В своих воспоминаниях Игорь Михайлович Орлов, отметивший в 2025 году свой 90-летний юбилей, пишет, что художником он стал благодаря детским впечатлениям: с началом войны шестилетний Игорь с мамой и братом оказался в деревне недалеко от Елабуги. Природа этих мест – широкая Кама, бескрайние луга и могучий сосновый бор - поразили воображение мальчика. «Любовь к природе и нелюбовь к городу у меня оттуда», - подчеркивает художник. С детства он был одарен какой-то удивительной способностью видеть, чувствовать и запоминать Красоту окружающего, и эта поразительная впечатлительность определила весь его творческий путь.
Основным мотивом своего творчества Игорь Орлов считает «мечту о гармонии Божьего мира и желание оградить его от темных сил, от гибели…» Как это делает живописец? – запечатлевая красоту мира, славя ее в своих произведениях. «Но время не способствует лучезарному восприятию действительности, - замечает Игорь Михайлович, - поэтому борются в моих картинах свет и тень, жизнь и смерть». Тема «предчувствия» звучит в работах мастера: он нередко пишет идиллический пейзаж, над которым нависла гроза как ощущение грозящей миру катастрофы. Впрочем, художник считает себя оптимистом: «В возникновении этого мира был определенный Божий замысел, он не должен быть нарушен»…
Одна из главных идей, воплощенных в творчестве Орлова, - идея цельности мира, которую живописец выразил просто и понятно: «Для меня … невозможно писать отдельно деревья, отдельно землю, дома, небо. У меня одна часть холста перетекает в другую, пейзаж становится единым пространством, где объемы организованы особым образом…» Именно поэтому глядя на картины Орлова, зритель чувствует и понимает, что мир един и неделим, что все взаимосвязано и «крохотный цветок также велик, как звездное небо»… Об этом, например, его серия «Мир растений и облаков»: огромный мир запечатлен и в самой малой его части, и всего лишь лист хрена, занимающий большую часть холста, ничуть не менее значим, красив и важен, чем дерево, лес и даже бескрайнее небо…
Цельность мира у Орлова выражается также и в том, что пейзаж на его полотнах может переходить в интерьер и наоборот. Мастер справедливо считает, что раскрывая интерьер в пейзаже, ему удается достичь «более емкого образа», чем если отдельно писать пейзаж и отдельно – интерьер.
Этот же принцип применяет художник, соединяя на одной плоскости день и ночь, утро и вечер, создавая иллюзию протяженности времени, фиксируя переходные состояния природы, света и цвета. Поток времени един – об этом говорят и работы из серии «Времена года», в которых на одном холсте автор помещает пейзажи из разных времен года. «Больше всего я люблю писать небо», - признается мастер. И действительно, неба у него всегда много, оно очень разное, облака на нем ежесекундно меняют цвет и форму, они бегут, и зритель буквально чувствует, ощущает их движение. И при этом небо у мастера всегда гармонирует с красотой земной тверди.
Мир Игоря Орлова – прекрасен, это божественный мир, полный чудес и красоты, а художник, как справедливо отмечают многие искусствоведы, смотрит на него «глазами ребенка», восторженно и трепетно. Именно поэтому ему удается доказать нам, разглядывающим его картины, что «горний мир», полный гармонии, действительно существует и присутствует в нашей реальности… И мы, если понимаем это, становимся немного лучше.
Творчество Игоря Михайловича Орлова обычно относят к «романтическому реализму», оно абсолютно гармонично вписывается в мировую живописную традицию, к которой можно отнести художников, поставивших своей целью служение Красоте и Гармонии. Сегодня, во время нарастающего мирового духовного и экзистенциального кризиса, ценность искусства, позволяющего нам сохранить человеческий облик и бессмертную душу, особенно велика…
Творчеству Игоря Орлова посвящена отдельная локация на выставке «ЮБИЛЯРЫ: Личности Наследие. Истории», проходящей в Музее Актуального Реализма. Выставка открыта для посещений до 14 декабря 2025 года.