Недавно я выкладывала в Дзен статью по своим публичным выступлениям перед читателями в разные годы. Но в той статье я лишь иллюстрировала встречи фотографиями разных лет да перечислением мест, где автор встречается с читателями. А сегодня на примере свежего своего выступления решила дать вариант проведения такого вечера.
Где, с чем и перед кем я выступала сейчас
Это выступление не было эффектным сверканием с большой сцены, а лишь небольшим сообщением, очень похожим на иные выступления в библиотеках, когда присутствуют лишь несколько человек. Но я сама выбрала такую приватную форму: хотелось как бы прорепетировать презентацию новой книжки «Справочник начинающего писателя», вписав ее в контекст мемуаров.
Здесь хочу отдельно отметить, что на всех предыдущих своих презентациях я вписывала новую книгу в некий актуальный для аудитории контекст!
Мое выступление состоялся в Доме писателя на прошлой неделе, в ноябре 2025. У нас сейчас объединились два городских Союза писателей в одно большое – СП России. И в рамках «консолидации писательских сил» (так называют эту объединительную кампанию) мы понемногу знакомимся со студиями и мастерскими наших новых коллег по Союзу. Обычно, на сайте Дома писателей вывешивается план мероприятий и посещать любое из них могут все желающие: как члены СП, так и начинающие литераторы любого чина и возраста.
В литературный клуб «В гостях у Власты» я пришла уже второй раз. Собрание вела руководитель клуба Зоя Десятова.
Месяц назад я заглянула в этот клуб впервые, и мы поговорили с Зоей Николаевной, обменялись контактами, а сейчас, в ноябре я уже пришла как выступающий автор, запросивший полчаса времени.
Вот я сижу скромно: слева от столика ведущей:
Замечу, что обстановка в клубе теплая: и руководительница студии (человек моего поколения) доброжелательна, а немногочисленные посетители друг к другу внимательны, читают свое и слушают чужое. Бывает, собираются и больше людей, но на этот раз нас было 7 человек (вместе со мной).
Что я включила в свое выступление?
Цель была совместить полезное для себя с полезным для зрителей. А именно, не только презентовать свои книжки, но одновременно дать полезную информацию даже тем, кто книжку не купит. Эта сиюминутная полезность касалась создания нон-фикшн литературы, вообще, и мемуаров, в частности. И во время выступления я пустила по рукам листы А4 с цветными напечатанными обложками своих книг. Примерно, такие, но другие картинки.
Я разделила свое выступление на три части: А, В и С.
А. Благодарности ведущей и представление себя
В первой части, после благодарности Зое Десятовой, рассказала кратко о себе.
Пишу здесь в кавычках свою речь.
«Спасибо Зое Николаевне, что пригласила меня выступить на мероприятии. Мое имя – оно стоит на обложках – Галина Врублевская. Или Галина Владимировна для общения. Я состоялась как писатель во второй половине жизни, а до того успела даже наработать пенсионный стаж, трудилась инженером-исследователем в судостроительном НИИ.
Хотя рассказы в стенгазеты писала с юных лет, на профессиональную дорожку я вышла в 90-е: подрабатывала репортером в газетах и училась одновременно на психолога. А позже уже в разных изданиях публиковалась как автор статей на психологическую тему. И на основе своих публикаций я написала книжку «Самоучитель по толкованию снов». Книжка переиздавалась 5 раз.
Но этот период и эту книгу я не относила к писательским достижениям (хотя и зря). И двигалась к своему призванию уже и в новом веке: написала в 2000-м году свой первый роман, и он был издан московским издательством «Центрполиграф»! С этого момента уже и отсчитываю стаж писательской деятельности – в этом году, стало быть, 25 лет уже. Последний (на сегодняшний день) роман у меня вышел в 2020.
Однако в настоящее время мои интересы снова, как и в годы репортерской работы, сместились в область нон-фикшн литературы. В последние пять лет вышли два Пособия для начинающих писателей и автобиографическая книга-мемуары».
