Найти в Дзене
Иди и смотри

Свиблово. Остров тишины на Яузе: боярская вотчина и церковь во имя св. Троицы

Церковь во имя св. Троицы, существовавшая в XVI ст. в селе Свиблове (село известно с XIV в. как вотчина боярина и воеводы Федора Андреевича Свибло, Федор Андреевич картавил, откуда и прозвище), вероятно, была уничтожена в начале XVII ст. в литовское смутное время. В писцовых книгах 1623-24 гг. написано: «за стольником Андреем Плещеевым в вотчине, что ему дал отец его Лев Плещеев, а отцу его Льву та вотчина дана за московское осадное сиденье королевичев приход, село Свиблово, на реке Яузе, а в нем был храм во имя Живоначальной Троицы. Троицкий храм в Свиблове. Фото из книги Найденова. 1880 год В 1658 г. владел селом его родной брат Михаил Львович Плещеев, при котором и была построена в селе Свиблове около 1677 г. новая деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом св. Алексея митрополита и обложена данью. Архивные фото После М. Л. Плещеева село Свиблово досталось его родным племянникам Семену и Федору Федоровичам Плещеевым; в 1702 г. оно принадлежало дочери Семена Федорови

Церковь во имя св. Троицы, существовавшая в XVI ст. в селе Свиблове (село известно с XIV в. как вотчина боярина и воеводы Федора Андреевича Свибло, Федор Андреевич картавил, откуда и прозвище), вероятно, была уничтожена в начале XVII ст. в литовское смутное время. В писцовых книгах 1623-24 гг. написано: «за стольником Андреем Плещеевым в вотчине, что ему дал отец его Лев Плещеев, а отцу его Льву та вотчина дана за московское осадное сиденье королевичев приход, село Свиблово, на реке Яузе, а в нем был храм во имя Живоначальной Троицы.

Троицкий храм в Свиблове. Фото из книги Найденова. 1880 год
Троицкий храм в Свиблове. Фото из книги Найденова. 1880 год

В 1658 г. владел селом его родной брат Михаил Львович Плещеев, при котором и была построена в селе Свиблове около 1677 г. новая деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом св. Алексея митрополита и обложена данью.

После М. Л. Плещеева село Свиблово досталось его родным племянникам Семену и Федору Федоровичам Плещеевым; в 1702 г. оно принадлежало дочери Семена Федоровича Плещеева девице Марье, а от нее перешло к ее родному дяде Кириллу Алексеевичу Нарышкину, за которым оно утверждено в 1704 г.

В селе Свиблове в 1708 г. построена каменная церковь св. Троицы.

В самом начале XVIII века Свиблово досталось родственнику Петра I со стороны матери Кириллу Алексеевичу Нарышкину. При нем в 1708 г. сооружена была одноглавая церковь из кирпича и белого камня. Через год появилась колокольня, получившая один из петровских трофеев - шведский колокол. Также были выстроены каменные палаты и солодовенный завод. После Полтавской битвы Нарышкин вывез своих людей в другие вотчины, а в Свиблове поселил пленных шведов, «всяких мастеровых людей». В 1721 г. в результате судебного разбирательства по решению Юстиц-коллегии, вследствие прошения Ивана Дмитриевича Плещеева, село Свиблово, находившееся во владении у Кирилла Алексеевича Нарышкина, было возвращено в род Плещеевых, и того же года оно утверждено за ним, Иваном Плещеевым. Недовольный таким поворотом событий Нарышкин вывозит из усадьбы все, вплоть до дверных ручек.

В 1723 году герцог Карл-Фридрих Гольштейн берет Свибловскую усадьбу в аренду у новых владельцев.

По смерти И. Д. Плещеева это село перешло в 1728 г. к его сыну Семену с матерью, вдовою Анною Дорофеевною Плещеевой, с этим имением вышедшей замуж в 1745 году за князя Петра Яковлевича Голицына.

-6

После смерти мужа Мария Плещеева продает усадьбу с прилегающей территорией флигель-адъютанту Екатерины II Николаю Высоцкому, который превращает её в уютный барский дом на берегу пруда. При нём был возведен флигель для гостей, сохранившийся до настоящего времени. При Высоцких в Свиблове был основан дачный посёлок, одну из дач в котором в 1801—1803 годах снимал Николай Карамзин с молодой женой Елизаветой Протасовой. Именно там он начал свой монументальный труд «История государства Российского».

Судьба практически всех московских и подмосковных усадеб, как правило, похожа одна на другую. Имения постоянно переходили из рук в руки, от разорившегося помещика к предприимчивому купцу, а реже - наоборот.

