Как вы наверное поняли, речь пойдёт о заводе Фольксваген в Калуге. В этой статье я решил не поднимать вопроса о его нынешней судьбе, и тому есть причины. Цель этой статьи- вспомнить всё то хорошее, что было на заводе, и о чём хотелось бы сохранить в памяти (конечно же- было и много плохого, куда же без негатива). Если у вас есть вот такие добрые истории из фольксвагеновского прошлого завода- можете их или добавлять в комментариях, или присылать мне (я их включу в основной текст- всё равно за раз обо всём не напишу и по мере того, как буду что-то вспоминать, буду добавлять. Статья будет чем-то вроде лоскутного одеяла, состоящая из отдельных эпизодов. Все фото взяты только из открытых источников.
Немного истории. Автоконцерн Volkswagen стал первым иностранным инвестором, поверившим в надежность калужских технопарков, он больше всех иностранных производителей вложил в локализацию моделей в России, дольше всех продолжал инвестировать в производство, веря, что наша экономика выберется из любого кризиса. Первоначально, VW рассматривал площадки также в Подмосковье, Ярославской и Владимирской областях, но в Калужской области региональное законодательство оказалось привлекательнее. Калужский завод официально открылся 28 ноября 2007 года. В церемонии открытия принял участие вице-премьер Сергей Нарышкин и председатель правления компании Volkswagen Мартин Винтеркорн. Интересно, что у входа на мероприятие стояли машины марок принадлежащих концерну Volkswagen: Audi, Seat, Lamborghini, Bentley и… Porshe. Вместе с собой Volkswagen привёл и своих поставщиков.
Немцы не поскупились на территорию - довольно большая часть отдана под парковку для сотрудников. Понятно, что вокруг одни поля, но это ведь нужно было специально обустроить место, положить асфальт, сделать разметку. Мне кажется, на отечественном предприятии машины были бы просто припаркованы вдоль дороги, а за аренду парковочного места еще и деньги бы брали. Одним из условий для строительства завода было создание как можно большего числа рабочих мест, потому ручного труда при сборке хватало. К началу кризиса 2008 года на калужском заводе Volkswagen собирается 20 (двадцать) моделей автомобилей, (в 2010-м к ним прибавляются авто из модельного ряда Audi: A4, A5, Q5). Но локализованными можно назвать только две модели — Volkswagen Tiguan и Skoda Octavia – их корпуса сваривают и окрашивают на калужском заводе. Все остальное – отверточная сборка из готовых машинокомплектов, ввозимых из Европы. А уже в сентябре 2010-го на конвейере осталось только 5 моделей: Skoda Octavia 5 и Fabia, VW Tiguan и Polo седан. Количество российских компонентов в этих моделях сумели подтянуть до нужных значений. Причём, часть поставок были JIT (точно в срок, точно по секвенции), а часть- кан-бан (запас на автозаводе всего на 1-2 смены работы). После кризисного 2009-го автомобильный рынок в России вернулся к росту и в 2012-м достиг рекорда выпуска – 2,8 млн шт. Калужский завод переходит на трехсменный график работы. Людей не хватает и до 30% работников на предприятии заемные, т.е. оформлены в штате кадрового агентства, на завод выходят временно, как бы на подмену тех, кого еще не наняли. В 2014 году Фольксваген Груп Рус стал одним из спонсоров зимней Олимпиады в Сочи (олимпийский огонь проносили по цехам завода). Да и потом весьма часто Фольксваген становился спонсором каких то мероприятий: будь-то социально-значимых или общегородских. К 2015-му VW Group резко снижает и номенклатуру, и количество авто, собираемых в режиме отверточной сборки. В 2015-м, в Калуге после реконструкции открывается аэропорт. И примерно тогда же появляется авиарейс до немецкого Брауншейга и обратно по вполне демократичным ценам (даже сотрудники завода с российским гражданством при наличии визы вполне себе могли слетать на выходные в Германию из Калуги). В том же 2015-м в Калуге открывается завод по производству двигателей для Polo и Rapid, которому предшествовало длительное (от полу года и более) обучение довольно большого колличества сотрудников на моторном заводе в Чехии. В 2016-м, на калужском заводе был выпущен миллионный автомобиль. Юбилейной машиной стал Volkswagen Polo в специальной версии Allstar оранжевого цвета, оснащенный бензиновым двигателем калужского производства объемом 1,6 л и мощностью 110 л.с. В 2017 году, через десять лет после запуска завода в России, Volkswagen наконец, находит российского поставщика бензина (Лукойл), достаточно качественного для первых запусков двигателей (до этого бензин для первого пуска ввозился из Европы). В 2018-м в Ворсино открывается завод по производству масел французской компании Total, и Volkswagen перестает ввозить машинное масло. В 2016-17-х годах 10-20% произведенных на калужском заводе автомобилей идет на экспорт. Был запущен новый кузовной цех, в котором стали собирать обновленные Тигуаны. Потом было обновление Поло и Рапид. Ну а потом: короновирус 2020 и остановка завода в 2022 по всем нам известным причинам. Такова совсем краткая история.
