Найти в Дзене

МАРКСИЗМ, ТЕОДИЦЕЯ, «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

МАРКСИЗМ, ТЕОДИЦЕЯ, «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ» При анализе идеологических конструктов Нового времени часто прослеживается их глубокая связь с предшествующими теологическими системами. Кажется, что секулярный разум порывает с религиозным прошлым, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что он не столько отвергает его, сколько переводит на новый язык, создавая тем самым своеобразные «ереси». Ярчайшим примером такой «ереси» является марксизм, который, по сути, представляет собой радикально переосмысленную и вывернутую наизнанку христианскую теодицею. Если классическая теодицея оправдывает Бога перед лицом мирового зла, обещая спасение и Царство Небесное, то марксизм оправдывает историю, обещая избавление от зла социального и наступление Царства Божьего на земле — коммунизма. Эта скрытая религиозная матрица с невероятной наглядностью проступает в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Егор Шилов, главный герой в исполнении Юрия Богатырева — чекист,

МАРКСИЗМ, ТЕОДИЦЕЯ, «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ»

При анализе идеологических конструктов Нового времени часто прослеживается их глубокая связь с предшествующими теологическими системами. Кажется, что секулярный разум порывает с религиозным прошлым, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что он не столько отвергает его, сколько переводит на новый язык, создавая тем самым своеобразные «ереси».

Ярчайшим примером такой «ереси» является марксизм, который, по сути, представляет собой радикально переосмысленную и вывернутую наизнанку христианскую теодицею. Если классическая теодицея оправдывает Бога перед лицом мирового зла, обещая спасение и Царство Небесное, то марксизм оправдывает историю, обещая избавление от зла социального и наступление Царства Божьего на земле — коммунизма.

Эта скрытая религиозная матрица с невероятной наглядностью проступает в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Егор Шилов, главный герой в исполнении Юрия Богатырева — чекист, борец за революционную законность, солдат марксистской утопии. Его лексикон полон отсылок к «интернациональному долгу» и «классовой борьбе». Но если мы посмотрим на его поступки, а не на слова, мы увидим архетипический образ христианского страстотерпца.

Так, солдат революции становится «святым» в еретическом марксистском вероучении, а его служение делу Октября – это служение некоторому трансцендентному откровению Истории.

#spolohigrozy #splhcinema #Свойсредичужихчужойсредисвоих #Михалков