В 1821 году имение приобретает купец Иван Кожевников, при котором главный дом усадьбы принимает нынешний вид — классический особняк с колоннадой и мезонином. Однако Кожевникова как купца больше интересовало практическое использование земли.

Благодаря выдающимся деловым качествам и смекалке Кожевников из купца превращается в крупного промышленника, построив в Свиблово суконную фабрику. Он оборудует свою мануфактуру по последнему слову техники, завозит новейшие ткацкие машины и станки, нанимает первоклассных специалистов. 15 фабричных корпусов: сортировальный, сукноваляльный, машиностроительный, ткацкий, сушильный, красильный, прессовой, корпуса для рабочих, пожарная каланча и конторы – представляют собой обширный градостроительный комплекс. Общие расходы на возведение и оснащение фабрики составили три миллиона рублей – в то время громадные деньги. Предприятие становится градообразующим, вокруг него вырастает рабочий поселок. Промышленный подъем, однако, плохо сказался на экологии, и привел к сведению близлежащих лесов, нарушению фауны Яузы, из которой исчезли многие исконные виды рыб, а сама река оказалась загрязненной и обмелевшей.

-8

Много позже, удалившийся от дел мануфактур-советник, вероятно осознавший последствия своей губительной для природы деятельности, Кожевников направил государю «Проект оздоровления реки Яузы путем соединения её с Клязьмой». Весть об экономическом чуде дошла и до монарха Александра I. Кожевников готовится к его визиту основательно: обсаживает березами тракт от Свиблова до Дмитровского большака, саму дорогу выстилают ярко-желтым песком, а в день приезда императора – расставляют во всю её длину рабочих в красных рубахах. Вскоре Кожевников настолько увлекся приемами, музыкальными вечерами, театральными постановками и прочим, что практически перестал следить за своими финансами, и это привело его к банкротству.

-9

После разорения Кожевникова хозяевами усадьбы становится род купцов Халатовых, первым из которых был Бакши Халатов — тифлисский купец. В конце XIX века владение принадлежало московскому домовладельцу армянину Аршаку Бакшиевичу (Александру Борисовичу) Халатову (1847—?), крупному торговцу шёлком и другими восточными товарами, затем перешло в собственность к горному инженеру Георгию Бахтияровичу Халатову, который и остается её владельцем до Октябрьской революции.

После революции Свиблово приходит в упадок. Усадьба стояла заброшенной, во флигелях велись ремесленные работы. В главном доме сначала был размещен Революционный комитет местного поселения, а позднее там были созданы коммунальные квартиры для военнослужащих, которые просуществовали там до 1980-х годов.

В 1938 году был закрыт и частично разрушен Троицкий храм – жемчужина усадьбы. Территория усадьбы использовалась для свалки строительного мусора, усадьба и храм медленно приходили в упадок.

1980 году территорию занимал спецучасток механизации СМУ-42 треста «Центросантехмонтаж». В 1994 году после уничтожившего головной дом пожара усадьба и четыре исторических здания усадебного комплекса были переданы церкви, которая восстановила Троицкий Храм. В 1995 году в Троицком храме возобновились церковные службы, а в одном из зданий усадьбы открылась общеобразовательная православная школа имени Сергия Радонежского.

-11

Пейзажный парк практически прекратил своё существование – на его месте жилые кварталы (Ботанический проезд).

В настоящее время усадьба существует в виде патриаршего подворья русской православной церкви, в храме идут богослужения.

На территории находятся 6 строений: главный господский дом, восточный и западный флигели, людской флигель, малая часовня и церковь Троицы Живоначальной.

План усадьбы
План усадьбы

В западном флигеле находится музей колоколов, где собраны колокола различных эпох и стран — от древнейших до современных. Каждый из них имеет свою уникальную историю и особые акустические характеристики. Колокольный музей был создан в 2005 году старшим звонарем Московского Кремля И.В.Коноваловым и его коллегами, и неоднократно менял свое расположение, это уже его четвертая экспозиция. Частная коллекция московских звонарей с тех пор значительно пополнилась, и теперь можно увидеть уникальное собрание малых церковных колоколов XVII — XXI веков, фрагменты и артефакты, связанные с обустройством колокольного звона, ряд колокольных древностей, экзотические и сувенирные колокольчики. В зале находится действующая модель архаичного «очепного» звона и целая мини-звонница, на которой каждый посетитель сможет попробовать себя в роли звонаря.

В усадьбе Свиблово есть каштановая аллея, которая является символом живой памяти о прошлом. Эта аллея была высажена 1 мая 2014 года ветеранами ВОВ и посвящена юности 1941-го года, вставшей на защиту родного Отечества.

-15
-16

Если понравилась статья - поставьте лайк, и подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Спасибо тем, кто дочитал!