Отвлечемся от технических подробностей производства и экономики. С чем можно вообще сравнить феномен завода Фольксваген? Помните, был такой царь Пётр 1? Фигура в истории, конечно же, не однозначная, потому обратим внимание на положительные моменты "деяний Петровых": пригласить европейцев с их знаниями и технологиями в Россию, где бы они, работая рука об руку с россиянами, передавали бы им свой опыт, дабы и у нас было как минимум не хуже, чем "в этихъ заграницахъ". Вот что-то подобное можно сказать и о автозаводе Фольксваген в Калуге. Это был воистину сплав культур, языков и менталитетов и, не побоюсь этого слова, кусочек Европы в Калуге. И речь не только о технологиях, культуре производства, "социальной ответственности работодателя" (хотя и это тоже). Например, написанные чуть ли на "каждом заборе" и часто повторяемые слова "мы-одна команда" при всей их натянутости отчасти были правдой. Было много интересного, забавного, познавательного (не про всё можно писать, да и зачем- пусть останется некая тайна и загадка), связанного как с работой, так и с общением вне и на работе. Была развитая система профсоюзов, худо бедно отстаивающая права работников (как сказал мне один из начальников с Элмата- "мы у себя профсоюзов не допустим"). Были дни открытых дверей, детские праздники (в том числе- новогодние) с весьма продуманной программой. Были просто праздники, которые отмечали чуть ли не всем заводом. Чего стоило только 8 марта: тут и креативные поздравления женщин по подразделениям, и праздничная музыка в монтажном цехе. А традиция тим-билдингов, которые проводились в каждом подразделении ещё и не по разу в год: это не только новогодние корпоративы, но и просто совместный отдых на природе с шашлыками и конкурсами. А ведь вне работы могут встречаться только те, кто на работе друг другу не надоел.
Я на завод пришёл весной 2012 года. Этап становления я пропустил: а там, как говорят, тоже было много интересного (взять хотя бы историю с "хозяином завода"). Нормированный рабочий день, летний отпуск (а он был для всего завода- так что не было этих танцев с бубном- кто когда пойдёт в отпуск), хорошая ЗП, возможности для саморазвития (тут и обязательные тренинги в рабочее время и задачи по работе, требовавшие креативности, новых знаний и неординарного подхода)- как говорится, мечты сбываются. А ещё возможность (пусть и не у всех) съездить в командаровку в Европу (о чём я писал в отдельных статьях. Наш офис первоначально был на первом этаже главного офисного здания (QC) с окнами на главный вход: так что все видные гости завода были у нас на виду. Столовая была тут же рядом- с бесплатными обедами. На работу тебя бесплатно привезут-увезут заводскими автобусами. Да, полис ДМС - каждому сотруднику. Так что, сказать, что я был счастлив попасть на завод- ничего не сказать.
Кто мне запомнился из иностранцев:
- Мраз Юрай, словак, хорошо говорил по-русски, мой первый руководитель. Его фамилия на русский переводится- мороз. Веселый, простой в общении.
- Хьюберт Брункен. Шеф одного из отделов качества. Весьма умный дядька. В любой даже сложной ситуации за словом в карман не лез. Говорил одиаково хорошо, как по немецки, так и по английски, но отвечал только на немецком.
- Наш фольксвагеновский афро-немец Лоран Фотсинг (я не знаю какое у него гражданство): можно сказать, единственный в своем роде. Шеф одного из отделов закупок. Забыл, к сожалению, как его звать-величать. Знал несколько европейских языков. Причем начать говорить мог на одном, продолжить на другом, а закончить- на третьем. Весёлый и приятный собеседник. Собственно, благодаря ему и Мразу Юраю я получил постоянное место на заводе (ведь пришёл на завод я на временную позицию)
- Либор Червинка. Чех. Шеф оператиной логистики. По русски сносно общался. Весьма неординарная личность. Как то он узнал, что на входном контроле в ночную смену сотрудники, пораньше выполнив план по разгрузкам контейнеров, ложилась спать до конца смены. Ну, Либор приходил и устраивал им утреннюю побудку.
