Найти в Дзене

Игорь Орлов: мы живем подвешенными на ниточке Божьей милости

В своих воспоминаниях Игорь Михайлович Орлов, отметивший в 2025 году свой 90-летний юбилей, пишет, что художником он стал благодаря детским впечатлениям: с началом войны шестилетний Игорь с мамой и братом оказался в деревне недалеко от Елабуги. Природа этих мест – широкая Кама, бескрайние луга и могучий сосновый бор - поразили воображение мальчика. «Любовь к природе и нелюбовь к городу у меня оттуда», - подчеркивает художник. С детства он был одарен какой-то удивительной способностью видеть, чувствовать и запоминать Красоту окружающего, и эта поразительная впечатлительность определила весь его творческий путь. Основным мотивом своего творчества Игорь Орлов считает «мечту о гармонии Божьего мира и желание оградить его от темных сил, от гибели…» Как это делает живописец? – запечатлевая красоту мира, славя ее в своих произведениях. «Но время не способствует лучезарному восприятию действительности, - замечает Игорь Михайлович, - поэтому борются в моих картинах свет и тень, жизнь и смерть»
Игорь Орлов. Автопортрет.
Игорь Орлов. Автопортрет.

В своих воспоминаниях Игорь Михайлович Орлов, отметивший в 2025 году свой 90-летний юбилей, пишет, что художником он стал благодаря детским впечатлениям: с началом войны шестилетний Игорь с мамой и братом оказался в деревне недалеко от Елабуги. Природа этих мест – широкая Кама, бескрайние луга и могучий сосновый бор - поразили воображение мальчика. «Любовь к природе и нелюбовь к городу у меня оттуда», - подчеркивает художник. С детства он был одарен какой-то удивительной способностью видеть, чувствовать и запоминать Красоту окружающего, и эта поразительная впечатлительность определила весь его творческий путь.

И.Орлов. Вечер. 1991. к,м. Работа из коллекции Музея Актуального Реализма
И.Орлов. Вечер. 1991. к,м. Работа из коллекции Музея Актуального Реализма

Основным мотивом своего творчества Игорь Орлов считает «мечту о гармонии Божьего мира и желание оградить его от темных сил, от гибели…» Как это делает живописец? – запечатлевая красоту мира, славя ее в своих произведениях. «Но время не способствует лучезарному восприятию действительности, - замечает Игорь Михайлович, - поэтому борются в моих картинах свет и тень, жизнь и смерть». Тема «предчувствия» звучит в работах мастера: он нередко пишет идиллический пейзаж, над которым нависла гроза как ощущение грозящей миру катастрофы. Впрочем, художник считает себя оптимистом: «В возникновении этого мира был определенный Божий замысел, он не должен быть нарушен»…

И. Орлов. Закат.2018, к.м. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
И. Орлов. Закат.2018, к.м. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Одна из главных идей, воплощенных в творчестве Орлова, - идея цельности мира, которую живописец выразил просто и понятно: «Для меня … невозможно писать отдельно деревья, отдельно землю, дома, небо. У меня одна часть холста перетекает в другую, пейзаж становится единым пространством, где объемы организованы особым образом…» Именно поэтому глядя на картины Орлова, зритель чувствует и понимает, что мир един и неделим, что все взаимосвязано и «крохотный цветок также велик, как звездное небо»… Об этом, например, его серия «Мир растений и облаков»: огромный мир запечатлен и в самой малой его части, и всего лишь лист хрена, занимающий большую часть холста, ничуть не менее значим, красив и важен, чем дерево, лес и даже бескрайнее небо…

И. Орлов. Мир растений и облаков. 1992, х.м. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
И. Орлов. Мир растений и облаков. 1992, х.м. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Цельность мира у Орлова выражается также и в том, что пейзаж на его полотнах может переходить в интерьер и наоборот. Мастер справедливо считает, что раскрывая интерьер в пейзаже, ему удается достичь «более емкого образа», чем если отдельно писать пейзаж и отдельно – интерьер.

И. Орлов. Окна и солнце. 1983, к.м. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
И. Орлов. Окна и солнце. 1983, к.м. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Этот же принцип применяет художник, соединяя на одной плоскости день и ночь, утро и вечер, создавая иллюзию протяженности времени, фиксируя переходные состояния природы, света и цвета. Поток времени един – об этом говорят и работы из серии «Времена года», в которых на одном холсте автор помещает пейзажи из разных времен года. «Больше всего я люблю писать небо», - признается мастер. И действительно, неба у него всегда много, оно очень разное, облака на нем ежесекундно меняют цвет и форму, они бегут, и зритель буквально чувствует, ощущает их движение. И при этом небо у мастера всегда гармонирует с красотой земной тверди.

И. Орлов. Облако. 2007, к.м. Работа из солрания Музея Актуального Реализма
И. Орлов. Облако. 2007, к.м. Работа из солрания Музея Актуального Реализма

Мир Игоря Орлова – прекрасен, это божественный мир, полный чудес и красоты, а художник, как справедливо отмечают многие искусствоведы, смотрит на него «глазами ребенка», восторженно и трепетно. Именно поэтому ему удается доказать нам, разглядывающим его картины, что «горний мир», полный гармонии, действительно существует и присутствует в нашей реальности… И мы, если понимаем это, становимся немного лучше.

И. Орлов. Предчувствие. 2013, х.м. Работа из коллекции Музея Актуального Реализма
И. Орлов. Предчувствие. 2013, х.м. Работа из коллекции Музея Актуального Реализма

Творчество Игоря Михайловича Орлова обычно относят к «романтическому реализму», оно абсолютно гармонично вписывается в мировую живописную традицию, к которой можно отнести художников, поставивших своей целью служение Красоте и Гармонии. Сегодня, во время нарастающего мирового духовного и экзистенциального кризиса, ценность искусства, позволяющего нам сохранить человеческий облик и бессмертную душу, особенно велика…

Творчеству Игоря Орлова посвящена отдельная локация на выставке «ЮБИЛЯРЫ: Личности Наследие. Истории», проходящей в Музее Актуального Реализма. Выставка открыта для посещений до 14 декабря 2025 года.