Найти в Дзене
СМ-Клиника

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера — одна из форм расстройств аутистического спектра с высоким уровнем функционирования. У детей с этим диагнозом, как правило, наблюдается нормальный или выше среднего интеллект. Термин появился в психиатрии в 1944 году. Чаще всего признаки становятся заметны около трёх лет. Чем раньше поставлен диагноз и начаты реабилитационные мероприятия, тем выше шансы на успешную адаптацию и социализацию человека. Синдром Аспергера относят к первазивным расстройствам развития. Раньше его рассматривали как вариант детского аутизма, сейчас выделяют в отдельную диагностическую категорию ввиду отличительных клинических черт. Для этого состояния характерна необычная, эксцентричная манера поведения: ребёнок может совершать поступки, не соответствующие ситуации или месту. Заболевание диагностируют у мальчиков примерно в четыре раза чаще, чем у девочек. Люди с синдромом Аспергера часто не усваивают социальные условности в полном объёме: их поведение может быть неуместным в присутствии дру
Оглавление

Синдром Аспергера — одна из форм расстройств аутистического спектра с высоким уровнем функционирования. У детей с этим диагнозом, как правило, наблюдается нормальный или выше среднего интеллект. Термин появился в психиатрии в 1944 году. Чаще всего признаки становятся заметны около трёх лет. Чем раньше поставлен диагноз и начаты реабилитационные мероприятия, тем выше шансы на успешную адаптацию и социализацию человека.

Синдром Аспергера – что это за болезнь простыми словами

Синдром Аспергера относят к первазивным расстройствам развития. Раньше его рассматривали как вариант детского аутизма, сейчас выделяют в отдельную диагностическую категорию ввиду отличительных клинических черт. Для этого состояния характерна необычная, эксцентричная манера поведения: ребёнок может совершать поступки, не соответствующие ситуации или месту. Заболевание диагностируют у мальчиков примерно в четыре раза чаще, чем у девочек.

Люди с синдромом Аспергера часто не усваивают социальные условности в полном объёме: их поведение может быть неуместным в присутствии других. Они проявляют сильный интерес к определённым темам и способны долго о них рассуждать, превращая диалог в монолог — разговор ведёт в основном только сам человек с синдромом. Он может делиться своими переживаниями и деталями как с близкими, так и с малознакомыми людьми, что подчёркивает недостаток социального фильтра.

У таких детей обычно нет заметных задержек в моторном или речевом развитии: первые слова часто появляются около двух лет, к трём годам речь становится фразовой. Двигательная активность в целом сохранена, иногда отмечается некоторая неуклюжесть. Долговременная память у них часто сильнее кратковременной; они хорошо запоминают факты и даты, что делает возможным успех в точных и технических профессиях — инженерии, программировании, статистике. Восприятие языка у них склонно к буквальной интерпретации: переносные смыслы даются с трудом, а абстрактное логическое мышление может быть менее развито.

Наряду с вербальными навыками у пациентов возможны трудности с невербальной коммуникацией — зрительный контакт, мимика, позы могут быть ограничены. Интересы обычно узкие, но интенсивные; в выбранных областях продуктивность часто выше среднего.

Из-за чего возникает

Точные причины синдрома Аспергера пока не установлены. Большинство исследователей склоняются к важной роли генетической предрасположенности: у некоторых родителей наблюдаются сходные поведенческие черты и особенности памяти. Прямой причинно-следственной связи с течением беременности обнаружено не было, но при преждевременных родах и у матери старше 35–40 лет отмечается повышенная частота некоторых первазивных расстройств.

Синдром чаще выявляют у мальчиков, однако он встречается и у девочек, у которых порой протекает менее явно: женщины умело маскируют необычное поведение, подстраиваясь под социальные нормы. У пациентов обнаруживаются функциональные особенности в «социальных» зонах мозга — лобной и височной коре, миндалевидном теле и мозжечке. На биохимическом уровне вовлечены нейромедиаторы, в частности дофамин: при нарушении дофаминовой передачи ослабляется координация работы нейронов, что может отражаться на социальном поведении и эмоциональном восприятии.

Предполагается, что некоторые из этих нарушений формируются ещё в пренатальном периоде, а осложнения беременности и родов могут усугублять их. Также изучают возможную связь с инфекционными заболеваниями матери или ребёнка в раннем возрасте и с врождёнными метаболическими нарушениями.

-2

Как общаться с человеком с синдромом Аспергера

Общение с человеком, у которого синдром Аспергера, должно строиться на взаимном уважении и ясности. Рекомендуется говорить конкретно, избегая двусмысленных выражений и переносных смыслов. В разговоре полезно мягко переключать внимание на другие темы, если беседа зациклится.