- Клаус Мукелка. Немец, но говоривший худо бедно по-русски. Мой второй начальник. Его колбасы и торты- были кулинарным искусством, потом все мы ждали тим-билдингов, где всем этим можно было полакомиться! Он до начальника дорос от простых рабочих, потому прекрасно знал всю "кухню" автозавода: с удовольствием делился своими знаниями, без проблем мог выйти с тобой на участок для разрешения затруднений. Настоящий профессионал на своём месте!
- Штефан Герке. Немец, один из шефов отдела Технического развития. Внешне мне он напоминал солиста группы Рамштайн. Весьма дотошный тип: собственно, ему я должен был защищать оценку технических изменений со стороны логистики. А он, ничтоже сумняся, мог назначить после этого встречу на производстве: что бы я ему показал свою оценку, так сказать, на местности. Весьма неплохой опыт.
- Немец, имя которого забыл. Работал в отделе технического развития. Говорил только по немецки, но вплане автомобилестроения был настоящей энциклопедией. Я с другим сострудником, Сергеем П. с отдела супермаркет, часто у него консультировались. Однажды он нам растолковывал особо сложное изменение. Надо сказать, что мой немецкий был разговорным, а не техническим, так что этому немцу приходилось проявлять недюжие таланты, чтобы на разговорном немецком растолковать технические термины. А в конце, дабы убедиться, что мы все поняли он нас спросил ПО-РУССКИ: "ты понимаешь?" Это было так забавно- немец заговорил по-русски!
- Грюндберг Оливер(в простонародье его окрестили Зеленогорцем), немец, один из директоров завода, весьма хорошо говорили по-русски. Это был, наверное, единственный не кабинетный директор. Его весьма часто можно было видеть в логистике и на производстве. А в кузовное производство он наведывался весьма часто, так что сотрудники кузовного производства и кузовной логистики в Ватсаппе наладили систему оповещения- когда и через какой вход Зеленогорец пожаловал в цех. Ну а знания русского позволяли ему говорить с любым, даже простым рабочим. Он пришёл на завод, как кризисный менеджер, и прекрасно справился со своей задачей: при нём и новые модели запустили, начало производства которых было под вопросом, и внутриконцерновский кубок наш завод взял, и добился того, чтобы за 2 смены производили столько авто, сколько раньше производили за 3 смены. Прочитав эту статью Оливер написал: "Да, потеряли… и вряд ли ещё найдем…"
- Пшемек. Весёлый поляк из отдела технических изменений логистики. Хитрый, как истинный поляк. Полное имя- Пшемыслав. Это его тёзка основал город Пшемышель, ныне известный как Перемышль. Весьма профессиональный дядька: работать с ним было хоть и не всегда просто, но приятно, как с любым профессионалом
- Нагайда (иногда по ошибке его звали Нагайной- ну помните, была такая змея в мультике РиКиТиКиТаВи). Весёлый чех, представитель Шкоды на заводе. Немного ленив, как истинный чех, но часто помогал по работе. Через него же можно было что-то купить в Чехии, куда он ездил регулярно. Я себе через него Библию на чешском купил.
- Патрик Шметт. Немец, хорошо говорит по русски, проходил практику на нашем заводе. Сам из Берлина (Западного Берлина, то бишь, он вези), но работал в Вольфсбурге (вот что ICE животворящий делает). Умный, предлагал много интересных идей, часть из которых была не для русского менталитета. Это с ним я гулял по Берлину в 2017 году. В Берлине у него много местных русских друзей. В общем, наш чувак!
События, которые запомнились:
- В кузовном цеху сотрудники повадились писать на стенах. Ну, немцы рассудили: у сотрудников есть потребность в "наскальной живописи"- надо ее предоставить. И повесили в туалетах специальные доски, даже фламастеры положили. Мол, пожалуйста, рисуйте.
- День открытых дверей весной 2012г. Было всё организовано с размахом: и детские площадки, и пешеходный экскурсионный маршрут по цехам завода, и фудкорты, и концертная программа. Вот с последней звязан один момент, попавший в ролик "медсестра Фольксваген" (есть на Ютубе). Что же произошло? Артисты отрабатывали по полной, пели весьма зажигательно. Но люди стояли, аки столбы. А ведь на любом дне города даже под не очень популярную музыку люди начанают подтанцовывать. А тут стоят. Танцует одна медсестра. Так почему же люди были не танцующими? Моя версия: даже для дня открытых дверей руководство завода не сделало исключений из сухого закона на заводе. Был через несколько лет еще один день открытых дверей, а в 2019 году в Лаврово-песочне завод устроил настоящий семейный праздник! Запомнилось на всю жизнь! В 2022 должно было быть большое празднество а-ля день открытых дверей/семейный праздник, но увы!
