Найти в Дзене

«Волосы» в театре Стаса Намина, или Знаковый мюзикл

Мюзиклы – товар скоропортящийся. Почему? Потому в их основе обычно используются сюжеты, интересные обществу вот прямо сейчас. Как пример, нынче в Москве поставлено 3 (ТРИ) мюзикла о Дракуле. И это я не говорю о «Сумерках», «Бале вампиров» и иже с ними. Ибо людей интересуют эти кровопийцы. А когда устаревает материал, который использован для либретто, спектакли сходят со сцены. Но «Волосы» Макдермота с успехом идут почти 60 лет. При этом сюжет этой постановки весьма прост: жизнь длинноволосых (отсюда и название) хиппи, и четко привязан к 1960-м (война во Вьетнаме). А спектакль живет. В чем дело? Возможно, в музыке. Или в том, что герои его похожи на многих неформалов. В общем, эту вещь уже можно считать классикой. В нашей стране первый и единственный (вроде как) раз «Волосы» были поставлены в театре Стаса Намина еще в прошлом веке (страшно звучит, да), в 1999 году. И до сих пор собирают аншлаги, надо сказать, заслуженно. Совместное детище Бо Кроуэлла и Стаса Намина получилось на редкост

Мюзиклы – товар скоропортящийся. Почему? Потому в их основе обычно используются сюжеты, интересные обществу вот прямо сейчас. Как пример, нынче в Москве поставлено 3 (ТРИ) мюзикла о Дракуле. И это я не говорю о «Сумерках», «Бале вампиров» и иже с ними. Ибо людей интересуют эти кровопийцы. А когда устаревает материал, который использован для либретто, спектакли сходят со сцены. Но «Волосы» Макдермота с успехом идут почти 60 лет. При этом сюжет этой постановки весьма прост: жизнь длинноволосых (отсюда и название) хиппи, и четко привязан к 1960-м (война во Вьетнаме). А спектакль живет. В чем дело? Возможно, в музыке. Или в том, что герои его похожи на многих неформалов. В общем, эту вещь уже можно считать классикой.

В нашей стране первый и единственный (вроде как) раз «Волосы» были поставлены в театре Стаса Намина еще в прошлом веке (страшно звучит, да), в 1999 году. И до сих пор собирают аншлаги, надо сказать, заслуженно. Совместное детище Бо Кроуэлла и Стаса Намина получилось на редкость удачным, ибо с одной стороны это истинно американский мюзикла, а с другой, он адаптирован к нашей действительности и в текстах нередко упоминаются именно российские реалии и цитируются наши песни.

Кстати, будете покупать билеты, берите ближе к проходу или на первые ряды. Зачем? Будете вовлечены в действие. Когда перед спектаклем люди в джинсах, батниках и банданах начали предлагать зрителям в зале купить разные мелочи или же курнуть сигаретку, я не сразу догадалась, что это актеры, ибо чуть не половина народа пришли на мюзикл, одевшись соответственно: по-хипповски. И этот момент сразу задал правильное направление: актеры не были отделены от зала, они вышли из него, они были с нами.

-2

Безусловно, самым ярким персонажем был Бергер (Иван Можейко). Бунтарь, глава коммуны хиппи, искренний и честный. Клод (Евгений Егоров) явно проигрывает харизматичному бунтарю. И тут претензии не актеру, он честно сыграл свою роль, просто вечно колеблющийся, завравшийся Клод смотрится несколько блекло. Еще один запоминающийся герой – это Вуф (Эмиль Киракосян). Вы эльфов когда-нибудь видели? Сходите на «Волосы», увидите. Только непременно на этот спектакль, Эмиль – мастер перевоплощения. В мюзикле Макдермота он играет доброго парнишку-бисексуала, чья выходная ария говорит о любви ко всем на свете. Что касается женских образов, то хочу отметить Олесю Левину в роли Шейлы, «студентки второго семестра», явно недавно примкнувшей к хиппи и еще очень наивной и юной.

-3

Минусы. На сайте театра написано: «Пьеса и стихи: Джеймса Радо и Джерома Рагни в переводе Гарика Осипова, Алексея Чуланского, Андрея Россинского и всего «племени». Так вот, перевод есть отнюдь не всегда, По-моему, четверть арий идет на английском, что несколько обескураживает.

Неподготовленного зрителя «Волосы» могут шокировать и я понимаю, какое впечатление они производили на благовоспитанную публику в конце 1960-х. Тут тебе и свободная любовь, и провокационные шутки и много чего еще. Но именно это все делает спектакль живым. В конце концов, это же не на мюзикл о принцессах, а постановка о хиппи. И я ее рекомендую посмотреть хотя бы один раз в качестве ликбеза. Ибо это уже классика. Это как Толстой, которого надо прочитать хотя бы раз в жизни, чтобы знать, о чем речь идет.

-4

Кроме того, в театре Стаса Намина у актеров замечательные голоса. Вот просто вау! Честно говоря, меня весьма достали попытки ставить мюзиклы в драматических театрах, ибо люди там безголосые. Играть умеют, не вопрос. Но как выйдут на сцену, как рот откроют... И я сижу и думаю: как бы это помягче написать, никого не обидев, что не надо так делать? Счастливые исключения бывают только тогда, когда как в "Святой Анне" на главные роли берут сторонних поющих актеров.