Архивного ч/б фото я на вечере не предъявляла (оно только для статьи), зато показала специальное подготовленную для доклада иллюстрацию моих трех книг последних пяти лет.
В. О нон-фикшн литературе и о моих новых книгах
Затем, я взяла в руки уже не иллюстрацию с картинками обложек, а две свои книжки и продолжила свое выступление:
«Сегодня принесла с собой вот эти две книжки (показала зелененькую и синенькую, см фото выше).
Обе эти книги – не художественные. И к документальным их нельзя отнести, поскольку в издательском мире к документальным книгам относят только те учебники, справочники, энциклопедии, которые прошли экспертизу профессионального сообщества, одобрены научными учреждениями или комитетом отрасли и рекомендованы как учебники.
Все остальные книги такого же рода, не одобренные официальными органами, являются книгами для заполнения досуга. В издательском мире им оставили название, принятое в мировой практике – «нон-фикшн». Согласитесь, что нон-фикшн, когда привыкнешь к этому термину, звучит более благозвучно и экономно, чем «нехудожественные книги для заполнения досуга»!». К последним, кроме всяких самоучителей, относятся и травелоги (книги о путешествиях), и психологические книги по самосовершенствованию, и эзотерика, и даже кулинарные рецепты».
Итак, я проговорила все то, что выше закавычила, помахивая то одной, то другой книгой, а затем оставила в руках свой синенький Справочник, раскрыла его на странице Содержание и прочла названия трех частей, на которые поделена книга. А именно:
1. базовый курс начинающего автора;
2. выход книги и писателя в большой мир (как обращаться в издательства, оформлять псевдонимы, писать синопсисы, аннотации, заключать договоры, участвовать в конкурсах);
3. работа над биографиями, автобиографиями и мемуарами.
Попутно, цитировала из Справочника отдельные абзацы, представляющие, как мне кажется, отдельный интерес (для чего в книжку налепила закладок при подготовке к докладу). И, подведя итоги содержанию Справочника, объявила, что дальше буду говорить только о мемуарах.
С. О работе над мемуарами
Среди моих картинок иллюстраций имелась и такая, касающаяся классификации мемуаров:
О том, как писать о предках, о своем роде я не говорила на выступлении, хотя в Справочнике тема слегка затронута, но на проблемах создания биографической литературы остановилась.
Я выделила два направления, которые необходимо учитывать при написании мемуаров и всех других биографических книг, таких, например, известные книги серии ЖЗЛ. И снова открывая страницы Справочника (синенькой книжки) с заранее сделанными закладками поговорила о них. Это:
- · допустимый вымысел и реальность в мемуарной литературе
- · правовые моменты мемуаров: как писать мемуары, не нарушая закон. Это про использование чьих-то фотографий, настоящих фамилий, включения в мемуары чужих писем при обнародовании переписки.
И с помощью моей зелененькой книжки мемуаров я иллюстрировала означенные моменты, тоже зачитывая абзацы по своим закладкам. (Абзацы, но не страницы).
И вскоре наш разговор стал общим. Зрители спорили, удивлялись, спрашивали, высказывали свое мнение.
С Алексеем, которого вы видите на фото, мы оказались на одной волне. Он дополнил мой тезис о несанкционированном использовании фотографий подходящими примерами.
Однако легкую улыбку у меня вызвало возражение одной весьма взрослой дамы )). Он сказала, что не понимает, зачем все эти юридические осложнения, ведь она пишет только правду в своих воспоминаниях.
Но любой художник скажет свое сакраментальное – «Я так вижу» – и тоже будет уверен в истинности своего отражения действительности. Тогда как у психологов много исследований на тему, как и какими глазами люди смотрят на одну и ту же реальную картину.
А как вы думаете: глядя, к примеру, на одну и ту же собачку: все ли люди опишут ее одинаково?
И будет ли любое описание собаки 100% истинным?
Надеюсь, еще вернусь как-нибудь к теме мемуаров, а пока оставлю здесь дополнительно ссылку на мой старый пост по теме мемуаров.