этого идеальна.

Прием №2 — гипербола

Это намеренное художественное преувеличение, усиление эмоциональной оценки.

  • «Тысячу раз вам говорил!» — ну сказал он пару раз, но уж точно не тысячу. Зато как эффектно подчеркивается факт того, что собеседник не раз об этом говорил, сразу все понятно.
  • «Тарелка разбилась вдребезги и разлетелась на миллион осколков» — мы же понимаем, что осколков явно было не миллион, зато какая образность.
  • «Сто лет не виделись» — с точки зрения фактологии мало кто доживает до такого возраста, зато сразу понятно, что люди давно не встречались.

Прием №3 — эпитет

Конечно, говоря о риторических приемах, нельзя не упомянуть эпитет — средство выразительности, которое через подчеркнутое свойство предмета помогает нам передать наше отношение к нему.

«Драгоценный опыт», «пламенная речь», «богатырское здоровье», «проницательный взгляд», «жуткая боль», «гробовая тишина», «мрачный день» — все это примеры эпитетов.

Конечно, мы пользуемся эпитетами постоянно. Однако давайте честно признаемся, что редко когда специально подбираем яркие и точные эпитеты для усиления убедительности своей речи. Обычно это происходит в процессе коммуникации и отдается на откуп импровизации. Так вот я рекомендую в процессе подготовки ЗАРАНЕЕ продумывать эпитеты. Ведь они не только придают нашей речи красочность, образность, живость, яркость, но и влияют на процесс убеждения в эмоциональном русле.

Маркетологи внимательно и скрупулезно относятся к выбору эпитетов для презентации своего товара или услуги: роскошный, идеальный, передовой, восхитительный, невероятный, революционный, престижный, новаторский, потрясающий, безупречный, поразительный, бесподобный, шикарный, поразительный, уникальный, неслыханный, удивительный, беспрецедентный, фантастический, революционный...

Да уж, велик и могуч русский язык!

Когда вы в следующий раз будете выступать, не ограничивайтесь сухими фактами. Добавьте в речь метафору — и ваши слова оживут. Подберите эпитет — и аудитория почувствует вашу эмоцию. Усильте мысль гиперболой — и внимание слушателей будет приковано к вам.

Слово — это не просто инструмент. Это ваше мощнейшее оружие убеждения. Владея им мастерски, вы сможете не только говорить — вы сможете влиять.

Подписывайтесь на Telegram-канал Никиты Непряхина.

Статья написана Никитой Непряхиным на основе его книги «Надо думать! Тренажер мышления» в соавторстве с Дмитрием Скворцовым.