Эффективность коммуникации во многом зависит от ранней реабилитации. Пациентам рекомендованa психосоциальная терапия как можно раньше — совместная работа с психологом помогает формировать навыки межличностного взаимодействия и усваивать общепринятые правила общения. Женщины чаще маскируют признаки расстройства и быстрее перенимают социальные шаблоны; мужчинам обычно труднее вырабатывать социальные навыки, и при запоздалой коррекции у взрослых мужчин возможны изоляция и депрессия.

Важно минимизировать стрессовые ситуации — у многих таких людей понижена стрессоустойчивость. Постепенное формирование навыков снижения восприимчивости к стрессу способствует лучшей социальной адаптации.

Как определить и как выглядит синдром Аспергера

При синдроме Аспергера выраженной задержки речевого развития обычно нет, но возможны особенности речи и трудности с пониманием смысловых оттенков. Речь может развиваться в срок или незначительно задерживаться; первые слова иногда кажутся необычными, сложными по структурe.

Манера говорить часто отличается — голос может быть приглушённым или монотонным, интонация слабо передаёт эмоциональное содержание. Речевые конструкции могут быть сложными по построению, тогда как смысловой контекст улавливается хуже: пациенты склонны к буквальному толкованию фраз.

Вербальное и невербальное поведение часто не согласованы: мимика бедна, жесты стереотипны. Взгляд бывает пристальным, движения — скованными и неуклюжими. Во время беседы пациент может находиться не лицом к собеседнику, избегая прямого зрительного контакта, и внезапно встать и уйти, даже если до этого выглядел заинтересованным.

Налаживание контактов со сверстниками затруднено: поведение может казаться эгоистичным или отчуждённым. Некоторые, наоборот, стараются находиться в обществе, но не могут подстроиться под эмоциональный фон группы. Часто проявляется эгоцентричность — продолжительные монологи на волнующие темы, в которых собеседнику сложно принять участие.

В детстве потребность в дружбе не всегда выражена, но в подростковом возрасте она растёт — подростки могут остро переживать своё отличие от сверстников. При благоприятных условиях и своевременной поддержке многие успешно социализируются и строят отношения. Часто у пациентов ограничена эмпатия: они с трудом разделяют эмоции других.

Для упрощения общения некоторые используют заученные шаблоны поведения и «роли». В новых или непредвиденных ситуациях такие люди могут растеряться. Интересы у них обычно узкие, они посвящают им много времени, что иногда приводит к конфликту с требованиями социальной реальности (например, чрезмерное увлечение животными может привести к желанию жить в конюшне).

С раннего возраста у некоторых детей проявляются выдающиеся способности в узких сферах: детализация, память и знания могут быть очень высоки. При вовремя начатом развитии таких талантов во взрослой жизни это часто превращается в профессиональное достижение в специализированной области.

Внешне пациенты мало отличаются от сверстников: заметной может быть лишь неуклюжая походка и повторяющиеся движения рук. Психоэмоциональные особенности проявляются в общении — разговор может походить на монолог, мимика «как маска», жесты практически отсутствуют, вербальная речь слабo поддерживается невербальными сигналами.

-3

В чем выражается и как проявляется синдром Аспергера

Что характерно для синдрома Аспергера - особенности:

1. Отсутствие задержки речи и нормальные умственные способности.

  • Первые слова обычно появляются около 2 лет, а фразы — к 3 годам.
  • Интеллект, как правило, сохранён, ребёнок способен к самообслуживанию и интересуется окружающим миром.
  • Двигательная активность в целом нормальная, но часто присутствует некоторая неуклюжесть.
  • Внутренний мир развивается односторонне.
  • Чрезмерная сосредоточенность на отдельных темах (ребёнок стремится разобраться во всех деталях интересующей его области).

2. Нарушения социального взаимодействия.

  • Избегание зрительного контакта, бедная мимика, видимое отсутствие эмоций.
  • Трудности в установлении дружеских связей (сложности в нахождении общего языка со сверстниками)
  • Недостаточная сформированность коммуникативных навыков.
  • Склонность самостоятельно делиться своими увлечениями и переживаниями.

3. Ограниченный круг интересов и стереотипные модели поведения.

  • Сосредоточенность на ограниченном числе тем, буквальное восприятие языка и трудности с переносным смыслом.
  • Повторяющиеся, бессмысленные с внешней точки зрения движения руками или телом.
  • Многократные обнюхивания, поглаживания поверхностей, прислушивание к звукам, которые издаёт объект.

