Найти в Дзене
Historia

Первые английские университеты

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью. Как писал Жак Ле Гофф: «XIII столетие — это век университетов, поскольку он является веком корпораций». Само слово universitas еще не употреблялось для названия соответствующих учреждений. Само появление университетов в Европе стало результатом стихийного паломничества во имя науки и скопления молодежи из среды горожан, мелкого рыцарства и низшего духовенства вокруг некоторых школьных центров (Болонья, Париж, Монпелье, Оксфорд и др.). В корпоративном средневековом обществе группы студентов и магистров стали объединяться, чтобы отстаивать свои права, в том числе и от нападок городских властей и местной церкви. Говоря об истоках Оксфордского университета, следует отметить, что в XII веке Оксфорд еще не мог выступать соперником Парижа, который и для англичан служил тогда высшим центром науки. В XIII веке ситуация начала меняться. «Из документов известно, что в 1209 г. магистры со школярами решили прекратить учебные занятия вследствие

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью.

Как писал Жак Ле Гофф: «XIII столетие — это век университетов, поскольку он является веком корпораций». Само слово universitas еще не употреблялось для названия соответствующих учреждений.

Само появление университетов в Европе стало результатом стихийного паломничества во имя науки и скопления молодежи из среды горожан, мелкого рыцарства и низшего духовенства вокруг некоторых школьных центров (Болонья, Париж, Монпелье, Оксфорд и др.). В корпоративном средневековом обществе группы студентов и магистров стали объединяться, чтобы отстаивать свои права, в том числе и от нападок городских властей и местной церкви.

Говоря об истоках Оксфордского университета, следует отметить, что в XII веке Оксфорд еще не мог выступать соперником Парижа, который и для англичан служил тогда высшим центром науки. В XIII веке ситуация начала меняться. «Из документов известно, что в 1209 г. магистры со школярами решили прекратить учебные занятия вследствие того, что граждане повесили нескольких школяров. Ушло около 3000 человек, но некоторые магистры остались и продолжали чтения». Большая часть студентов переправилась в Кембридж, что и привело к основанию второго по старшинству университета страны.

Крайст-Чёрч, один из колледжей, входящих в состав Оксфордского университета, был основан в середине XVI века. Источник: Wikimedia Commons
Крайст-Чёрч, один из колледжей, входящих в состав Оксфордского университета, был основан в середине XVI века. Источник: Wikimedia Commons

Долгое время контроль над университетской программой находился в руках церкви, поскольку высшие учебные заведения готовили преимущественно церковников. Поэтому Церковь назначала профессоров, бдительно следила за тем, чтобы преподавание не выходило за пределы христианской догматики, душила всякое проявление свободной мысли. Любопытный факт, характеризующий пристальное внимание к университетам глав католической церкви: из 79 университетов, возникших в Европе до начала XVI в., 50 было официально основано папами. Помимо всего прочего, папство присвоило себе право предоставлять возможность магистрам, получившим степень в одном университете, преподавать и в других университетах. При этом преподаватели одного из древнейших в Европе Оксфордского университета так и не получили “права преподавать повсюду”. А Кембриджский университет получил это право только в 1318 году.

Но в XIII веке ситуация начала меняться: перипетии споров королевской власти и власти Папы привели к некоторому падению авторитета церкви. До секуляризации сознания еще, конечно, было далеко, однако интерес к политическим проблемам современности у профессоров и их студентов начал вызревать. Важной частью становления независимости английских университетов является их борьба за отделение от местных церковных властей; во многом о ее результатах можно судить по росту привилегий канцлеров, возглавлявших университет.

Так, в Оксфордском университете первое упоминание должности канцлера относится к 1214 году, а уже в 1216 году магистры университета утверждают выборность канцлера, вынудив священнослужителей согласиться на это под угрозой самороспуска университета. Ле Гофф отмечает, что в получении прав Оксфордским университетом сыграла свою роль серия конфликтов в 1232, 1238 и 1240 гг. между университетом и королем, которая завершилась капитуляцией Генриха III, испуганного поддержкой, оказанной частью университета Симону де Монфору.

Питерхаус, первый колледж Кембриджа, основанный в 1284 году. Источник: Wikimedia Commons
Питерхаус, первый колледж Кембриджа, основанный в 1284 году. Источник: Wikimedia Commons

Однако следует признать, что в процессах становления независимого положения университетов важную роль играла именно корона. Хотя политика королевской власти по отношению к растущим академическим гильдиям являлась сложной смесью сдерживания, поощрения и защиты университетов. Правители были заинтересованы в образованных кадрах для осуществления государственных дел. К тому же нельзя недооценивать роль университетов в повышении престижа государства. Как следствие, средневековые английские университеты добились таких полномочий, которыми не обладал ни один университет средневековой Европы.

Сохранилось письмо Генриха III к парижским студентам и магистрам, в котором король призывает их переехать учиться в Англию: «Искренне сочувствуя непомерным бедам и несчастьям, среди которых вы живете в Париже под властью несправедливого закона, мы из почтения к Богу и Его Святой Церкви желаем нашей благочестивой поддержкой, путем предоставления надлежащих свобод улучшить ваше положение. Поэтому мы решили известить все ваше сообщество, что, если вы пожелаете, то можете переселиться все вместе в наше королевство Англию и остаться здесь для вашего обучения. Для этой цели мы назначим вам города, бурги, местечки, какие вы пожелаете выбрать. В каждом надлежащем случае вы сможете здесь наслаждаться свободами и спокойствием которые полностью удовлетворят ваши нужды и будут угодны Богу».

В XIII веке английские университеты сумели обрести право контроля над выдачей лицензий на преподавание, тем самым обеспечив невмешательство епископов в учебный процесс. Помимо этого, были сформированы основы судов канцлеров, а также закреплено право школяров на особый суд.

Право на самоуправление, податные и судебные привилегии — это те права, неукоснительного соблюдения которых университеты требовали от местных властей. В случае нарушения этих прав университет мог протестовать, и если status quo не был восстановлен, университет грозился самороспуском: и преподаватели, и студенты могли покинуть город, переходя в какой- либо другой, готовый их принять. К началу XV в. Оксфордский университет обладал практически полной независимостью от местных церковных властей.

Источники:

Гофф ле, Ж. Интеллектуалы в средние века: [Электронный ресурс]. -URL: http://royallib.ru/book/le_gak/intellektuali_v_srednie_veka.html

Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении. М., С.78.

Суворов Н. Средневековые университеты. М.,1898. С.47.

Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. М., 1968. С. 26.

Документы по истории университетов Европы XII–XV вв.: [Электронный ресурс]. URL: http://nashaucheba.ru/v28112/документы_по_истории_университетов_европы_xii-xv_вв