- новогодние утренники для детей. Проводились, как правило, на заводе. Завозили детские атракционы, приглашали аниматоров, дарили подарки, организовывали угощения сладостями. Был даже концерт детской самодеятельности: ребёнок любого сотрудника мог выйти на сцену и спеть/сыграть на музыкальном инструменте. Мы с дочкой этим пользовались. Помимо сувенира это давало возможность прийти по раньше, и дочка могла без толпы поиграть на атракционах без толп народа. Да и опыт выступления на сцене незабываем!
- уже упоминавшиеся тим-билдинги и новогодние корпоративы. Сюда же можно добавить празднование Нового года в последний рабочий день года после обеда на заводе (по подразделениям). Тут скажу лишь одно. Есть правило Лас-Вегаса: всё, что произошло в Лас-Вегасе, остаётся в Лас-Вегасе.
- воркшопы. поближе к производству выделялась переговорка с модератором, представителями производства, логистики и прочих приглашённых, и примерно неделю решаем совместно задачи для конкретного участка (внедрение нового, улучшение или оптимизация существующего процесса)
- командировки (как за рубеж, так и по России). В частности, ездили в Москву на ежегодные логистические выставки. И весело, и познавательно.
- однажды, ещё до запуска авиарейсов из Калуги в Брауншвейг, повёз водитель на микроавтобусе немцев в московский аэропорт. Была весна: снег уже сошёл, начала пробиваться зелень, но поля были полны воды. Немцы весьма неплохо отпраздновали пивом (а может- и не только) предстоящую поездку домой. Один из них, видимо, переусердствовал и его жутко прижало по малой нужде. Водитель, знамо дело, сделал для него зелёную остановку. Потомок Гёте и Шиллера решил немного отойти вглубь поля. Ну, ноги его быстро загрузли, и он в полный рост шмякнулся лицом в землю. Падение было эпичным. Помогавшие ему переодеться соотечественники не могли скрыть смеха.
- регулярные общезаводские собрания. Я помню общешкольные скучные пионерские собрания. Здесь было веселее. Правда, все новости узнавали ещё до собрания.
- ди-джейский перерыв на кузовном производстве. Об этом есть ролик на Ютубе- "ди-джей Фольксваген". Был очередной 10-минутный перерыв. Вместо покурить, ребята вот так "зажгли" на рабочем месте.
- помните зиму, когда буквально за ночь выпала куча снега? Вот тогда в некоторых цехах на заводе окна полностью замело снегом: открываешь окно- а перед тобой стена снега.
- социальные тренинги на заводе. То есть, приходишь на работу, но не работаешь. А идёшь в аудиторию, где специально приглашенный тренер проводил интересные тренинги. Были еще такие же обучения по профессии. Но они посерьёзнее и потяжелее.
- дни 5S. Ну, 5S- это про удобную и эргономичную организацию рабочего места. Представьте: приходите на работу, а вместо работы нужно навести генеральный и идеальный порядок на рабочем месте. Было весело!
- с 2020 года появилась "удалёнка": сидишь дома с рабочим компьютером и работаешь в спокойной обстановке с холодильником под боком
- кофейни и кофе-автоматы с разумными ценами. Было приятно устроить кофе-паузу с коллегами, обсудить рабочие и не только вопросы!
- возле заводы была не только стоянка для автомобилей. Так же сделали небольшую велопарковку возле проходной.
- буду добавлять по мере того, как буду вспоминать.
Когда в 2022 году завод остановился, ещё целый год руководство через профсоюзы устраивало различные экскурсии, проводило "завтраки с руководством" для всех желающих. 19 мая (на день пионерии- надо же, какое совпадение!) 2023 история Фольксвагена в Калуге закончилась. Накануне, 18 мая, состоялось последнее заседание менеджмента. Всё, что было, останется в нашей памяти и наших сердцах. Как сказал один из наших сотрудников, Александр М.: "можно уйти из Фольксвагена, но Фольксваген из тебя никогда не уйдёт". Так что, в каком-то смысле, завод мы не потеряли: а разойдясь по другим предприятиям, будем нести полученный опыт дальше. Совсем как того хотел Пётр 1...