У пациентов с синдромом Аспергера нередко наблюдаются сопутствующие психические состояния: в детском возрасте — гиперактивность, дефицит внимания, тики; в подростковом — тревожные расстройства, депрессивные симптомы и подавленное настроение.

Кто диагностирует

Окончательный диагноз ставит психиатр; заподозрить расстройство могут также педиатр, психолог или невролог. Родителям стоит обратиться к детскому психиатру при появлении поведенческих особенностей, отличающихся от сверстников. Диагноз может быть установлен в любом возрасте, в том числе у взрослых, поэтому при сомнениях необходима консультация специалиста, который подскажет дальнейшие шаги и составит индивидуальную программу реабилитации с учётом уровня развития и общего здоровья пациента.

Синдром Аспергера и аутизм – в чем разница

В 2004 году был введён более широкий термин «расстройства аутистического спектра», включающий низко-, средне- и высокофункциональные варианты. Синдром Аспергера относят к высокофункциональным формам: интеллект при нём обычно не снижен, но наблюдаются характерные особенности поведения.

Дети с синдромом Аспергера не теряют способность к обучению; в областях интереса они часто обладают глубокими и детальными знаниями. Основная трудность — социальная коммуникация: ограниченность эмоционального выражения и неспособность к полноценной эмпатии сочетаются с многословными монологами на любимые темы. В целом пациенты с классическим аутизмом значительно менее склонны к установлению контакта с людьми.

Вопросы и ответы

Какие профессии подойдут человеку с синдромом Аспергера?

Из-за трудностей в социальной коммуникации и особенностей когнитивного профиля выбор профессии может влиять на комфорт и эффективность работы. Рекомендуются занятия, в которых важна хорошая долговременная память и внимательность к деталям: программист, чертёжник, фотограф, дизайнер, автомеханик, строитель, бухгалтер, библиотекарь, редактор-корректор, статистик, физик, математик и иные подобные специальности. Профессии, требующие быстрой переключаемости, развитой кратковременной памяти или интенсивной коммуникации (например, преподавание, PR, медицина, юриспруденция, управленческие роли с высокой социальной нагрузкой) могут оказаться менее подходящими.

Берут ли с синдромом Аспергера в армию?

Синдром Аспергера сам по себе не является автоматическим основанием для медицинского освобождения от военной службы, однако не все воинские должности будут подходящими. Людям с этим синдромом обычно легче выполняются специализированные технические или аналитические задачи — например, связист, программист, оператор разведывательного дрона. По возможности следует избегать ролей с интенсивной боевой подготовкой и обращением с оружием, если это повышает риск морального или психологического дискомфорта.

Кто впервые описал синдром Аспергера?

Первое описание атипичных проявлений аутизма в детском возрасте принадлежит Лео Каннеру (1943), который описал форму с самоизоляцией, стереотипным поведением и нарушениями коммуникации у детей 2,5–8 лет. В 1944 году австрийский психиатр Ганс Аспергер описал похожую картину как «аутистическую психопатию». Ранние упоминания о подобном поведении встречаются ещё в работах русской психиатры Груни Сухаревой (1926). Название «синдром Аспергера» получило широкое распространение после публикаций Лорны Винг в 1981 году.

Как жить с синдромом?

При правильно подобранной и своевременной психоэмоциональной поддержке люди с синдромом Аспергера могут вести полноценную жизнь и успешно интегрироваться в общество. Ранняя реабилитация снижает выраженность поведенческих особенностей по сравнению со сверстниками, а регулярная работа с психологом и психотерапевтом помогает понять социальные нормы и подобрать профессиональную траекторию, учитывающую индивидуальные особенности.

Как выявить синдром?

Определить синдром Аспергера можно, наблюдая поведение ребёнка в возрасте примерно 2,5–3 лет. Если проявляются экспансивность, странные поступки и стереотипные движения, отличающиеся от привычного поведения сверстников, рекомендуется консультация детского психиатра.

Кто диагностирует расстройство?

Окончательный диагноз выставляет психиатр. Идеально выявить расстройство в раннем детстве, чтобы провести психологическую коррекцию до пубертатного периода и подготовить пациента к взрослой жизни. Бывают ситуации поздней диагностики у взрослых, в том числе мужчин, но и в зрелом возрасте возможна эффективная психотерапевтическая коррекция. Важно не игнорировать признаки и при необходимости обращаться к специалистам, руководствуясь характеристиками, приведёнными выше.

Синдром Аспергера лечат врачи в «СМ-Клиника» - https://www.smclinic.ru/

Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.